В Украине опять появились «налоговые письма счастья»
В них сообщается, что действуют «площадки». Платеж — 9% от стоимости товара. В бюджет можно не платить
Валерия Ивановича Черного де-факто можно сегодня считать одним из руководителей Министерства доходов и сборов, которое еще долго будет находиться в состоянии ликвидации. Его должности трудно пересчитать. По словам «коменданта» министерства, а официально — начальника управления коммуникаций Минфина Виктора Косянчука, Черный — не только председатель комиссий по проверке реализации государственных бюджетов 2013—2014 годов и проверки выполнения Закона «О противодействии коррупции в органах министерства доходов и сборов Украины», а еще и глава так называемой общественной кадровой комиссии министерства, которое не только работает, но и обновляется. Соответственно, он активно участвует в подборе кадров. И, кроме того, ставит вопрос о реформировании общественного и инвестиционного советов при министерстве, настаивает на обновлении и расширении коммуникаций с общественностью, которая должна, по его мнению, осуществлять действенный контроль высокопоставленных должностных лиц министерства, их действий или бездеятельности, возможных препятствий бизнесу.
Косянчук рассказывает, что кроме этого, Черный работает на официальном веб-сайте министерства, созданном для того, чтобы общественность могла информировать также и о злоупотреблениях «новых» чиновников, не допускали, чтобы у одних забирали бизнес, а других пытались и дальше «крышевать». «Комендант» считает эту деятельность крайне необходимой, потому что в Украине опять появились «налоговые письма счастья». В них сообщается, что опять действуют печально известные «площадки». Платеж — только 9% от стоимости товара. В бюджет можно не платить. А те, кто не захотят «сотрудничать» по данной схеме, будут наказаны, сообщают авторы таких писем.
«Когда министерством руководил господин Клименко, а я был заместителем председателя комиссии по противодействию коррупции при общественном совете министерства, коррупции в министерстве вроде бы не было, и о ней не слышали и слышать не хотели, — рассказывает Черный. — Говорили: у нас все чисто и честно. А информация, которая поступала от нас и в прокуратуру, и в Службу безопасности и во внутреннюю безопасность ведомства, оставалась без ответа. О ней просто «забывали». Мы были вынуждены защищать бизнес через суды, когда неправомерно возбуждались уголовные налоговые дела, а затем бизнес просто отбирали. Это был государственный рейдерский инструмент, который работал на тех, кто был при власти. Сегодня мы это все проверяем и возвращаем». «Но, не ввиду эйфории относительно победы Майдана, в действительности «система» мощно сопротивляется, — продолжает правозащитник. — Сегодня на полиграфкомбинате изъяли больше чем на 25 миллионов гривен акцизных марок, которые предназначались для фальсификата. Согласно документам, их было заказано более чем на 300 миллионов. Следователи обращаются в суд, чтобы сделать обыск на предприятиях-заказчиках, но в Шевченковском суде отказывают в разрешении — требуют сначала акт экспертизы, протоколы допроса свидетелей и тому подобное. Система себя защищает. Кто-то из власть предержащих поднял трубку и обеспечил такое решение суда. Потому что никто от водочного завода в суд не приходил».
То же самое происходит и при проверках некоторых возбужденных ранее уголовных дел. «Следственное управление возбудило уголовное дело против бизнеса, а затем его закрыло. Бизнесмен подтверждает: за это я дал 30 тысяч долларов взятки. Акт проверки, который мы проконтролировали, не зафиксировал никаких реальных нарушений. Только надуманные. Но дело возбудили. Понятно, факт получения взятки не доказан — задним числом этого не сделаешь. И система отбивается: взятка не доказана, это только слова. Но акт был фиктивный, и дело потом сами закрыли как безосновательное. И мы спрашиваем: а почему вы это сделали. Не подтверждает ли это сам факт коррупции?»
Черный утверждает, что вычистить Авгиевы конюшни, которые остались после предыдущего руководства Миндоходов и сборов без поддержки бизнеса сегодня невозможно. Он призывает предпринимателей не давать взяток, а при любых нарушениях со стороны чиновников сообщать на сайт. Как следствие, немало чиновников министерства уже лишились своих должностей. Особенный «клондайк» нарушений, по словам общественного активиста, сегодня на таможне. Бывают случаи, когда предпринимателю просто выгоднее дать взятку, чем проводить операции по закону. «Бизнес, с одной стороны, начинает думать, что давать взятки не нужно, но еще не осмеливается сигнализировать о требованиях взяточников», — отмечает Черный. Он утверждает, что таможня и сейчас подчинена Калетнику, «вся система и его прежние подчиненные, которых поймали за руки, подтверждают: идет указание от него, и они выполняют его распоряжения». «Система еще не сломлена, работа еще на начальной стадии», — констатирует Черный.
Он сравнивает схему, по которой когда-то работала компания «Ливела» с сегодняшними сделками на таможне, и приходит к выводу, что в настоящее время все делается намного масштабнее: «Нефть завозится не тысячами, а миллионами тонн как давальческое сырье на переработку и без переоформления идет на украинский рынок, — рассказывает Черный. — И никаких платежей государству не идет. Когда провели ревизию, я даже думал, что там ошибка в цифрах. На складах остатков в десятки раз меньше, чем должно быть по документам. Причем, все ввезено в Украину через таможенный пост. Спрашиваем у его руководителя: а как вы выпускали эти сотни цистерн без оформления? Отвечает: такое было указание. И наш рынок наполнен таким топливом».
«Это я проверял в настоящее время, — рассказывает специалист по борьбе с коррупцией, — и проверка продолжается. Ее материалы я недавно отдал во внутреннюю безопасность и прокуратуру для принятия соответствующих решений. Объяснений никто из таможенников не дал. Они ссылаются на то, что руководства нет. И действительно, руководитель Одесской таможни Григорьев спокойно выехал в Россию». «Эта схема, — свидетельствует Черный, — нанесла десятки миллиардов убытков». «Сегодня Григорьева уже нет, — продолжает председатель комиссии, — но контейнеры со всяческим китайским товаром, как и раньше, без всякого оформления проходят таможню. И на территории Украины их просто нет. Я уверен, не будет и крайнего, кто за это будет отвечать. Хотя известны руководители, так называемые кураторы, которые развозили, скажем, по Киеву записочки с предупреждением для стражей порядка: туда лезть нельзя».
Черный рассказывает, что после побега бывшего руководства Миндоходов и сборов в одном из «Лексусов», который его обслуживал, под кучей бумаг была найдена печать из золота и платины (весом 300 граммов), которой бюрократы министерства заверяли определенные документы. «Это настоящее произведение искусства, — сказал Черный. — Сейчас оно находится в музее налоговой службы».
Выпуск газеты №:
№59, (2014)Section
Экономика