Вернется ли в моторы бензин?
Эксперты прогнозируют, правительство приказывает: ценам на автогаз снизиться до 15 сентября![](/sites/default/files/main/articles/30082017/kot17519.jpg)
Неужели украинскому правительству, как говорится, на роду написано работать преимущественно в режиме пожарной команды, борясь то с одним, то с другим товарным кризисом или дефицитом, вызывающим возмущение граждан? То у нас нет гречки, то внезапно дорожает бензин, то пропадают марлевые маски для предохранения от капельных инфекций...
«Героем» второй декады августа стал сжиженный природный газ, который пришелся по душе автомобилистам, поскольку был практически в три раза дешевле бензина. Ключевое слово тут «был». А теперь подорожал настолько, что водители раздумывают: не вернуться ли к прежнему горючему.
Во вторник премьер-министру Владимиру Гройсману пришлось проводить межведомственное совещание по данному вопросу. «Я хочу, чтобы службы, от кого это зависит, навели порядок на рынке автомобильного газа. Резкое повышение цены на сжиженный газ имеет все признаки сговора. Рынок лихорадит. Это диверсия против Украины. Мы должны защитить внутреннего потребителя — рядовых граждан», — отметил главный брандмейстер страны.
В сообщении пресс-службы Кабмина по итогам этого совещания отмечается, что, несмотря на стремительный рост рынка, наблюдается нехватка инфраструктуры для создания запасов топлива и одновременно, в течение последнего года, значительно сократилось количество трейдеров, поставляющих сжиженный газ из РФ, что привело к резкому увеличению цены на автомобильный газ в период пикового спроса на него.
«Это — следствие монополии. Сейчас я требую от АМКУ более решительных действий, а еще прошу всю информацию — сколько было трейдеров, кто сегодня работает на рынке, каковы источники поставок топлива — и эту статистику я положу на стол Президенту Украины. А сейчас необходимо достичь четкой договоренности с участниками — они должны принять меры по минимизации цены в ближайшие недели», — указал Гройсман и обнадежил граждан тем, что если для стабилизации ситуации будет необходимо решение правительства, то Кабмин готов его принять.
Премьер также поручил определить и наказать виновных, принять меры для преодоления монополизации, обеспечить диверсификацию поставок. Срок выполнения «в течение нескольких недель, чтобы на 15 сентября цена на газ изменилась».
«И отдельно Гройсман поручил фискальной службе и полиции «проанализировать внимательно всех участников рынка, особенно недобросовестных трейдеров. Также поручаю на уровне вице-премьер-министров за неделю провести (еще одно?) совещание и внести комплексное предложение по урегулированию ситуации».
«Мы оцениваем дефицит газа в 30 тысяч тонн, — отмечал еще до наступления пика кризиса аналитик консалтиговой группы «А-95» Артем Куюн, — что составляет около 20% месячной потребности рынка в этот период». По его словам, оперативно заместить недостающие объемы газа не удастся. Основные производители России, Беларуси и Казахстана сами испытывают нехватку из-за ремонтных работ на заводах, что уже привело к исчезновению свободных объемов на рынке всей Восточной Европы, в частности, в Польше. Импорт с западного направления, по его мнению, осложнен инфраструктурными ограничениями — необходимостью перестановки вагонов-газовозов с узкой колеи на широкую.
«Из-за отсутствия тепловозов доставка вагонов под погрузку в Румынию и обратно занимает около 40 дней. Работать с таким плечом очень рискованно и дорого», — констатировал Куюн. По его словам, низкая оборачиваемость вагонов не дает наладить поставки газа морем из стран, где цены значительно ниже, чем в Украине. А-95» прогнозировала, что дефицит автогаза продлится до середины сентября, а цены достигнут 14,5—14,7 гривни за литр.
Но с ценами, как говорится, вышла промашка. Во вторник они вплотную приблизились к 17 гривням за литр. Зато премьер воспользовался ориентиром от экспертов и заложил середину сентября как рубеж для снижения цен. Но Куюн, еще не зная о суровых мерах премьера, предсказывал: «Высокие цены и окончание автомобильного сезона снизят спрос на газ, одновременно будут восстановлены поставки по импорту, что стабилизирует рынок и приведет к снижению цен».
Народный депутат Сергей Лещенко еще в июле заявлявший о монополизации рынка сжиженного газа, вполне справедливо мог бы считать себя ветераном борьбы за дешевый автогаз. «Это было системное наступление на трейдеров со стороны спецслужб, — сказал он журналистам. — Это привело к тому, что рынок начал перераспределяться в интересах одного игрока. Им является Виктор Медведчук и его компания... Proton Energy».
По данным Лещенко, эта компания имеет 40% доли украинского рынка сжиженного газа. «Роснефть» выдала только ей права на импорт газа в Украину», — рассказал журналистам парламентарий. В результате, по его мнению, с рынка была вынуждена уйти большая часть трейдеров, а за последнюю неделю цена на автогаз выросла с 11 до 17 грн. При этом он считает, снижение цен на сжиженный газ будет, но не достигнет докризисного уровня.
Лещенко поддержали однопартийцы («Демократический альянс»). «Мы требуем, — заявил член правления партии Максим Черкасенко, — уволить первого заместителя главы СБУ Демчину, министра экономического развития Кубива, которые непосредственно были причастны к зачистке газового рынка в Украине, а также Терентьева, главу антимонопольного комитета, который фактически не реагировал на такие антиконкурентные действия, которые привели к монополизации рынка одним субъектом». Черкасенко также предложил Кабмину уменьшить долю российского газа на украинском рынке, для чего найти альтернативные источники поставок сжиженного газа в Украину.
Впрочем обвинения СБУ в нынешнем дефиците сжиженного газа не все считают достаточно аргументированными. Ранее первый заместитель главы МЭРТ Максим Нефедов выразил сомнения в том, что действия СБУ в отношении некоторых импортеров сжиженного газа могли послужить причиной роста цен. По его словам, соответствующие санкции были отменены еще до их вступления в силу.
Выдвинутые против нее обвинения опровергает и компания Proton Energy Group S.A. Она настаивает на том, что основной причиной резкого подорожания автогаза в Украине стал его дефицит в странах, откуда он традиционных поставляется: в России, Беларуси и Польше.
Свою версию ликвидация кризиса на рынке сжиженного газа изложил совладелец сети АЗС «КЛО» Игорь Чернявский. «Пик пройден. Если перед праздниками нам предлагали по $680 за тонну, то сейчас от того же поставщика мы получили предложение уже по $580... Через неделю-две увидим цену около 14 гривен за литр», — сказал трейдер журналистам. А по мнению директора GT Group Владислава Колодяжного, стабилизация рынка произойдет к концу сентября — началу октября, а зимой цены на рынке будут примерно такими же, как и год назад.
В то же время эксперты вскрыли и некоторые обстоятельства, которые способствовали кризису и с украинской стороны. «Резервуарная мощность по всей Украине составляет 35,4 тысячи тонн, что при объеме месячного потребления в 96 тысяч тонн зимой и 150 тысяч тонн летом соответствует всего 7—11 дням хранения», — отметил Колодяжный. По его словам, производство сжиженного газа в Украине составляет 30—37 тысяч тонн в месяц. В последнее время оно сократились на 5—7 тысяч тонн из-за проблем «Укрнафты».
Есть проблемы и в работе ДП «Укрспецтрансгаз» — «дочки» «Нафтогаза Украины», которой принадлежит две тысячи газовых вагонов-цистерн. Операторов этого рынка возмущает существование на нем теневых структур. «Никто не будет создавать запасы и строить хранилища, если знает, что не сможет конкурировать с нелегалами. Вопрос махинаций с нефтепродуктами и сжиженным газом должен стать предметом особого внимания ГФС», — подчеркивает Куюн.
Выпуск газеты №:
№152, (2017)Section
Экономика