Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Валерий ВОЩЕВСКИЙ: «Мы найдем адекватные ответы»

«Неинфраструктурный» вице-премьер об... инфраструктуре Украины
21 августа, 11:25

Нынешний вице-премьер министр Украины Валерий Вощевский вошел в большую политику на парламентских выборах 2002 года в сегодня уже подзабытой «Команде озимого поколения» под номером пять. Сейчас он представляет в правительстве Радикальную партию Олега Ляшко. И это, по-видимому, иногда создает для него некоторый дискомфорт. Да и круг обязанностей — не из самых легких. Отсюда и первые вопросы.

КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО — ЭТО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР

— Вице-премьер по инфраструктуре — это...

— В правительстве нет такой должности. Я просто вице-премьер. Не первый, не второй и не третий. Премьер-министр у нас мудрый человек. Он понимает, что статус первого мешает работать. А если этот человек еще и, не дай бог, из другой политсилы... А у Арсения Петровича есть три равных по своему статусу заместителя. Я с такой позицией полностью согласен.

— И все же сфера вашей ответственности, на мой взгляд, довольно широкая и крайне важная. У вас не бывает моментов, когда хочется все это бросить и тихо, спокойно погрузиться, скажем, в бизнес?

— Нет. Такого не бывает. Мне уже не восемнадцать и даже не сорок пять. Я хорошо понимаю, что в тех условиях, в которых сейчас находится и страна, и правительство, каждый должен быть на такой позиции, которая отвечает его физическим и моральным возможностям и качествам. Но если не только ты сам, но и единомышленники из твоей политической силы считают, что ты способен нести такую ношу, то ты должен это делать — и делать правильно. Особенно в том случае, если твои знания и твой опыт могут помочь стране, ее гражданам, что-то подсказать друзьям и коллегам. В то же время себя нужно постоянно держать в тонусе, быть на том уровне, когда можешь способствовать принятию эффективных решений и добиваться их выполнения.

— В правительстве вы представляете Радикальную партию, которая иногда претендует на роль своеобразной оппозиции в составе коалиции. Как вы в таких ситуациях чувствуете себя на заседаниях Кабмина?

— Коалиционное правительство, как известно, образовано разными политическими силами из своих представителей. Усиливает ли это правительство? Я думаю, что ответить нужно негативно. Если коалиция политических сил избрала премьер-министра и доверила ему формировать правительство, поручила нести ответственность перед той же коалицией, перед парламентом, перед страной за политику, которую проводит правительство, то его слово в процессе создания правительства должно являться определяющим и решающим. Ни одна коалиционная сила не имеет права навязывать главе правительства ту или иную кандидатуру. Подчеркиваю: не имеет права навязывать. Рекомендовать — можно. Но именно премьер и только он имеет право принимать окончательное решение относительно членов его Кабинета, поскольку ответственность за все, что делает правительство, в первую очередь лежит на нем и на его политической силе. Так ли произошло в процессе формирования этого правительства? Мягко говоря, не совсем.

Целый ряд кандидатур вошли в правительство, я это вижу изнутри, без согласования с премьер-министром. Не исключаю, что их ему навязали. Мне хотелось бы утверждать, что наше правительство работает четко, как швейцарские часы, но это нам не всегда удается. И пример этого — Министерство экологии и природных ресурсов Украины, одно из самых больших по функционалу в нашем государстве. В его составе ряд огромных структур, которые раньше были самостоятельными ведомствами. Это бывшие Мингеологии, Министерство водного хозяйства и мелиорации, часть МинЧС (зона отчуждения Чернобыльской АЭС и сама эта станция) и, наконец, большая — кадрово и по значению — государственная институция по вопросам охраны окружающей природной среды. И вдруг на эту должность назначается по квоте одной из политсил, так сказать, случайный человек. Поэтому в законодательстве следует предусмотреть, что коалиционное правительство — это в первую очередь премьер-министр, а дальше уже люди подбираются по решению и по крайней мере согласию главного политика государства, отвечающего за действия правительства.

ГДЕ НАЙТИ НОВОГО КИРПУ?

— Чем объясняется, что вы в той или иной форме проявляли недовольство руководителями всех «ведомств», которые вам подчинены? Шевченко уволен, Демчишин, возможно, скоро разделит его судьбу, кто у руля в «Укрзализныце» — и сегодня не совсем понятно. У Завгороднего какая-то странная должность — глава комиссии по реорганизации — исполняющий обязанности генерального директора. Находите ли вы сегодня общий язык с министром инфраструктуры Пивоварским?

— У Завгороднего очень понятная должность. С одной стороны, он исполняет обязанности главы «Укрзализныци», с другой — руководит реорганизацией отрасли. Следовательно, и Пивоварский, и Завгородний — ключевые фигуры в чрезвычайно важном деле, которое называется реформирование инфраструктуры нашей страны. Речь идет и об «Укрзализныце», и об «Укравтодоре» — две базовых системы, проблемы которых очень сильно отражаются на всей нашей экономике. Эти отрасли обеспечивают не просто перевозку грузов и пассажиров, они являются решающими для десятков и сотен тысяч технологических процессов, и, по большому счету, именно они сшивают украинские регионы в единую унитарную страну. Мы в этом с каждым днем все больше убеждаемся, потому что имеем две темы и в то же время проблемы: вывоз угля с Донбасса и экспорт наших рекордных урожаев зерна.

Успех в этих делах сегодня зависит от «Укрзализныци» и портов. Пивоварским и Завгородним я, не хотелось бы перехвалить, доволен, их отрасли... работают. Что касается Завгороднего, то, не забывайте, он — железнодорожник, как говорится, профи, который понимает суть проблем и умело их решает. Мне кажется, что этот человек — на своем месте. Пройдет немного времени, и я, наверное, смогу изменить «кажется» на «уверен». Я говорил Пивоварскому: в «Укрзализныце» нужны быстрые кадровые изменения. Сегодня он их провел, но с небольшой задержкой — на полгода. Однако все же понял, что только специалист, поднявшийся с самого низа, может принимать адекватные нынешней ситуации решения.

А относительно «Укрзализныци» хочу подчеркнуть: на ее базе будет создано публичное акционерное общество, после чего и будет путем открытого конкурса назначен руководитель.

— Может, у нас появиться новый Георгий Кирпа?

— Этот человек оставил заметный след не только в истории «Укрзализныци», но и в истории нашей страны. Я его хорошо знал — мощный, уникальный человек. В целом руководитель высокого государственного уровня, который сделал очень много позитивного... Его все до сих пор помнят за то, что он успел построить. Людей именно такого масштаба сегодня не хватает в правительстве. И чтобы дорасти до такого уровня, скажем, до должности министра, нужно показать не только в своей профессиональной среде, но и обществу в целом, что ты человек, который уже готов к такой деятельности. Досадно, что у нас нередко на высокие должности попадают люди, до того никогда и ничего не слышавшие об отрасли, которую им с какой-то стати поручают возглавить, и даже по одному своему возрасту не готовые к этому. Я за то, чтобы к руководству становились молодые. Однако для этого нужны знания и опыт. Мы же являемся иногда свидетелями (не хотел бы употреблять это слово, но иначе не скажешь) безответственного подхода к высоким кадровым назначениям со стороны руководителей отдельных политических сил.

ВОЙНА... ЗА УГОЛЬ

— В стране война, коррупция, падение производства, безработица, бедность, страдает окружающая среда, болеют люди. Какая из проблем, а вернее — какая из угроз вас сегодня волнует больше всего и требует от вас больше всего времени? Какие предлагаете безотлагательные решения?

— Как и всех, меня сегодня больше всего волнует война. Это наша самая большая и самая главная проблема, которая влияет на все области нашей жизни и в первую очередь на экономику. Потери от войны — это колоссальный удар. И самое страшное, что мы теряем людей. На такие вызовы далеко не все страны могли найти ответы. Мы, я уверен, найдем. И мне, и всему правительству именно этому приходится уделять больше всего внимания. Что бы там в свое время ни говорили о президенте Леониде Кучме, но мы сегодня можем у него многому поучиться. Когда я работал в его правительстве, то действовала жесткая президентская вертикаль. Мы недавно услышали от Президента Украины и от премьер-министра, что в сентябре правительство будет переформатировано. Кто уйдет, кто останется — этого мы не знаем. Проблемы, в том числе энергетические, связанные с приближающейся зимой, нам пока что удается решать. Но угрозы еще полностью не сняты.

— Как руководителю Антикризисного энергетического штаба вам поручено координировать работу по завозу в Украину угля, которого сейчас сильно не хватает энергетике. Склады пусты, дефицит мощности генерации 2 ГВт...

— Дефицит мощности в разные дни складывается по-разному. Когда под руководством премьера проходило заседание Антикризисного энергетического штаба, было принято решение о создании межведомственной комиссии, куда входят руководители или заместители руководителей министерств и силовых ведомств. Хотелось бы, чтобы все принятые и штабом, и комиссией решения выполнялись одномоментно и тут же давали позитивные результаты. Однако все это требует какого-то времени.

Тем не менее, кое-что уже удалось сделать. Разве что за исключением накопления угля на зиму. Как имели 1,3 миллиона тон на складах, так и имеем, тогда как на эту дату там уже должно быть 2,5 миллиона. Нужно еще больше миллиона тон прибавить. Для этого проведена колоссальная работа в различных направлениях, включая даже минский формат.

Проблема заключалась в том, что повреждены железнодорожные пути. Оставалось лишь одно направление для транспортировки угля. А сегодня их уже три — отремонтированы, восстановлены направления, по которым уже идет движение поездов. Мы ежедневно контролируем ситуацию в районе станции Никитовка с выходом на станцию Артемов-2, и если удержим там ситуацию, то это позволит забрать с Донбасса весь тот уголь. А там, по нашим оценкам, два, а то и три миллиона тон антрацита. Альтернативы этому углю нет. Импортный уголь значительно дороже. Но мы и оттуда будем завозить в случае, если возникнут непреодолимые проблемы. Пути мы там отремонтировали, но последние несколько дней сепаратисты усилили боевые действия...

— Перевозить уголь через территорию России безопаснее? Об этом также шла речь на заседании штаба?

— Потребность принять такое решение была давно. Исторически схема работы железнодорожной дороги так сложилась, да и между железными дорогами соседних государств во всем мире есть постоянный обмен подвижным составом. К нам заходят вагоны с разными грузами, которые идут транзитом из России, так же и мы имеем техническую возможность осуществлять перевозку через территорию соседнего государства, если по временно неконтролируемой территории Украины не можем провезти такие жизненно важные товары, как антрацитный уголь. Недалеко от Луганска есть, например, станция Красная могила. Там мы выходим за наши границы и возвращаемся на станции Валуйки под Харьковом. Такой маршрут мы сейчас вынужденно пытаемся организовать, и, я уверен, это решение правильное. Это несколько дороже, чем везти по Украине, но все равно дешевле, чем из Южной Африки. Для нас это будет уже четвертый маршрут, который позволит вывезти как можно больше угля с Донбасса.

— А если Россия введет санкции?

— Все возможно. Тогда этот маршрут закроется. И будем адекватно реагировать. Сегодня же возможность для него технически и организационно есть. И мы ее будем использовать.

— Вспоминаете ли вы иногда о Крыме и живущих там гражданах Украины, а также о бизнесе, который там работал и работает. В частности, в Крыму находятся пустые, а также до сих пор загруженные вагоны, принадлежащие Украине, которых сейчас нам очень не хватает. Об этом, среди прочего, говорится в докладе, подготовленном офисом бизнес-омбудсмена Украины. Будете с этим что-то делать?

— Мы, конечно, ни на миг не забываем о том, что Крым — это наша территория. Правительственная политика в этом плане однозначна. Юридически Крым считается свободной экономической зоной, есть целый ряд решений, которые дают возможность украинскому бизнесу так или иначе там работать, хотя это, конечно, непросто. Что касается оставшегося там подвижного состава, то, полагаю, мы в ближайшее время эту проблему решим. Его нам уже и сейчас отдают, но хотят, чтобы мы заплатили. Надеюсь, что мы его получим бесплатно, потому что он все же наш. Это в основном собственность украинских коммерческих структур, которые в свое время были либо куплены, либо арендованы частными перевозчиками. Переговоры по этому вопросу продолжаются.

СЕМИМЕТРОВАЯ ДОРОГА, НО БЕЗ ЯМ И ВЫБОИН

— Очень много нареканий на дороги. Качество их строительства даже почему-то мониторили иностранные компании. Зачем, если мы и без них знаем, что на строительстве дорог крадут материалы?

— С состоянием дорог у нас исторически много проблем. Одна из ключевых — в нехватке специалистов высокого уровня. Кроме того, на дорогах у нас крадут. А дорога — довольно сложный инженерно-технический комплекс. Если ей чего-то при строительстве недодали — она страдает, портится. Плохо организованы ремонтные работы, текущие и капитальные. Для этого нужно иметь соответствующий ресурс. А что такое текущий ремонт, предназначенный для того, чтобы поддерживать дорогу в нормальном состоянии? Если пропустить срок для ремонта, то дорога, как и моя или ваша машина, поломается. Сначала возникнут трещины, потом ямы, а дальше покрытие уже становится практически непроезжим. А мы десятки лет не уделяли внимания содержанию и ремонту дорог.

Предыдущие правительства увлеклись строительством. Это огромные расходы, которые в десятки раз превышают сметы на эксплуатацию и ремонт. Однако если использовать имеющиеся у нас ресурсы на то, чтобы поддерживать существующую систему дорог в надлежащем состоянии, то мы не получим, конечно, автобаны или дороги первой категории. Это будет обычная наша семиметровая дорога, но без ям и выбоин — и потому пригодная для проезда. В этом направлении нам следовало бы двигаться: сначала потратить средства на ремонты, обеспечить содержание дорог, а уже потом, прибавив иностранные кредиты и инвестиции, что-то новое строить — наращивать сеть дорог, в том числе и первоклассных по европейским стандартам. Но в первую очередь — это ремонт! Мы этого не делали. Все, что у нас было, за исключением расходов разве что на зимнее содержание, бросали на строительство. Тут и результаты показать можно — привезти высокопоставленного чиновника, ленту перерезать перед выборами. К тому же строительство дает возможность недобросовестным людям думать не о дороге, а о своем кармане. На сооружении дорог красть проще.

И сегодня мы вынуждены разворачивать политику на 180 градусов, чтобы хотя бы в следующем году заняться в основном ремонтами. Строительство тоже будет, но за кредиты Европейского банка реконструкции и развития, начатые три-четыре года назад. Это, в частности, дорога от Киева до Харькова, уже дошедшая до города Лубны. А небольшой ресурс, который выделяет бюджет, будет направлен на ремонты. В этом суть государственной политики в дорожной отрасли. И саму систему «Укравтодора» будем реформировать. Мы единственная страна на постсоветском пространстве, которая этого не сделала. Следовательно, огромные средства идут не на дороги, а на содержание этой системы. У нас около 170 тысяч километров дорог, и все решения относительно них принимаются в Киеве. За государством нужно оставить максимум тысяч двадцать дорог общегосударственного значения, а остальные передать, включительно с финансированием, на областной уровень. Чтобы местная громада видела, какие имеет ресурсы, искала дополнительные и экономно, с пользой для своего региона все это тратила.

— Поддержит ли государство инициативу Саакашвили о дороге Одесса-Рени?

— Абсолютно правильное предложение. В правительстве об этой дороге знают. Сейчас она, мягко говоря, в очень критическом состоянии. А значение ее чрезвычайно большое — и в первую очередь для Одесской области. Ее нужно было привести в порядок еще лет десять назад, как и много десятков других наших дорог.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать