Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вирус долларового дефицита

Распространителей могут пригласить к ответу
23 ноября, 00:00

Украинская экономика больна низким уровнем монетизации с осложнением — отсутствием спроса на гривню. Такой диагноз теоретики-экономисты ставят ей уже не первый год, пугая повторением финансового кризиса 1998 года, увеличением долговой нагрузки на экономику и излишней ее долларизацией. Рецепты противоречивы: от активного вмешательства до полного невмешательства государства в экономические процессы. А кое-кто взывает к повышению иммунитета. Тем не менее экономика периодически заболевает, и, похоже, именно из-за тесного контакта с политикой. К такому выводу пришли участники всеукраинской научно-практической конференции «Повышение роли банковской системы в экономическом росте».

Выборы президента, по словам руководителя экспертно- аналитического центра по вопросам кредитно-денежной политики Совета НБУ Андрея Гриценко, уже значительно снизили инвестиционную активность и сократили депозиты населения в гривне, увеличив объем вкладов в иностранной валюте. Это в какой-то мере показатель того, что украинская банковская система в целом не безнадежна. И ей даже можно будет дать орден или медаль, если она сможет выстоять против взращенных в предвыборный период инфляционных ожиданий и не повысит процентные ставки по кредитам. Правда, об этом аналитик говорит без особой уверенности. Он считает, что даже в условиях роста процентных ставок и общей долларизации экономики Украина должна как можно скорее определить среднесрочную кредитно- денежную стратегию (минимум на три года) и ежегодно ее обновлять. По мнению Гриценко, это позволит гривне ревальвировать, то есть укрепиться, что, правда, несколько снизит ценовую конкурентоспособность экспортеров.

В результате, предсказывает эксперт, сокращение внешнеэкономической деятельности на фоне высокой экономической активности 2004 года может привести к сокращению роста ВВП до 8%, что в свою очередь создаст проблемы с бюджетным финансированием социального развития. По его мнению, параллельно увеличится и долговая нагрузка. При этом, по его словам, монетизация, на которую так уповали теоретики, будет расти более низкими темпами, что уменьшит способности экономики поглощать деньги без инфляционных эффектов. И НБУ будет достаточно сложно поддерживать предложение денег на уровне реальных потребностей экономического роста и ликвидности банковской системы. К тому же низкий уровень капитализации банковской системы и финансовых рынков будет тормозить систему кредитования и снижать эффективность использования финансовых активов.

Под действием таких факторов, встающих на пути инвестиционно-инновационного развития государства, у главы правления банка «Ажио» Станислава Аржевитина сложилось впечатление, что «украинская экономическая политика все время была направлена на то, чтобы отечественная экономика становилась донором экономик других стран». По его словам, $100 миллиардов «Ощадбанка» после развала СССР остались в России. Бизнесмены за десять лет своего процветания перевели в оффшоры более $10 миллиардов. Большие деньги вращаются вне банковской системы, и механизмы, направленные на их возвращение туда, пока не срабатывают.

Как считает Аржевитин, если чей-то злой гений попытается сейчас экспериментировать с финансами, то корпоративные клиенты могут вообще обойтись без открытия банковских счетов. А наши банки и без того уязвимы. По данным известного банкира, их активы в Украине сегодня составляют 35% ВВП, в то время, как в Англии — 300%, в Германии — 200%. А вот активы небанковских учреждений не достигают и 4%. Несмотря на это, Аржевитин считает, что небанковские учреждения тоже могли бы кредитовать экономику. «Собственный капитал как ресурс банковская система уже исчерпала. В результате проблема привлечение инвестора в эту сферу очень актуальна», — отметил он. Потому и рассматриваются в НБУ четыре пакета документов, направленных на создание в Украине банков со 100% иностранным капиталом, семь пакетов — на смену акционеров существующих банков, пять — на увеличение капитала коммерческих банков.

Впрочем, банкирам не стоит впадать в истерику. Факт состоит в том, что на отечественный банковский рынок постепенно приходят инвесторы-разведчики и те, кто привык рисковать, вкладывая свои деньги (прирост прямых иностранных инвестиций в Украину в январе—сентябре составил $1004,6 млн., или 14,9% к началу года). Остальные ждут, пока Украину окончательно признают на мировом финансовом рынке. И это несколько сдерживает процесс нашего продвижения. Но кто же все-таки должен подымать международный рейтинг государства? Похоже, это необходимо делать сообща, не создавая информационными атаками в период политических бурь негативных ожиданий. Ведь политическая погода восстанавливается легко и почти безболезненно, тогда как экономическая нестабильность может превращаться в хронический недуг.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать