Перейти к основному содержанию

Украинский борщ с... европейской свеклой?

Эксперты отмечают: импорт европейского продовольствия в течение семи лет вырастет на 4—8%, однако продукты сразу не подешевеют
09 июля, 13:46

Сегодня мы импортируем немало европейских продуктов. Больше всего — овощей и фруктов, кофе, чаев, специй, молока и мяса. С подписанием Соглашения об ассоциации и вступлением Украины в ЗСТ, рынки станут более открытыми. Означает ли это, что отныне полки супермаркетов пополнятся новым ассортиментом европейских продуктов, вытеснив отечественный товар более низкой ценой?

По оценкам экспертов Института экономических исследований и политических консультаций, процесс полного вхождения Украины в Зону свободной торговли с ЕС в сельскохозяйственной отрасли может продолжаться около семи лет. За это время ожидается, что Украина увеличит импорт европейского продовольствия приблизительно на 4—8%. Больше всего, подсчитали эксперты, мы будем покупать в Евросоюзе напитков, масел и жиров растительного происхождения, мясных изделий, минеральных и химических удобрений, масел и жиров животного происхождения, овощей и фруктов, а также... сахара.

«В разных товарных группах ситуация разная. В некоторых категориях (тех, где по тем или другим причинам Украина вообще не производит товары, например, оливки) часть европейских продуктов уже является существенной. Если же смотреть глобально на рынок продовольствия, то на сегодня Украина обеспечивает себя продуктами питания более чем на 85%. Соответственно, украинские производители имеют хорошие стартовые условия для защиты своего рынка», — говорит председатель Украинской аграрной ассоциации Владимир МАКАР. По его словам, на руку украинскому производителю играет курс евро. Ведь любая европейская продукция закупается за валюту, потому, в течение определенного времени удешевление гривни будет сдерживать объемы импорта европейских товаров.

Также по прогнозам аналитиков, в течение первых десяти лет деятельности Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли Украина сможет ввезти дополнительные 700 миллионов долларов импорта из ЕС среди товаров, которые раньше не поставлялись европейскими фирмами на украинский рынок. Наибольший потенциал ожидается для морских продуктов, семян и плодов масличных растений, мясных продуктов, сахара, а также зерновых культур.

«Если посмотреть на полки супермаркетов, магазинов, то мы там увидим много европейской продукции. Особенно это касается дорогого сегмента — сыры или мясо. Цена на эти товары — немаленькая, но люди готовы платить больше за качество. Тем не менее, с подписанием Соглашения об Ассоциации, она будет падать. Насколько — неизвестно пока еще», — говорит Олег НИВЬЕВСКИЙ, координатор проектов, центр исследований с/х, продовольствия и обновительных источников энергии Института политических исследований и консультаций.

Он объясняет, что цена ввезенной продукции в Украину зависит, в первую очередь, от нетарифных мероприятий. «ЗСТ предусматривает обнуление таможенных тарифов. Однако если у нас сравнить цену на один и тот же вид продукции, например, пармезан, то он будет раза в три дороже, чем в Германии. Если же смотреть на таможенные тарифы, то они составляют лишь 10—15%, кажется. И этот тариф сам по себе не повышает цену на продукцию в 300%», — отмечает он. То есть, отмечает Олег Нивьевский, проблема заключается именно в процедуре ввоза товаров на территорию Украины. «У перевозчиков возникают проблемы с растаможиванием своей продукции. Мы знаем, что недавно происходило на таможне — практически все и везде давали и брали взятки. И все это, конечно, влияет на повышение цены продуктов на полках. Вместе с тем, Соглашение направлено на более регуляторные вещи — растаможивание, процедуры, касающиеся сертификации качества», — добавляет он.

На удешевление европейских товаров влияет также и политика правительств стран-членов ЕС. «Заграничных фермеров, а особенно европейских, активно субсидируют их правительства, потому они могут давать цены ниже, чем наши аграрии», — говорит Владимир Макар. По его словам, уже сейчас украинские молочники страдают от дешевой белорусской «молочки». «Для того же, чтобы не отдать наш рынок заграничным аграриям наше правительство и ВР должны помнить об украинских сельхозпроизводителях и, по крайней мере, не забирать у них ту поддержку, которая уже действует сегодня, — речь идет о специальном режиме налогообложения сельхозпроизводителей», — объясняет Макар.

Однако будут дешеветь не только европейские товары, но и украинские. «В любом случае увеличится конкуренция — это всегда положительно для потребителя, ведь это снижает цены», — отмечает председатель Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар. А Олег Нивьевский добавляет, что в то же время конкуренция является определенным фактором борьбы с инфляцией на продовольственную продукцию. «Этого нужно добиваться, как и демонополизации внутренних рынков. Это позитивное явление», — говорит он.

Тем не менее, все еще важным остается вопрос конкурентоспособности продовольственной продукции отечественного производства. А это, в первую очередь, — качество и безопасность. Ведь наши производители еще не успели после распада СССР (когда за стандарты качества и безопасности продукции отвечало государство) выполнить эти функции самостоятельно. Тем более, с такой системой контроля, как в Украине. «У нас есть неплохой потенциал. Однако мы его не научились хорошо использовать. Например, у нас есть хорошая кормовая база, которая не уступает европейской по качеству и является дешевле. Однако конечный продукт для экспорта — по качеству ему трудно конкурировать с европейским. Даже на внутреннем рынке. Об этом и говорят производители. И на это влияет и наша система образования. Производители вынуждены учить своих работников, чтобы получить качественных специалистов», — отмечает Нивьевский. По его словам, Соглашение об Ассоциации позволяет сделать существенное продвижение, чтобы модернизировать нашу систему качества и безопасности пищевой продукции. И это, по его мнению, является более позитивным моментом, чем беспошлинная торговля.

Несмотря на снижение цен на европейские продукты в будущем, украинский потребитель вряд ли сможет полностью отказаться от отечественных продуктов. «Европейские товары уже представлены, в основном, в высшем и среднем сегменте, где вряд ли что-то изменится кардинально. Если же говорить о низком ценовом сегменте, в котором продается наибольшее количество продовольствия, то здесь могут быть кардинальные изменения», — говорит Владимир Макар.

«Средние домохозяйства, согласно статистике, больше половины своего бюджета тратят на продовольствие. А это синдром бедности населения. Цена и в дальнейшем будет играть важную роль. Поэтому, думаю, переход на европейское продовольствие не будет резким», — говорит Нивьевский. Следовательно, скорее будут покупать европейские товары люди с большим достатком.

«Конечно, определенные отечественные компании могут жаловаться, и требовать компенсации от государства за то, что их продукцию перестали покупать, потому что на рынке появился более качественный европейский продукт. Но это — задача производителя — соответственно реагировать на такие вещи. В результате, это все равно позитивный процесс. Потому что даже если кто-то и покинет рынок, то средняя эффективность сектора значительно возрастает», — подводит итог Олег Нивьевский.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать