Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Устойчивость к стрессовым факторам»

Четыре буханки из пяти выпекают в Украине из пшениц, созданных академиком Владимиром Моргуном
13 марта, 17:47

На днях выдающийся селекционер, Герой Украины, академик, директор Института физиологии растений и генетики НАНУ Владимир Моргун отметил солидный юбилей — 80 лет жизни.

«Эта рука срезает ежегодно более 100 тысяч колосков, это тяжелый физический труд, но отбор семян нельзя поручить ни машине, ни кому-либо другому, я сравнил бы этот процесс с созданием художественного полотна, в котором принимают участие вдохновение, интуиция, расчет. А еще необходимо колоссальное терпение и вера в себя, ведь на разработку одного сорта идет 15 лет», — рассказывает юбиляр о своей работе.

Названия его сортов: Золотоколосая, Фаворитка, Смуглявая, Спасовка, Солоха, Володарка, Чернявая или Лымаривна, Снигурка, Солнышко, Наталка и другие. Селекционер уверен, что от названия сорта зависит их судьба. Каждому, а их у него более ста, он может дать такую же поэтическую характеристику.

Четыре буханки из пяти выпекаются в Украине из пшениц, созданных этим философом украинского хлеба. Его сорта ежегодно высеваются на полях Украины и стран СНГ на 5,5 млн гектара. Не каждый человек на этом белом свете может похвастаться таким значительным жизненным достижением.

«Пшеницы Моргуна очень мощные. У нас после того, как мы их взяли на вооружение, словно крылья за плечами выросли. Поняли, что наши 60—70 ц\га — не предел, можно дотянуться и до 100 ц\га. Работая с этими сортами, прикасаешься к мировым технологиям высшего сорта» — делится впечатлениями главный агроном сельхозпредприятия «Градина» из Приднестровской Молдовской Республики Иван Гагауз.

Родился Владимир Моргун в селе Новоселица Чигиринского района на Черкасщине. Родители были колхозниками. Именно они, а также дед Артемон, который работал колхозным садовником, вложили ему в голову и душу эту философию любви к земле, хлебу и всему живому на земле.

В военные и послевоенные годы призрак голода витал над домом Моргунов. С тех пор отложилась в его сознании простая истина: хлеб — это жизнь. А все беды на земле от его нехватки. Представлял тогда себя волшебником, который мог взмахом руки наполнить все закрома в близлежащих селах хлебом, превратить худые колосочки на колхозной ниве в увесистые ароматичные караваи. Как хорошо было бы, чтобы все люди наелись! И он таки стал тем магом, который открыл тайну увеличения производительности хлебного поля.

Окончил Знамянский сельскохозяйственный техникум, потом сельскохозяйственную академию в Киеве, аспирантуру. Стал работать над своим первым короткостебельным сортом Киянка. При этом применил не классический метод гибридизации, а пошел экспериментальным путем мутагенеза. В 1971 году на выставке Госплана СССР Моргун докладывал об этом сорте самому председателю Совета министров Косыгину. Киянка Моргуна фактически положила начало «зеленой революции» в Украине, которая заключается в создании ряда высокопродуктивных сортов пшениц.

Кукуруза — параллельное с пшеницей направление его селекционной деятельности. Еще во времена Хрущева он вошел в состав группы ведущих селекционеров тогдашней страны, которая должна была работать над программой «Север». Задача заключалась в том, чтобы за короткое время создать раннеспелые гибриды кукурузы с периодом вегетации не более 90 дней. С целью ускорения этих работ государство за миллион рублей золотом приобрело в США десять самоопыленных линий, хотя для выполнения задачи необходимо было 500—600 таких разработок. Двадцать лет пошло на реализацию программы. В результате родились гибриды Юбилейный-60, Коллективный-244, Коллективный-210. И если до этого известный тогда академик Кулешов говорил, что северная граница сеяния кочанной пролегает через Киев, то теперь граница кукурузного пояса поднялась на сотни километров на север.

Однако пик его селекционного творчества пришелся на годы независимости. Создал несколько десятков высокопродуктивных сортов озимых пшениц с потенциалом урожайности более 100 ц/га. А его Смаглявка, Золотоколосая и Фаворитка в последние годы на промышленных площадях, при условиях четкого соблюдения требований технологии, выявили способность давать по 120—131 ц/га.

Владимир Васильевич — искренне болеет за судьбу отечественной селекционной отрасли. Его беспокоит то, что на протяжении последних двадцати пяти лет финансирование отечественной селекции было мизерным, оборудование научных учреждений безнадежно устарело, престиж ученого упал до недопустимо низкого уровня, талантливая молодежь выезжает за рубеж. Почти десять лет ИФРГ, который возглавляет Владимир Моргун, судился за земли своего опытного хозяйства в Глевахе Киевской области, потому что местная власть решила передать их под застройку.

«На создание одного сорта зарубежные государства тратят 1,5—3 млн долларов. У нас — лишь одну сотую этой суммы. Сортопроизводство большинства сельхозкультур отстало от мирового уровня. Натиск импортного селекционного продукта усиливается», — говорит Владимир Васильевич.

— Ну и что, какая разница, какими сортами достигать этого 100-миллионного рубежа? — подбрасываю академику провокационный вопрос.

— Во-первых, нельзя допустить, чтобы сортовая политика формировалась за рубежом. Потому что нас посадят на импортную иглу и будут драть три шкуры за семена, которые мы могли бы производить и сами. Это сразу же негативно отразится на себестоимости производства хлеба. Во-вторых, ни один зарубежный сорт не превзойдет наш отечественный по характеристикам. Я испытываю западноевропейские сорта пшеницы более 20 лет. Да, действительно, их генетический потенциал очень высок. Но в наших условиях их урожайность очень нестабильная, один год достигают рекорда, а в следующем — «садятся в лужу», потому что очень восприимчивые к засухе, перепадам температур, болезням. А потому импортные сорта — путь в тупик. Нужно иметь свое, — объясняет академик.

— Прогресс не стоит на месте, какие сорта вы хотели бы еще создать?

— Сейчас селекция будет переориентироваться на создание сортов зерновых культур, устойчивых к стрессовым факторам окружающей среды. К сожалению, угроза изменения климата уже реальна, южные области Украины проходят по классификации необратимого процесса опустынивания. Угроза номер один — нехватка влаги. А потому отечественная селекция работает над формированием таких качеств, как засухоустойчивость и морозоустойчивость. Еще одна проблема — качество. Украина не должна продавать кормовое зерно. А потому мы создаем пшеницы трех групп качества — сильной, ценной и кормовой. Десять лет назад на мировом рынке появился новый класс пшеницы — экстра сильной. Уверен, что и эту планку сможем преодолеть!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать