«Укртелеком» наконец продается
Найдется ли покупатель на убыточные услуги?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990707/4121-5-2_0.jpg)
На вопрос корреспондента «Дня» относительно обстоятельств этого процесса отвечает генеральный директор «Укртелекома» Леонид НЕТУДЫХАТА .
— Леонид Иванович, будущая приватизация «Укртелекома» вызывает полностью оправданные опасения — мы видим опыт России, где не только возникли проблемы, но не обошлось и без скандалов. Чем будет отличаться украинский вариант от российского?
— Мне сегодня трудно детализировать те вопросы, которые будет решать государство, ведь мы в первую очередь выполняем поставленные задачи, а не определяем стратегию. Что касается недостатков российской системы связи и ее приватизации, то мы это учли во время проведения подготовительных мероприятий. Мы провели реструктуризацию и объединили все областные телекомы, создав единый механизм, единый целостный имущественный комплекс в Украине. «Укртелеком» — это одно юридическое лицо с одним расчетным счетом, т.е. единая технологическая, финансовая и организационная структура, в которой трудится около 130 тысяч человек. Реструктуризация позволила уменьшить расходы и обеспечить функционирование единой структуры на территории страны.
Россияне сегодня этого не имеют, и из-за этого у них серьезные проблемы. Когда они проводили приватизацию, у них не было единого комплекса, приватизация шла порегионально, поэтому большого желания вкладывать средства в такие распыленные структуры сетей связи инвесторы не изъявили. У нас же есть надежда, что у инвесторов больших проблем не возникнет.
— Какие вы видите временные перспективы приватизации?
— Ситуация на рынках колеблется, становится то более сложной, то более привлекательной, поэтому все страны, которые приватизировали телекомы, законодательно готовились загодя — принимались законы, указы. А вот момент, когда нужно было начинать, выбирали в зависимости от спроса на собственном фондовом рынке и на рынках других стран. Это очень сложная техническая процедура, и она не зависит от времени издания указа. Я не берусь предусматривать, когда это произойдет, — все будет зависеть от выгодной рыночной конъюнктуры, от того, когда наступит удобный момент.
— Насколько я понимаю, у вас монопольное положение на рынке услуг связи. Чем вызвана потребность в том, чтобы приватизировать предприятие?
— Не совсем так. Монопольное положение — только по малорентабельным видам услуг. «Укртелеком» — сугубо государственное предприятие, и только оно несет на себе бремя социальных забот и по бюджетным, и по льготным категориям населения, а также по многим обязательствам. Мы взяли на себя определенные обязательства, а рыночные операторы абсолютно их на себя не берут и сегодня отсекают достаточно серьезные сегменты рынка, особенно по высокорентабельным видам услуг — мобильной связи, спутниковой связи, международной связи, доступу к Интернету. Это одна из причин, почему нужно спешить с изменением положения «Укртелекома». Кроме того, мировая практика свидетельствует, что все- таки должны быть инвестиции в основной, базовый телекоммуникационный сектор, чтобы другие операторы могли получать доступ ко всем сетям связи на основании базовых коммутационных станций, базовых систем передачи. Для этого нужны инвестиции, и один из наилучших путей для их получения — приватизация. Именно стратегический инвестор может принести и новые технологии, и средства.
— А как же быть с низкорентабельными видами услуг? Не проиграют ли они от приватизации?
— В этом вопросе также есть мировой опыт. В государстве создается фонд поддержки малорентабельных, убыточных подотраслей за счет отчислений. Каких и откуда — это уже вопрос не «Укртелекома», а государства. Оно может решить вопрос в этом году, а может через год или два. Конечно, желательно, чтобы это было раньше. Такие отчисления используются исключительно на убыточные участки работы — на так называемый универсальный доступ населения ко всем видам услуг. Он является убыточным во всех странах мира и компенсируется за счет тех операторов, которые работают на рынке.
Выпуск газеты №:
№121, (1999)Section
Экономика