Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Второе дыхание» единого налога

Предпринимателям разрешено выбирать между двумя его вариантами
30 ноября, 00:00
У единого налога еще есть немало уязвимых мест: недостаточное урегулирование НДС может стать сдерживающим фактором в его распространении, введение запрета на бартерные сделки для плательщиков единого налога также заставит многих призадуматься

Свыше 27 тысяч юридических лиц перешли на уплату единого налога, установленного с начала года для субъектов хозяйствования малого бизнеса. В Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ) считают, что в 2000 году количество плательщиков этого налога должно возрасти, поскольку рамки применения упрощенной системы налогообложения заметно расширились. Теперь на нее могут перейти предприятия, у которых среднесписочная численность работающих составляет не более 50 человек, а объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 1 млн. грн. в год (ранее требовалось соответственно иметь не более 10 наемных работников и оборот не более 500 тыс. грн.).

Это не единственное нововведение, установленное Указом Президента № 746 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Отныне субъекты предпринимательской деятельности — юридические лица, перешедшие на уплату единого налога, вправе выбирать по своему усмотрению одну из двух ставок налога — 6% или 10% от оборота.

Предприятия, избравшие 6- процентную ставку, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), и на них распространяются все нормы Закона «О налоге на добавленную стоимость», включая налоговый учет (книги учета приобретения и книги учета продажи товаров), заполнение налоговых накладных, подачу декларации по НДС. Отчетным (налоговым) периодом для них является квартал.

При 10-процентной ставке предприятия освобождаются от уплаты НДС. В этом случае, в соответствии с действующим законодательством, им запрещается выписывать при продаже налоговую накладную с указанием в ней суммы НДС. Предприятия также не имеют права на налоговый кредит по суммам налога, уплаченным при приобретении товаров на таможенной территории Украины или при их ввозе, а также на компенсацию налога, уплаченного поставщиком в связи с приобретением товаров, вывезенных за пределы Украины. Указанные суммы налога включаются в стоимость товаров. Операции по дальнейшей продаже товаров как покупных, так и собственного изготовления осуществляются без начисления НДС.

Юридические лица, работавшие по упрощенной системе налогообложения по ставке 6%, автоматически переходят на деятельность в соответствии с требованиями Указа № 746. С случае же выбора ставки единого налога 10% требуется письменно уведомить налоговиков о снятии предприятия с учета как плательщика НДС. В связи с переходом на единый налог переплаченная сумма стоимости патента может быть зачтена.

Из числа физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, за 9 месяцев 1999 года на уплату фиксированного налога перешли 73,6 тыс. человек, пополнив бюджет на 29,7 млн. грн. Для этих граждан единый налог выгоден тем, что здесь невысокие ставки налогообложения — от 20 до 200 грн. в месяц (устанавливаются дифференцированно на местах), не требуется использование контрольно-кассовых аппаратов, плательщик освобождается от уплаты 8 видов налогов и обязательных платежей (в том числе НДС и платы за патенты). При годовом обороте менее 500 тыс. грн., единый налог оплачивается ежемесячно до 20-го числа следующего месяца.

Несомненно, переход к упрощенной системе налогообложения знаменует собой качественно новый шаг в развитии малого предпринимательства: существенно снижается налоговый пресс, упрощается ведение учета, расширяются возможности для легальной деятельности. Однако у единого налога еще есть немало уязвимых мест. Как признает заместитель председателя ГНАУ Алексей Шитря, самый «больной» вопрос тут — НДС. Именно недостаточное урегулирование НДС может, по словам А.Шитри, стать сдерживающим фактором в распространении единого налога. К этому можно добавить, что и введение запрета на бартерные сделки для плательщиков единого налога также заставит многих призадуматься.

Как и во всяком новом деле, с введением единого налога возникло множество правовых вопросов, не урегулированных законодательно. Поэтому, отметил А.Шитря, в министерствах и ведомствах сейчас идет работа по разработке соответствующих подзаконных актов. А в целом, считает А.Шитря, чтобы объективно оценить все достоинства и недостатки единого налога, нужна практика — по крайней мере, год. Уже по завершении первого квартала 2000 года ГНАУ собирается сделать такой анализ. А.Шитря уверен, что некоторое уменьшение поступлений в бюджет единого налога по итогам 9 месяцев — явление временное, и в дальнейшем его удастся компенсировать за счет расширения числа налогоплательщиков.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать