Возрождение банкрота
Краснопавловское отделение харьковской фирмы «Грузовые автомобили» отправило заказчикам первую партию паркетной фрезы. В масштабах Украины это факт малозначительный, но краснопавловцы этому рады, как первой ласточке. Краснопавловка в Лозивском районе — точка социального напряжения. Здесь когда-то работало более 20 строительных и монтажных организаций. После того, как строительство канала Днепр—Донбасс было прекращено, они тоже закрылись.
Было здесь и крупное предприятие «Сельхозтехника», специализировавшееся на ремонте тракторов МТЗ. Однако связи с Беларусью ослабели, и заказы на ремонт перестали поступать. В конце концов, и это предприятие было объявлено банкротом, а его рабочие оказались на улице. Банкротом стал также Орильский сахарный завод. Все это сильно ударило по экономике района.
— Сейчас за границами района, преимущественно в России, работает полторы тысячи краснопавловцев, — говорит глава Лозивской райгосадминистрации Богдан Рева. — Это из четырех тысяч трудоспособных… Москва, Тюмень, Белгород.
И вот появилась первая ласточка. Обанкротившуюся бывшую «Сельхозтехнику» купила харьковская производственно- торговая компания «Грузовые автомобили». Как отметил ее директор Анатолий Завацкий, компания пришла сюда надолго и начала необычно. Вокруг предприятия установили высокое железобетонное ограждение, наняли охрану...
Беречь есть что. На предприятии начали производить паркетную фрезу. Это заготовки для красивого пола. Новый владелец рассчитывает впоследствии выпускать здесь и готовые столярные изделия, а в цеху механической обработки делать кузова- фургоны для грузовых автомобилей. Есть заказ на 20 таких кузовов ежемесячно.
— Мы занимаемся продажей автомобилей и тракторной техники, — сказал «Дню» Завацкий. — Значит, профиль бывшей «Сельхозтехники» нам не чужд. Однако рынок сейчас не готов к поставкам новых или капитально отремонтированных тракторов. Придет время — займемся и этим, возможно, собственный механизированный отряд создадим.
А пока предприятие взялось за деревообработку. Приняли на работу 20 рабочих и до конца года планируют удвоить количество рабочих мест. Желающих немало: минимальная заработная плата — 400 гривен.
На этом можно было бы поставить точку, добавив, что когда заместитель поселкового председателя Борис Бондаренко узнал об этом, вся местная власть взялась за подсчеты: что с этого будет иметь бюджет поселка. Но стоит осветить одно обстоятельство. Фирма «Грузовые автомобили» покупала не кота в мешке, а единый комплекс, практически готовый к работе. И это, напомним, при условии банкротства ремонтного предприятия. С одной стороны, это будто бы и производственная единица, а с другой — ни на что не способная, поскольку полно долгов — перед рабочими, перед бюджетом. Самое простое решение — продать все, рассчитаться и облегчено вздохнуть. Александр Московченко, исполнявший обязанности директора, вцепился в оборудование мертвой хваткой. Сегодня вспоминает: «От меня требовали, чтобы я все продал и погасил долги. Уговаривали, обещали, даже угрожали. И желающих купить хорошие металлообрабатывающие станки по цене лома было много. Отбились. А потом мы продали целое предприятие на Лозивской товарной бирже честно и прозрачно». Московченко говорит об этом с гордостью, и, похоже, новый директор его чувства вполне разделяет.
К сожалению, отмечает Б. Рева, сейчас инвесторы в очереди в райгосадминистрацию еще не стоят. Их надо искать для обанкротившихся предприятий. Поэтому мудро поступает тот, кто в надежде на создание новых рабочих мест бережет основные фонды.
Выпуск газеты №:
№70, (2004)Section
Экономика