А самое большое наказание - это быть под властью худшего человека, чем ты, когда ты сам не согласился руководить.
Платон, древнегреческий философ, епиграматист, поэт, один из родоначальников европейской философии

Вторичный рынок товаров «отбелят»

Продавцы подержанных автомобилей, компьютеров или мобильных телефонов смогут платить меньше налогов
6 ноября, 1996 - 20:36
В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА СОБСТВЕННИКИ БЭУШНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПОЛУЧАТ БОЛЬШЕ СТИМУЛОВ ПРОДАТЬ СВОЕГО «ЖЕЛЕЗНОГО КОНЯ» ЛЕГАЛЬНО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Парламент принял в первом чтении законопроект о налогообложении доходов от операций повторной продажи целого ряда промышленных товаров. От внедрения документа ожидают уменьшения «теневого» вторичного рынка автомобилей, бытовой и компьютерной техники, мобильных телефонов и тому подобное. А также увеличения поступлений в бюджет и дополнительных гарантий качества для покупателей.

Автор закона, народный депутат Валерий Крайний рассказал «Дню» как именно документ поможет бороться с «тенью» на примере рынка подержанных автомобилей. По его словам, на фоне недавнего активного роста продаж новых автомобилей, «белый» рынок вторичных отставал. В объяснительной записке к законопроекту указано, что около 90% подержанных транспортных средств продаются через биржи. При этом оценочная стоимость автомобилей, отмеченная в биржевых соглашениях, обычно составляет не более 1 000 гривен (независимо от марки и модели транспортного средства). А это в десятки, а в отдельных случаях и в сотни раз меньше их реальной стоимости. В объяснительной записке говорится, что зафиксирован только один пример, когда биржу в судебном порядке заставили доплатить налоги с реальной стоимости проданных ею автомобилей. Так, продавая 17 легковых автомобилей различных марок, биржа определила базу налогообложения (с нее начисляется сумма налога) в размере 25,5 тысячи гривен. По информации же органов ГАИ, рыночная стоимость этих автомобилей (по актам оценки) составляла 287,8 тысячи гривен. В результате судебных рассмотрений товарную биржу заставили доплатить в государственную казну еще 107 тысяч гривен.

Главная причина «тенизации» этого рынка, по словам нардепа, — несовершенство налогообложения процедур покупки-продажи вторичного автомобиля. Так, НДС при покупке подержанного железного коня фактически удерживается дважды: первый раз — при продаже дилером нового товара, второй — при перепродаже при посредничестве дилера уже подержанного товара.

Чтобы уменьшить нелегальный рынок и заставить продавать автомобили по реальной цене, Крайний предлагает начислять НДС не на всю стоимость бывшего в употреблении товара, как происходит сейчас, а только на разницу (маржу) между ценой выкупа автомобиля и ценой следующей его продажи. То есть НДС предлагают снимать только с надбавки дилера.

Продавец одного из столичных авторынков Андрей такую законодательную инициативу оценил кратко, мол, «хотят найти дополнительные деньги в бюджет». Мужчина не понимает, почему вторичный авторынок называют «теневым», а как же тогда юридически заверенные соглашения покупки-продажи? Намерение нардепов «отбелить» эту часть авторынка он одобряет. Однако для этого требуется полностью, а не частично, отменять НДС. Наполнять же бюджет продавец предлагает с помощью закона, который изменит порядок взыскания транспортного сбора: с литра бензина, а не ежегодно. Тогда и деньги в бюджет «будут капать» ежедневно за каждый «съеденный» автомобилем литр бензина.

Вместо этого генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко поддерживает принятие этого закона. По его словам, действующее законодательство вынуждает легального продавца подержанного автомобиля отдавать государству около 40% оценочной стоимости автомобиля в виде различных налогов. Поэтому вторичный рынок и работает по различным непрозрачным схемам. Желающих честно заплатить 20% НДС, 15% налога с дохода и отчисления в пенсионный фонд очень мало, говорит Назаренко. Если закон вступит в силу, то продавцу придется выплачивать значительно меньшую сумму налога.

По данным информационно-аналитического агентства AUTO-Consulting, в 2008 году в Украине перерегистрировано 455,4 тысячи автомобилей. Если появится четкий порядок продажи подержанных автомобилей, то уже в 2009 году объемы перерегистрации вырастут на 10%, прогнозируют эксперты. Кроме того, государство, наконец, возьмет под контроль этот сегмент рынка и получит налоги с него, а покупатель — дополнительные гарантии защиты качества сделанной покупки, добавляет Назаренко. Согласно подсчетам же Крайнего, «отбеление» рынка вторичных промышленных товаров еще и ежегодно будет добавлять в государственный бюджет ориентировочно 500—600 миллионов гривен.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments