Перейти к основному содержанию

«Виртуальная» граница

Украина и Беларусь запустили новую систему обмена таможенными данными, которая уменьшит контрабанду и сократит время оформления товаров
27 октября, 09:46
НА ГРАНИЦЕ С БЕЛАРУСЬЮ СЕГОДНЯ ДЕЙСТВУЕТ 18 ПУНКТОВ ПРОПУСКА И ШЕСТЬ ПУНКТОВ КОНТРОЛЯ

Европейцы помогают укреплять украинскую границу. На днях Украина и Беларусь запустили новую электронную систему обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах (PRINEX) между таможенными органами. Проект реализовывался на средства ЕС совместно с Международной  организацией по миграции (МОМ) и стартовал еще в феврале 2013 года. Глава представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин надеется, что система усилит границу между двумя странами и в целом уменьшит риски поступления контрабандных товаров в Европу. Украинские и белорусские таможенники добавляют, что это также уменьшит загруженность их пунктов.

«С начала года выявлено 1150 таможенных нарушений на общую сумму 2 миллиона долларов. Если брать всю протяженность украинско-белорусской границы и общее количество пунктов пропуска и контроля (соответственно — 18 и 6), то там выявлено 8,5% от всей контрабанды. Больше всего везут подакцизные товары (алкоголь, сигареты, нефтепродукты, продукты питания)», — озвучивает «Дню» статистику первый заместитель глава ГФСУ Сергей Билан.

То, что в границе есть слабые места, подтверждают данные Национального статистического комитета Республики Беларусь и Госстата Украины. Согласно им, в 2013-2014 годах разница, например, между объемами легально вывезенных из Беларуси и ввезенных в Украину сигарет — 5,9 миллиарда (на сумму $52,7 миллиона). Тенденция сохраняется и в этом году.

Почему идет контрабанда, «День» поинтересовался у первого заместителя главы ГФСУ. С одной стороны, способствует слабое наказание нарушителей. «Сейчас статья о контрабанде декриминализирована. Президентский законопроект подали в Верховную Раду с тем, чтобы ввести уголовную ответственность за контрабанду подакцизных товаров», — объяснил он. Но не это главная причина. Часто, рассказывает Сергей Билан, при пересечении белорусского пункта пропуска перевозчик подает один пакет документов, а на въезде в украинский — другой, липовый, по которому фура едет пустой или везет зеленый горошек, хотя там может быть дорогая техника. Новая система минимизирует этот риск.


В ПУНКТЕ ПРОПУСКА «НОВАЯ ГУТА» ГОМЕЛЬСКОЙ ТАМОЖНИ НА ЦЕРЕМОНИИ ОФИЦИАЛЬНОГО ЗАПУСКА СИСТЕМЫ PRINEX ПРИСУТСТВОВАЛИ (СЛЕВА НАПРАВО) ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ СЕРГЕЙ БОРИСЮК, СТАРШИЙ КООРДИНАТОР ПРОГРАММЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО МИГРАЦИИ (МОМ) В УКРАИНЕ СТИВЕН РОДЖЕРС, ГЛАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА МОМ В БЕЛАРУСИ ЗЕЙНАЛ ГАДЖИЕВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГФСУ СЕРГЕЙ БИЛАН И ГЛАВА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ЕС В БЕЛАРУСИ АНДРЕА ВИКТОРИНА

До запуска PRINEX обмен информацией между таможенными органами происходил в бумажном виде. По всем грузовым транспортным средствам, выезжающим из Украины в направлении Беларуси (в режиме экспорта или экспорта транзита), в конце каждой смены украинский таможенник делает распечатку. Аналогично действовали белорусы. «Проверяли их реестр на предмет того, какие фуры въехали к нам (название, количество груза и тому подобное). Ставилась подпись старшего смены, в конце он заверял эти данные печатью. Один экземпляр передавался белорусской стороне, аналогичный получали мы», — объяснил процедуру «Дню» начальник таможенного поста «Новые Яриловичи» Черниговской таможни ГФСУ Анатолий Сериков. Теперь алгоритм меняется. «На украинском посту в центральную базу данных вносятся данные автомобиля, название груза, и как только машина выехала, они автоматически в режиме онлайн попадают на белорусские таможенные пункты пропуска, объединенные системой PRINEX. То же происходит, если машина едет из Беларуси в Украину», — говорит начальник поста.

Уже на месте пограничники с таможенниками, опираясь на эти данные, решают, что делать с фурами. «При пересечении границы анализируется, откуда едет транспортное средство, куда оно следует, что за фирма отправитель, кто получатель, какой характер груза. После этого решается, нужен или нет дополнительный контроль», — рассказывает о своей части работы начальник отдела пограничной службы «Добрянка» Черниговского пограничного отряда подполковник Денис Дягиль.

По ту сторону границы также ожидают упрощения от новой системы обмена данными. Начальник белорусского таможенного поста «Новая Гута» Олег Паращенко рассказал «Дню», что это позволит разгрузить его таможенный пункт пропуска, который сегодня и так работает на 20% больше пропускной мощности. «У нас есть возможность увидеть, что находится в транспортном средстве, как его оформила украинская сторона. Если найдем несоответствия в поданных ГФСУ и перевозчиком данных, тогда принимаем решение о проведении дополнительного контроля», — объяснил он.

Сергей Билан уверяет, что PRINEX сократит срок проведения процедур таможенного контроля при пересечении границы, даст возможность эффективно применять систему управления рисками, увеличит точность декларирования товаров, сократит количество контрабанды, а также снизит коррупционные риски на таможне.

С ним согласны опрошенные «Днем» эксперты.

«Это улучшит работу таможенников, потому что они будут получать и сопоставлять четкие данные. Сейчас возникают существенные расхождения в поданных субъектами внешнеэкономической деятельности декларациях украинским таможенникам и данных таможен других стран. Это свидетельствует о контрабанде или занижении таможенной стоимости с целью ухода от налогообложения», — говорит «Дню» главный эксперт группы «Налоговая реформа» РПР Илья Несходовский. По его словам, Беларусь стала транзитером многих товаров из России в другие страны и ЕС. Это дополнительный фактор риска, считает он, нужно его минимизировать.


ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ПО БЕЛОРУССКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ В 2015 ГОДУ СОКРАТИЛИСЬ НА 10–15%. ОБ ЭТОМ «Дню» СООБЩИЛ НАЧАЛЬНИК ТАМОЖЕННОГО ПОСТА «НОВЫЕ ЯРИЛОВИЧИ» ЧЕРНИГОВСКОЙ ТАМОЖНИ ГФСУ АНАТОЛИЙ СЕРИКОВ

«Эта граница — одна из самых безопасных благодаря работе украинской и белорусской стороны. Таможенники организовали хороший контроль, но проблемы еще есть. Украина отстает от белорусов в инфраструктуре», — оценивая прочность украинско-белорусской границы, говорит «Дню» бывший глава Гостаможслужбы Анатолий Макаренко. На его взгляд, очень хорошо, что онлайн система обмена информацией там начала действовать. Теперь, убежден он, эту практику нужно распространить на другие участки границы. «Для Украины главная западная граница, так называемый украинско-польский участок и закарпатское направление. Там тоже не помешало бы запустить такую систему», — считает он. Кроме того, на его взгляд, правительство должно всячески дожимать ЕС и подписать с ним соглашение о прямом обмене таможенной информацией на товары, пересекающие границу. Вот уже несколько лет, объясняет Макаренко, европейцы не спешат этого делать, потому что не получили от украинских властей гарантии обеспечения конфиденциальности предоставленной информации.

Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Александра Кужель считает, что PRINEX «поможет убрать достаточно большую коррупционную прокладку согласования таможенной цены». «Почти все силовые структуры на границе и администрации в таможенных зонах живут по разнице в цене: одним они ее ставят большую, другим дают скидку, а в итоге эти взятки платят покупатели, переплачивая за товар. Поэтому уже давно ведут разговоры о прямом обмене информацией. Тогда не будет, что из Польши товар везут, например, по цене 10 долларов, а в Украине растаможивают за 100 долларов », — объясняет она. По мнению Кужель, сегодня ничего не мешает запустить такой обмен таможенными данными из других стран. «Дайте задание ІТ-ишникам и они напишут все эти программы за копейки и запустят через полгода. Была бы политическая воля. Интересно посмотреть, что за товар идет из Китая, Польши, России», — говорит народный депутат.

Белорусские коллеги советуют усиливать техническое оснащение для борьбы с контрабандными потоками. Так, заместитель главы Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Сергей Борисюк рассказал «Дню», что в этом его стране помогают сканеры. «У нас используется пять мобильных инспекционно-наблюдательных сканеров, три стационарных...» — говорит он.

У Украины есть 10 сканеров, и в следующем году ГФСУ хочет еще больше оснастить границу. «Бюджетный комитет одобрил создание электронной таможни. Это означает, что выделенные на эти цели ЕС 82 миллиона гривен начнут использоваться на покупку техники, терминалов. Это первый прецедент, когда есть деньги на электронную таможню. Теперь главное их правильно использовать через тендеры», -говорит Сергей Билан.

Такие планы Несходовский одобряет. «Электронная таможня — способ автоматизации таможенных данных со страной происхождения товара. Это однозначно повысит эффективность контроля таможенной стоимости», — подытожил он.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать