Война в Югославии уничтожает Дунайское пароходство
Вместе с флотом Украина может потерять и рынки сбытаБомбовые удары, нанесенные по территории Югославии силами НАТО, отразились и на экономике Украины. Разрушенные в результате авианалетов мосты загромоздили фарватер Дуная, перерезав водную магистраль, соединяющую Северное море через Рейн и Дунай с Черным. Это принесло огромный ущерб Дунайскому пароходству Украины. Учитывая и другие проблемы, с которыми оно столкнулось, эту весну для него можно назвать поистине мрачной. Правда, город Измаил, где состоялся наш разговор с президентом ОАО «Украинское Дунайское пароходство» Петром Суворовым, выглядел все таким же солнечным и приветливым.
— «Украинское Дунайское пароходство» имеет горький опыт зависимости от ситуации в Югославии. Известно, что за два года эмбарго этой страны УДП понесло убытки на $600 млн. Принимались ли какие-либо попытки смягчить удар по УДП в случае нового обострения ситуации в Югославии?
— В принципе, напряжение мы чувствовали еще в прошлом году. И, пытаясь избежать ситуации, в которую попали в 1992—95 годах, обращались в Европейскую комиссию, ООН, отстаивая бесперспективность санкций, от которых в прошлом так пострадала экономика Украины. Тогда наши потери не прекратились и после завершения войны. Ведь Югославия пыталась компенсировать убытки от эмбарго любыми возможными путями, в частности, в одностороннем порядке учредила дополнительную плату за прохождение по Дунаю, хотя в соответствии с Братиславской конвенцией придунайские страны могут пользоваться этим водным путем без ограничения.
Но даже во время эмбарго кораблям удавалось проскакивать «проблемный» участок. А сейчас, в связи с обстрелом, войной и крушением четырех мостов, Дунай перестал быть судоходным. Когда 25 марта обстрелом был разрушен мост Тито в Нови Саде, мы уже на следующий день предложили министерству транспорта Югославии помощь по разводке моста. Но минтранс Сербии ответил, что средства на эти цели выделяться не будут, так как нет гарантии, что мост не пострадает снова. К сожалению, так и случилось. Сейчас путь украинским кораблям уже преграждают обломки четырех мостов.
— А какова судьба трех судов УДП, задержанных на территории Югославии?
— Это были не наши суда, а «Укрречфлота». Нам, если можно так сказать, повезло. Во время бомбовых атак на территории Югославии находилось лишь одно наше пассажирское судно «Днепр», которое уже покинуло опасную зону. Но на подходах к Югославии находятся шесть барж, груженых химическими удобрениями для агропромышленного комплекса Сербии. Они стоят уже второй месяц, так как Нови Саду, куда они направлялись, не до удобрений. И это не только экономическая, но и экологическая проблема: нахождение подобного груза в районе конфликта, в случае попадания удобрений в воду, может привести к катастрофе на Дунае.
Другие наши суда после разрушения мостов разделились на две группы. Часть из них осталась выше Югославии (3 пассажирских судна, 92 баржи), остальные, в том числе и баржи с химикатами, сейчас стоят на подходе к Югославии.
— Возможно ли пристроить суда в верховьях Дуная на новые контракты?
— Как я уже говорил, выше Югославии остались три пассажирских судна, которым нам удалось найти работу на участке Вена — Будапешт. Но если пассажирский транспорт можно переориентировать, то основная наша проблема — это грузовые перевозки, в первую очередь на Австрию, Венгрию, Югославию. Их пришлось заморозить. Найти новые контракты для «флота в эмиграции» практически невозможно. Чтобы уменьшить натиск конкурентов, придунайские страны, кроме Болгарии, запретили третьей стороне участвовать в перевозке грузов между двумя странами. Выход на Рейн для нас ограничен. Мы лихорадочно пытаемся пристроить где-то свой флот, но пока не удается.
— Пострадали ли во время авиаударов предприятия, с которыми сотрудничало пароходство?
— Даже после прекращения авиаударов и расчистки фарватера наладить былые контакты нам будет трудно. В результате воздушных ударов разрушены порты в Смедереве, Нови Саде, Белграде.
Что касается предприятий, то у нас нет достаточной информации. Правда, еще стоит один из крупнейших в Европе металлургический комбинат в Смедереве, которому мы поставляли украинскую железную руду и вывозили готовую продукцию. Вообще в придунайские страны мы возим украинское сырье. Поэтому авиаудары нанесли серьезный вред не только пароходству, но и всей экономике Украины.
— Во времена прошлого кризиса в Югославии отношение Сербии к Украине было не лучшим. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в 1993 году две сербские организации «Новая Византия» и «Белая роза» перекрыли Дунай, чтобы блокировать работу украинского судоходства. Изменились ли отношения между сербской и украинской сторонами? Не боитесь ли вы, что движение на Дунае будет перекрыто не только разрушенными мостами, но и по инициативе сербской стороны?
— Пока что не ощущается никакой вражды со стороны Сербии. Поддерживая контакты с начальниками портов и с минтрансом Югославии, мы чувствуем, что пострадали одинаково, как говорится, на равных. У них в масштабе страны катастрофа и у нас в масштабе пароходства катастрофа. Но как будут развиваться события дальше, я не могу прогнозировать. Хотя не думаю, что Югославия будет снова тормозить нашу работу на Дунае. Обстоятельства все-таки изменились.
— Самая чувствительная потеря Дунайского пароходства в прошлом — это утрата грузопотоков, многие из которых были переориентированы с водного пути на другие виды транспорта, либо вообще прекратили свое существование. Не станет ли нынешний простой кораблей окончательным крушением дунайских грузоперевозок?
— С формированием грузовой базы на Дунае у нас были проблемы еще до активных военных действий. Тогда фрахтователи боялись обострения ситуации в Югославии. А сегодня мы ничего не можем сделать, чтобы сохранить грузопотоки. Если в ближайшее время ничего не изменится, нам останутся только низкотарифные грузы: будем возить родную украинскую землю. Для нашего с такими усилиями модернизированного флота — это конец.