Перейти к основному содержанию

Ускорение как реальность

Транспорт и связь Украины станут высокотехнологичными отраслями
09 ноября, 18:40
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Экономика Украины постепенно набирает темпы. Я допускаю, что такое утверждение может быть кем- то оспорено. Но, как министр транспорта и связи, я имею возможность говорить об экономических процессах и тенденциях не только на основании статистических данных, а, главным образом, по итогам деятельности транспортных отраслей.

Судите сами. За девять месяцев транспортные предприятия перевезли свыше 460 миллионов тонн различных грузов, что на 8,2% больше, чем на это время в прошлом году. 84 миллиона тонн грузов переработали украинские порты, и это на 4,2% больше, чем за январь-октябрь в прошлом году. И понятно, что прирост товарооборота обеспечен в первую очередь промышленностью, торговлей и бизнесом, которые в рамках рыночной экономики формируют ВВП страны и выстраивают все логистические цепочки, обеспечивающие движение всех этих товаров как внутри страны, так и в направлении других государств. Если представить страну в виде электрифицированной схемы разнообразных перевозок и линий связи, то тут сразу отметишь постоянное, довольно ритмичное и при этом ускоряющееся движение.

Вырос спрос и на наши услуги гражданам страны, что может свидетельствовать о дальнейшем повышении жизненного уровня, а также деловой активности населения. Пассажирский транспорт (без городского) перевез 3,4 миллиарда пассажиров (на 3,1% больше, чем в прошлом году). Продолжался рост объемов услуг связи. В частности, населению их было оказано на 24,1 миллиарда гривен (рост 21,9%). Естественно, при этом выросли как доходы отрасли, так и отчисления ее предприятий в бюджет страны. За девять месяцев они достигли трех миллиардов гривен и на 17% превысили прошлогодний уровень.

Сейчас совершенно очевидно, что и последующие годы будут характерны ростом экономики, деловой активности, уровня и качества жизни украинцев. На это направлена стратегическая программа социально-экономического развития, подготовленная правительством, и нет сомнения, что она будет реализована. Понятно, что транспорт и связь не будут узким местом в этой программе и наоборот постараются, как инфраструктурные отрасли, обеспечить все условия для развития как промышленности и бизнесу, так и гражданам Украины, которые все чаще путешествуют по стране и по всему миру и все больше общаются с родственниками, друзьями, партнерами с помощью современных средств связи. Естественно, министерство держит под постоянным контролем выполнение государственных программ развития национальной сети международных транспортных коридоров, дорожного хозяйства, ряда других отраслевых программ.

Нам очень важно в полной мере реализовать транзитный потенциал Украины. Приоритетным направлением транспортной политики в стране определена интеграция в международную транспортную сеть, и мы уделяем этому первостепенное внимание. В рамках сотрудничества Украина — ЕС реализуются три проекта технической помощи «Твиннинг», целью которых является внедрение в Украине основ европейской транспортной политики, повышение безопасности дорожного движения и присоединение Украины к европейским авиационным правилам.

На железнодорожном тран спорте, по сути, уже началась реформа государственного управления, обновляется подвижной состав, принимаются все меры для дальнейшего развития инфраструктуры. Отрасль должна в полной мере обеспечивать как текущие, так и перспективные потребности страны в перевозках грузов и пассажиров, постоянно повышать качество услуг предприятий транспорта и связи.

Не скрою, значительная часть оборудования и транспортных средств в отрасли устарела и выработала свой ресурс. Это ограничивает скорости трафика по всем нашим линиям, что мы считаем недопустимым и планово, в соответствии с программами и имеющимися ресурсами, преодолеваем. На железных дорогах с начала года сделаны капитальные инвестиции в модернизацию колеи почти на полмиллиарда гривен. В результате модернизированы 365 км железнодорожных путей. В третьем квартале на железные дороги начал поступать новый подвижный состав отечественного производства. Продолжается развитие скоростного движения, и параллельно внедряются европейские стандарты железнодорожных перевозок. Скоростные маршруты стали фактом на участках Кременчуг — Киев, Днепропетровск — Донецк, Одесса — Винница, Полтава — Киев, Киев — Львов. В скоростном режиме эксплуатируется также летний поезд Днепропетровск — Симферополь. Работа в этом направлении будет продолжаться. Завершена подготовка к представлению на рассмотрение Верховной Рады законопроекта «О ратификации Гарантийного соглашения (проект внедрения скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах Украины, объем кредита — 120 миллионов евро) между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития». Так что наши пассажиры, даже не выезжая за пределы Украины, в скором времени узнают, что такое европейские скорости и европейский комфорт. Впрочем, транспортники работают в этом направлении, и не дожидаясь упомянутого кредита. Введен в эксплуатацию новый вид железнодорожного транспорта — рельсовый автобус. Он теперь курсирует от станции Двухлетняя до вокзала Харьков-Пассажирский и от вокзала «Станция Суммы» по маршруту Сумы — Смородино — Харьков. После капитального ремонта и реконструкции открыты обновленные вокзалы станций Кривой Рог, Кривой Рог Главный и Самойловка (Приднепровская дорога), Щорс (Юго-Западная), Котовск (Одесская) и ряд небольших вокзалов на Донецкой железной дороге.

Работы в этом направлении еще, конечно, непочатый край. И, чтобы максимально учесть все потребности, мобилизовать силы и ресурсы и рационально их использовать, в министерстве разработан проект концепции государственной программы реформирования железнодорожного транспорта. Она ставит перед собой также и задачи совершенствования управления. Для этого намечается отделить функции государственного и хозяйственного секторов. Стратегическими задачами в этой программе определены развитие конкуренции в сфере предоставления транспортных услуг, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в обновление и модернизацию производственно- технической базы железных дорог, обеспечение финансовой прозрачности деятельности предприятий, интеграцию транспортного комплекса Украины в европейскую и мировую транспортные системы. Проект этой концепции сейчас обсуждается и согласовывается министерствами и ведомствами.

Если на отдельных участках железнодорожных магистралей мы уже ведем речь о так называемой бархатной колее, то на обычных дорогах у нас еще, конечно, не счесть ухабов. Правительство и министерство знают об этом и выделяют значительные средства на развитие дорожного хозяйства. Но без иностранных и также частных инвестиций эту проблему нам не решить. Завершена подготовка к парафированию текстов проектного и кредитного соглашений с Европейским банком реконструкции и развития (на 400 млн. евро), направленных на финансирование ремонта автомобильной дороги Киев — Чоп на участке от Киева до г. Броды.

Среди завершенных строительством объектов дорожного хозяйства — мостовые переходы через р. Борзенка на автодороге государственного значения Кипти — Глухов — Бачивск и через р. Тащенак на автодороге государственного значения Харьков — Симферополь — Севастополь. Стал в строй участок автодороги государственного значения Киев — Ковель — Ягодин протяженностью 4,5 км в международном транспортном коридоре «Балтийское море — Черное море». Проводится реконструкция сети автовокзалов и автостанций, в частности центрального столичного автовокзала и автостанций «Подол», «Дачная», «Южная», «Дарница». После реконструкции введена в эксплуатацию автостанция «Полесье» (Киев). Совершенствуется сеть предприятий автомобильного сервиса для предрейсового обслуживания автомобилей, задействованных в международных перевозках. В ближайшее время на трассе Киев — Одесса планируется открыть сервисный пункт «Умань».

Украина — крупная авиационная держава и не может сдавать своих позиций как внутри страны, так и на международных рынках перевозок. Среди первоочередных мер в этом плане — развитие авиационных перевозок и авиационной промышленности, улучшение системы безопасности полетов. Идет реформирование государственного управления гражданской авиацией. В стране будут создана единая авиационная власть, которая получит все необходимые полномочия. Независимые расследования авиационных событий будут проводиться специально созданным органом. Это позволит повысить безопасность полетов и привести ее в соответствие со стандартами ИКАО.

Продолжается внедрение единых европейских авиационных правил (JAR), что обеспечит не только полеты в соответствии с европейскими стандартами, но и признание сертификатов отечественных субъектов авиационной деятельности в Европе, а соответственно и расширение наших экспортных возможностей.

Минтранссвязи совместно с Минпромполитики инициировал государственную поддержку производству новых образцов отечественной авиационной техники (самолетов Ан-148, Ан-70), которые будут эксплуатироваться украинскими авиакомпаниями. Нам предстоит также обеспечить развитие аэропортов, что будет направлено на улучшение обслуживания пассажиров и прием в аэропортах новых типов современных самолетов.

Украина всегда была и останется впредь также могучей морской державой. Но без нужной законодательной базы решать соответствующие проблемы очень сложно. Сейчас в министерстве дорабатываются проекты законов «О внутреннем водном транспорте» и «О морских портах». Но одновременно с этим решаются и сложные практические проблемы.

Мы намерены, и в этом получена поддержка профильного комитета Верховной Рады, восстановить в 2007 году судоходство в украинской части дельты Дуная. Для этого намечено продолжить строительство канала «Дунай — Черное море».

В Ильичевском морском торговом порту введен в эксплуатацию специализированный контейнерный комплекс и перевалочная база самого крупного в Европе масложирового комбината. Для реконструкции этого порта будут использоваться финансовые ресурсы (26 миллионов евро) в соответствии с кредитным и гарантийным соглашениями с ЕБРР.

Начата работа по инвентаризации земельных участков, необходимых для развития морских торговых портов.

О высоком уровне технического и социально-экономического развития сегодняшней Украины свидетельствует распространение услуг мобильной связи. На начало октября мобильная сеть имела 40,4 миллиона абонентов. Впечатляют также темпы, которыми росло количество абонентов сети «Киевстар» — 31,8%, «Астелит» — 29,6%, «Украинская мобильная связь» — 27,4%. Старается не отставать от частных мобильных операторов и ОАО «Укртелеком». Им введены в эксплуатацию и модернизованы свыше 15 тысяч новых универсальных таксофонов, активно развиваются интернет-услуги. Национальный сегмент сети интернет является одним из приоритетных направлений государственной политики в области высоких технологий. На сегодня услугами интернета с разной периодичностью пользуются около 8,5 млн. жителей Украины. Внедряются услуги высокоскоростного и широкополосного доступа через систему кабельного телевидения и по оптико-волоконным линиям. На этих направлениях активно работают предприятия частного сектора. А министерство создает для них правила игры. Разработана программа развития телекоммуникаций в Украине до 2010 года, концепция государственной программы внедрения цифрового телевидения.

Словом, предприятия Минтранссвязи сегодня готовятся к тому, чтобы обеспечить своими услугами подъем народнохозяйственного комплекса, который намечен в соответствии с разрабатываемой сейчас стратегической программой правительства. Мы располагаем для этого высоким кадровым и растущим техническим потенциалом. Ускорение стране будет обеспечено на всех магистральных направлениях — на суше, воде и в воздухе, а тем более в теле-, радио- и интернет- пространстве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать