Война со «штатными» безработными
Минсоцполитики берется за два года трудоустроить миллион человек. Осилит ли?Если верить статистике, то Украина сегодня едва ли не впереди планеты всей по уровню безработицы или, вернее, по уровню занятости населения. Только в 5 из 34 индустриально развитых стран мира, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), уровень безработицы сегодня не превышает 5%. Это Южная Корея (3,1%), Норвегия (3,3%), Япония (4,1%), Швейцария (4,3%) и Австрия (4,7%). В России безработица в мае составляла 5,2%. Причем, по данным этой организации, средний уровень безработицы в тех же 34 странах в ближайшие полтора года заметно не снизится. В декабре 2014 года он составит 8% против нынешних 7,8%. На этом фоне наша страна явно выделяется. В июне уровень безработицы (от общего количества трудоспособного населения) в Украине снизился до 1,7% против 1,8% в мае.
Правда, в абсолютных цифрах эти небольшие, казалось бы, показатели впечатляют. В июне без работы в стране оставалось более 465 тысяч человек, а в мае их армия превышала полмиллиона. Представим ее, например, на киевском Майдане Независимости. На соответствующей картине будет изображена огромная масса людей, сильно недовольных жизнью и, в определенных обстоятельствах, готовых на все. Даже в том случае, если за вынужденное безделье полагается пособие, на него шиковать не будешь — оно лишь немногим превышает тысячу гривен. И хуже всего, что тому, кто ищет работу, найти ее совсем не просто: на 10 вакансий, по статистике, приходится 59 соискателей.
Тем временем Министерство социальной политики, возглавляемое единственным «чужаком» в правительстве Николая Азарова — выходцем из «Батькивщины» и главой партии, название которой все уже забыли, Натальей Королевской, демонстрирует свою озабоченность судьбой безработных. А также, не в последнюю очередь, эффективностью средств, которые тратятся на их содержание. Министр даже анонсировала новую философию своего ведомства. Она должна состоять в том, чтобы давать безработным не пособие, а работу. «Объем пособий по безработице у нас составляет почти 6 миллиардов гривен, — констатирует Королевская. — В прошлом году он был примерно пять миллиардов. Куда же мы так дойдем?». «У нас уже есть штатные безработные, которые не ищут работу, а получают пособие», — упрекает министр свои службы в разбазаривании бюджетных средств.
Королевская не без гордости и без тени сомнений в реальности выполнения приводит целевые показатели, установленные министерством. В этом году предстоит трудоустроить около 490 тысяч безработных, в следующем — более 500 тысяч, а среднюю продолжительность безработицы сократить до 120 дней. Предполагается создать 30 тысяч рабочих мест для неконкурентных на рынке труда людей (молодежи, инвалидов, детей-сирот, одиноких матерей и даже пожилых). Королевская критикует регионы, где «обучение ведется, а трудоустройство не наступает», и ставит задачу: 90% тех, кто прошел обучение в центрах занятости, должны получить соответствующие рабочие места.
Задачи ставить легче, чем их выполнять. И министр уповает на «кнут». С ее подачи Кабмин утвердил размер штрафов. Платить их придется бизнесу: если работодатель не подал вакансию в единую базу данных, если агентство не зафиксировало вакансию в своем реестре или берет плату за свои услуги с соискателей рабочих мест, работает за рубежом без соответствующей лицензии. Штраф будет налагаться за даже за аутсорсинг внутри страны без специального разрешения.
КОММЕНТАРИЙ
Мирослав ЯКИБЧУК, глава Национального форума профсоюзов Украины:
— Я бы поставил Минсоцполитики за его работу неудовлетворительную оценку. А от самой Королевской звучит так много разнообразных заявлений, которые можно отнести скорее к пиару, чем к реальным делам. Сказать о том, что нужно создавать рабочие места и реально их создавать — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Если сегодня сокращают выплаты бюджетникам, дотации и доплаты, то о каком создании рабочих мест можно говорить? За счет чего и кого это можно сделать при общем спаде производства и большом дефиците бюджета? Сегодня Европа и Америка тратят миллиарды и сотни миллиардов на программы трудоустройства людей. А в нашем государстве даже нет такой программы, не говоря уже о средствах для ее финансирования. Сегодня из Украины идет отток инвестиций, и те западные компании, которые создавали новые рабочие места, уходят с украинского рынка из-за его непрозрачности, огромной коррупции и давления на бизнес. Так что у Королевской голословные заявления — и больше ничего. Просто народу нужно что-то говорить и обещать. Нынешнее министерство социальной политики — самое худшее из всех за то время, которое я занимаюсь профсоюзной деятельностью и, наверное, у него самый слабый глава.
Выпуск газеты №:
№129, (2013)Section
Экономика