В Украину придет казахстанская нефть
Это — также и новый шанс для нефтепровода Одесса — Броды![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070131/417-5-1.jpg)
Украина заинтересована в привлечении к поставке каспийской нефти на Запад с использованием нефтепровода Одесса — Броды и обсуждает возможность переработки части этой нефти на украинских нефтеперерабатывающих заводах, заявил во вторник премьер-министр Виктор Янукович, находясь с рабочим визитом во Львове.
«Мы, безусловно, заинтересованы принимать активное участие как в транспортировке этой нефти, так, возможно, и в ее переработке на территории Украины, потому что у нас есть мощности во Львовском, Ивано- Франковском регионах. Можно модернизировать эти нефтеперерабатывающие мощности и часть этой нефти перерабатывать на территории Украины — это также входит в наши планы», — сказал премьер. По его словам, ныне идет работа над тем, чтобы объединить интересы Азербайджана, Казахстана, компании Shell и России, которые добывают нефть в Каспийском бассейне. Как считает премьер, один из них — создание нефтетранспортного консорциума. Он объясняет: «Направление транспортировки нефти Одесса—Броды может быть до Карлуп (Чехия) — это очень быстро можно сделать, в этом направлении можно транспортировать около семи- восьми миллионов тонн нефти». Глава Кабмина также подчеркнул, что достройка нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка— Гданьска увеличит объем транспортировки нефти до 20 миллионов тонн. Он считает, что существует реальная возможность использования этого нефтепровода. В то же время премьер отметил низкую активность со стороны инвесторов из Европы, в частности, Польши и Чехии. «Есть заявление, но пока нет конкретных действий. Но сейчас мы выступаем с инициативой ускорить этот процесс. Будем инициировать собрание переработчиков нефти, потребителей из Европы и собственников нефти», — резюмировал он.
Заметим, что все это говорилось накануне визита в Украину президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который может стать судьбоносным в деле запуска нефтепровода Одесса—Броды в прямом, т.е. европейском направлении. Ведь ныне для этого просто нет сырья. И, как временный вариант, используют схему реверса нефтепровода, помпируя «черное золото» из Брод в Одессу, а там грузят на танкеры и везут потребителям к Средиземному морю.
Эксперты в сфере энергетики считают, что Азербайджан и Казахстан после полной загрузки нефтепровода Баку—Тбилиси— Джейхан, которая должна произойти во втором полугодии 2008 года, будут заинтересованы в поиске новых рынков сбыта.
О серьезных намерениях правительства Казахстана «прорубить» энергетическое окно в Европу свидетельствует предложение украинской стороне совместно построить новый нефтеперерабатывающий завод мощностью три миллиона тонн нефти в год. Этот проект будет одним из главных во время визита Нурсултана Назарбаева в Киев. Украинское Минтопливэнерго считает, что это должен быть негосударственный коммерческий проект. По оценкам экспертов, его стоимость — $8 миллиардов, а строительство будет продолжаться два года. Продукция предприятия будет сориентирована в первую очередь на европейский рынок.
Экономические расчеты свидетельствуют, что транзит по украинской трубопроводной системе для нефтяных компаний может быть самым дешевым и быстрым. Ведь ныне для этого приходится использовать танкеры, которые должны преодолевать сложные фарватеры в водах с высокой интенсивностью мореходности. От этого риски и цена транспортировки углеводородного сырья растут. Правда, после реализации проекта строительства российско-болгарско-греческого нефтепровода Бургас—Александропулис проблемы с проходом танкерами проливов Босфор и Дарданеллы должны исчезнуть. Но этот маршрут потребовал перевалки нефти в российских черноморских портах, потом — в болгарском, транзит по суше и, наконец, отгрузка потребителям в греческом порту. Три перевалки могут сделать нефть, транспортируемую по этому маршруту, действительно «золотой».
Но, независимо от планов на будущее, Одесса—Броды пока работает в реверсном режиме, и Украина вынуждена добиваться, чтобы этот нефтепровод действовал рентабельно. В конце прошлого года ОАО «Укртранснафта» заключило трехлетнее соглашение с российской «Транснефтью», которое предусматривает увеличение объемов транспортировки по магистральным нефтепроводам через украинскую территорию. В частности, по маршруту Мозыр — Броды — нефтетерминал «Южный» в этом году должны помпировать по меньшей мере девять миллионов тонн сырой нефти. По словам председателя правления «Укртранснафты» Игоря Кирюшина, ныне есть все основания надеяться, что годовой объем транзита в направлении от Брод в Одессу можно увеличить даже до 12 миллионов тонн. Этим, по-видимому, можно будет компенсировать своеобразный долг российских компаний, которые при заключении соглашения о реверсе обещали ежегодно прокачивать по украинскому нефтепроводу до девяти миллионов тонн (в прошлом году — только 3,7 млн. т, а годом ранее — 5,8 млн. т). Благодаря увеличению транзита «черного золота» государственный бюджет должен получить дополнительно 100 миллионов гривен. Однако данное соглашение предусматривает и возможность прямого использования нефтепровода от Одессы до Брод...
Руководители «Укртранснафты» отмечают, что прямое направление Одесса—Броды в Западную Европу является приоритетным, но из-за отсутствия сырья реализовать этот проект до сих пор не удалось. Кроме того, ныне еще не отработаны пути транспортировки каспийской нефти до Одессы. Конечно, ее можно перевозить, например, танкерами из Супсы (Грузия), однако лучшим и одновременно самым дорогим вариантом считается строительство нефтепровода на дне Черного моря.
Не все хорошо и на другом — европейском — конце этого маршрута. Польские компании, которые должны приобщиться к проекту для его завершения в Гданьске или Полоцке, удивляются: как можно достраивать трубу от Брод, если она загружена российской нефтью в обратном направлении? По словам председателя правления «Укртранснафты» Игора Кирюшина, переговоры для запуска нефтепровода в направлении Европы продолжаются, но все зависит от наличия достаточного количества каспийской нефти. Думаем, многое зависит также и от позиции польской стороны. «Укранафта» надеется создать консорциум с казахстанскими и азербайджанскими партнерами для использования нефтепровода Одесса—Броды—Плоцк. Думаем, там обязательно нужно отвести место также и для польских участников.
Выпуск газеты №:
№17, (2007)Section
Экономика