Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинская экономика как startup

Международные и отечественные эксперты — о том, как построить страну креативных индустрий
28 сентября, 19:08
«УКРАИНА АБСОЛЮТНО НАСЫЩЕНА ФАНТАСТИЧЕСКИМИ ИДЕЯМИ И ЛЮДЬМИ. ЕДИНСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА — В ТОМ, ЧТО ОТСУТСТВИЕ ЭКОСИСТЕМЫ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ РЕАЛИЗОВАТЬ ЭТОТ ПОТЕНЦИАЛ», — ГОВОРИТ КООРДИНАТОР ЕВРОКОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ ЕС РАГНАР СИИЛ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Искусство больше не будет неприбыльным делом. В этом убеждены сторонники нового направления экономической деятельности — «креативная экономика». 22 сентября украинские и зарубежные эксперты в этой сфере собрались на первом Международном форуме «Креативная экономика — украинский start-up». Говорили об особенностях и проблемах развития креативных индустрий в Украине, а также поделились зарубежным опытом успешных проектов.

Открыл программу с докладом об экосистеме и развитии креативной экономики на макроуровне Рагнар Сиил — координатор Еврокомиссии по вопросам взаимодействия креативных индустрий ЕС, бизнес-консультант. «Статистика в Европе говорит о том, что 50% людей работают в культурной и креативной сферах. Из них половина — потому что имеет образование в креативных отраслях, другие — потому что имеют креативные идеи», — говорит он. По его словам, эта отрасль имеет потенциал для обеспечения роста экономики, создавая дополнительную стоимость и рабочие места путем создания и использования интеллектуальной собственности. Именно этот капитал можно использовать в креативной экономике.

Он приводит пример Эстонии, в которой Рагнар стал первым продвигать идею креативной экономики. «В Эстонии, постсоветской стране, почти 5% населения задействовано в креативных индустриях. Это большое количество. Из всех компаний Эстонии 11,4% — креативный бизнес. Каждые четыре года мы рассматриваем, где находятся креативные индустрии в Эстонии. С 2007-го по 2011 годы они вышли на показатель роста в 44%. Это значит, что все больше людей, имеющих знание и навыки, талант, стараются создать свой бизнес», — говорит он.

Также спикер поделился результатами собственного исследования потенциала креативной экономики в Украине. «Сейчас стоит понять, что на сегодняшний день Украина совершенно насыщена фантастическими идеями и людьми. Единственная проблема — в том, что отсутствие экосистемы не позволяет реализовать этот потенциал. Людям очень сложно что-то сделать со своими креативными навыками и талантами», — говорит бизнес-консультант.

Еще одна проблема, касающаяся и Украины также, по его мнению — заключается в том, что культура и креативность рассматриваются как сферы расходования средств, словно они «живут» на субсидиях и дотациях власти. «Основной принцип идеологии креативной индустрии, которую нужно донести до политиков, что культуру и креативную экономику нужно рассматривать как источник дохода. Это не часть проблемы, а часть решения», — говорит Сиил.

Что сможет развивать потенциал креативной экономики в Украине? «Мы выяснили, что в обществе должно быть что-то такое, что будет развивать креативные индустрии, понимание вашего места и потенциала», — говорит Рагнар. Поэтому, во-первых, убежден бизнес-консультант, нужно самостоятельно создать стратегию, которая может быть похожа на стратегии других стран, но нельзя ее копировать в силу как минимум разных экономических факторов. «Это значит, что нужно приложить усилия, чтобы привлечь людей из университетов и бизнеса. Вы не можете развивать креативные сферы без сотрудничества с другими отраслями. Ваш министр культуры должен работать с министром экономики, иностранных дел. Кто-то должен стать ответственным за развитие креативной экономики у вас в стране», — добавляет он.

Следующий шаг — информирование общества. Ведь люди не знают об этом направлении, о его потенциале, бизнесмены не знают, как создавать дополнительную стоимость в таком бизнесе. Не менее важны элементы — мотивация и инфраструктура. «В Украине так много незанятых зданий, с которыми власть не знает, что делать. Их нужно просто отдать творческим людям, и они придумают решение. Самые успешные истории пишутся именно в таких местах», — объясняет Рагнар.

Также не стоит забывать о финансировании. Например, в Эстонии культурное заведение все, что зарабатывает, оставляет себе. Таким образом работники учреждения больше мотивированы, чтобы зарабатывать деньги и развивать свою деятельность. «Нужно также создать сеть. Ведь обычно креативный бизнес — это маленький бизнес. Если вы успешно работаете и получаете много заказов, вы не сможете их выполнить, потому вам нужны компании, которые работают в таком же направлении и могут это сделать», — добавляет бизнес-консультант.

О креативных индустриях на микроуровне рассказал участникам форума Дэвид Перриш — бизнес-тренер с многолетним опытом, который работал с компаниями и государственными организациями более чем в 30 странах мира, автор бестселлера «Костюмы и футболки», который был переведен на украинский язык. «Кто-то считает, что креативность и бизнес — противоположные понятия, и между ними существует конфликт. Я согласен, что между ними есть противоречия, но мой опыт говорит о том, что мы можем их соединить и получить коммерческий успех, — говорит он. — Ведь в сознании многих закрепился образ, что хороший художник должен быть бедным, а если он продает свои картины, он продает душу дьяволу».

В качестве примера Дэвид приводит собственный опыт создания книжного магазина. «Мы создавали его больше в культурных целях и когда начали зарабатывать деньги, то нам было не по себе. А когда я начал интересоваться бизнесом и работать над тем, как развивать его, то понял, что это очень полезная и необходимая вещь, — объясняет он. — Когда ваши идеи принимают материальную форму, это становится интеллектуальной собственностью и уже имеет стоимость».

«У вас есть много креативных талантов. У вас нет недостатков в креативном таланте. Поэтому полпути вы уже прошли. Но этого недостаточно. Нужно еще помочь людям стать креативными предпринимателями, — скульпторы или художники не всегда могут продать свои работы. Поэтому нужна система поддержки книги, материала, картины. Нужно помочь людям разобраться в бизнесе, определить понятие успеха и применять методы ведения бизнеса для его достижения. Это можно делать через мастер-классы, презентации. Это происходит уже в Великобритании и помогает им развиваться. Это отвечает целям и ценностям креативных предприятий», — подытоживает Дэвид Периш.

Тем более, что для поддержки и развития креативной экономики в Украине уже с июля этого года действует соответствующая программа Европейского союза — «ЕС — восточное партнерство». Программа с бюджетом 4,2 миллиона евро рассчитана на три года и будет работать еще в таких странах, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия и Молдова. «Мы считаем, что программа развития культуры важна для модернизации сектора культуры тем, что заполняет тот пробел, который возник в тех направлениях, где не работает Министерство культуры, и будет содействовать динамическому развитию культуры», — говорит руководитель программы, старший советник в колледже Оксфордского университета, эксперт Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Терри Санделл.

Программа состоит из четырех компонентов. Первый — исследование культурных показателей и создание рабочей карты. Второй — создание необходимой инфраструктуры. Третье направление занимается определением лидеров в области культуры, которые играют большую роль в развитии европейской культуры в целом. Как отмечает Сенделл, в Украине с этим пока возникают проблемы, ведь нет объединения усилий Министерства культуры и культурных деятелей. Четвертый — по коммуникации и продвижению.

Последним спикером программы стал Сергей Хромов-Борисов — один из ведущих в постсоветском пространстве тренеров, владеющих методикой дизайна бизнес-моделей. Он рассказал участникам форума о том, как преодолеть разрыв между техническим и социальным творчеством.

В частности, он отметил то, что для построения успешного креативного бизнеса в Украине нужно выстраивать стратегию. Для этого, по словам Сергея Хромова-Борисова, нужно исследовать потребности аудитории, найти решение определенной проблемы. Также он рассказал о зарубежных методиках проведения исследований аудитории и продемонстрировал их результативность на примере американского опыта.

Также в ходе форума состоялась дискуссионная панель, в которой приняли участие генеральный продюсер Ukrainian Fashion Week Владимир Нечипорук, профессор кафедры информационных систем Харьковского национального университета им. С. Кузнеца, Член национальной команды экспертов в сфере высшего образования ERASMUS +, Координатор проектов TEMPUS, ERASMUS + Ирина Золотарева, руководитель по развитию интернет-издания «Платформа» Мария Фронощук, представитель CEO WIFI BAR Ukraine Сергей Шустов и президент Фонда ArtHuss, инициатор платформы креативной экономики CHERNOZEM Константин Кожумяка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать