Пессимизм не побеждал ни в одном сражении.
Дуайт Эйзенхауэр, американский военный и государственный деятель, генерал армии, 34-й Президент США

Вторичный рынок товаров «отбелят»

Продавцы подержанных автомобилей, компьютеров или мобильных телефонов смогут платить меньше налогов
6 ноября, 1996 - 20:36
В СЛУЧАЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА СОБСТВЕННИКИ БЭУШНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПОЛУЧАТ БОЛЬШЕ СТИМУЛОВ ПРОДАТЬ СВОЕГО «ЖЕЛЕЗНОГО КОНЯ» ЛЕГАЛЬНО / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Парламент принял в первом чтении законопроект о налогообложении доходов от операций повторной продажи целого ряда промышленных товаров. От внедрения документа ожидают уменьшения «теневого» вторичного рынка автомобилей, бытовой и компьютерной техники, мобильных телефонов и тому подобное. А также увеличения поступлений в бюджет и дополнительных гарантий качества для покупателей.

Автор закона, народный депутат Валерий Крайний рассказал «Дню» как именно документ поможет бороться с «тенью» на примере рынка подержанных автомобилей. По его словам, на фоне недавнего активного роста продаж новых автомобилей, «белый» рынок вторичных отставал. В объяснительной записке к законопроекту указано, что около 90% подержанных транспортных средств продаются через биржи. При этом оценочная стоимость автомобилей, отмеченная в биржевых соглашениях, обычно составляет не более 1 000 гривен (независимо от марки и модели транспортного средства). А это в десятки, а в отдельных случаях и в сотни раз меньше их реальной стоимости. В объяснительной записке говорится, что зафиксирован только один пример, когда биржу в судебном порядке заставили доплатить налоги с реальной стоимости проданных ею автомобилей. Так, продавая 17 легковых автомобилей различных марок, биржа определила базу налогообложения (с нее начисляется сумма налога) в размере 25,5 тысячи гривен. По информации же органов ГАИ, рыночная стоимость этих автомобилей (по актам оценки) составляла 287,8 тысячи гривен. В результате судебных рассмотрений товарную биржу заставили доплатить в государственную казну еще 107 тысяч гривен.

Главная причина «тенизации» этого рынка, по словам нардепа, — несовершенство налогообложения процедур покупки-продажи вторичного автомобиля. Так, НДС при покупке подержанного железного коня фактически удерживается дважды: первый раз — при продаже дилером нового товара, второй — при перепродаже при посредничестве дилера уже подержанного товара.

Чтобы уменьшить нелегальный рынок и заставить продавать автомобили по реальной цене, Крайний предлагает начислять НДС не на всю стоимость бывшего в употреблении товара, как происходит сейчас, а только на разницу (маржу) между ценой выкупа автомобиля и ценой следующей его продажи. То есть НДС предлагают снимать только с надбавки дилера.

Продавец одного из столичных авторынков Андрей такую законодательную инициативу оценил кратко, мол, «хотят найти дополнительные деньги в бюджет». Мужчина не понимает, почему вторичный авторынок называют «теневым», а как же тогда юридически заверенные соглашения покупки-продажи? Намерение нардепов «отбелить» эту часть авторынка он одобряет. Однако для этого требуется полностью, а не частично, отменять НДС. Наполнять же бюджет продавец предлагает с помощью закона, который изменит порядок взыскания транспортного сбора: с литра бензина, а не ежегодно. Тогда и деньги в бюджет «будут капать» ежедневно за каждый «съеденный» автомобилем литр бензина.

Вместо этого генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко поддерживает принятие этого закона. По его словам, действующее законодательство вынуждает легального продавца подержанного автомобиля отдавать государству около 40% оценочной стоимости автомобиля в виде различных налогов. Поэтому вторичный рынок и работает по различным непрозрачным схемам. Желающих честно заплатить 20% НДС, 15% налога с дохода и отчисления в пенсионный фонд очень мало, говорит Назаренко. Если закон вступит в силу, то продавцу придется выплачивать значительно меньшую сумму налога.

По данным информационно-аналитического агентства AUTO-Consulting, в 2008 году в Украине перерегистрировано 455,4 тысячи автомобилей. Если появится четкий порядок продажи подержанных автомобилей, то уже в 2009 году объемы перерегистрации вырастут на 10%, прогнозируют эксперты. Кроме того, государство, наконец, возьмет под контроль этот сегмент рынка и получит налоги с него, а покупатель — дополнительные гарантии защиты качества сделанной покупки, добавляет Назаренко. Согласно подсчетам же Крайнего, «отбеление» рынка вторичных промышленных товаров еще и ежегодно будет добавлять в государственный бюджет ориентировочно 500—600 миллионов гривен.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments