Возможен ли частный порт в Украине?
Вчера Конституционный Суд Украины наконец- то ответил на этот сакраментальный вопрос, мучивших судовладельцев с 1995 года после принятия Кодекса торгового мореходства Украины. Согласно его 73 статьи, порт должен быть исключительно государственным предприятием.
С того момента в Конституционный Суд уже несколько раз обращались депутаты с просьбой разрешить людям владеть портами. Но служители Фемиды не спешили прояснить ситуацию. Решающим стало обращение летом этого года 49 депутатов с требованием признать положение Кодекса о статусе порта как исключительно государственной собственности не отвечающим статье 42 Конституции Украины, гарантирующей право каждого заниматься предпринимательской деятельностью, не запрещенной законодательством. Депутаты утверждали, что запрет частных портов нарушает свободу предпринимательства и свободу выбора потребителей и приводит к неправомерным ограничениям конкуренции в сфере торгового мореходства.
Но Конституционный Суд посчитал, что никаких противоречий между статьями Конституции и Кодекса нет. Этой же точки зрения придерживались Президент, Кабинет Министров, парламент, Минтранс, Фонд госимущества, Антимонопольный комитет и Одесская облгосадминистрация, к которым обращались судьи.
Мотивировался отказ тем, что функции торгового порта не относятся к предпринимательству, а, согласно международным договорам, являются обязательной государственной услугой. Кроме того, право влияния на порты обеспечивает баланс интересов общества, прав человека и экономической безопасности страны. А обвинение насчет монополизации рынка было отброшено с формулировкой, что государство, мол, — главнейший гарант этих свобод. Конечным решением стало, что суд признал «государственный статус портов соответствующим законодательству Украины».
Впрочем, на вопрос «Дня» о возможности появления частных портов, судья Конституционного Суда Александр Мироненко ответил, что все зависит от парламента. Когда он наконец-то рассмотрит закон «О морских портах Украины», то сможет дать в нем разрешение на существование негосударственных портов.
Выпуск газеты №:
№234, (2004)Section
Экономика