Второе пришествие «порто-франко»

Во-первых, в совете «Вольной гавани» (так по примеру Гамбурга называлась одесское «порто-франко») присутствовали представители всех сословий, проживавших на территории города. Во-вторых, интересы государства «блюли» представители Министерства внутренних дел, финансов, пограничного и таможенного департаментов империи. Капитан «Вольной гавани» (начальник по нашему) подчинялся совету, как глава исполнительной власти. Можно еще отметить «прозрачность» бюджета «Вольной гавани», тендеры на подряд, протекционизм в отношениях к собственному промышленнику и купцу... Словом, граждане Одессы знали куда и на что уходят их деньги, появятся ли новые рабочие места и каким специальностям имеет смысл обучать своих детей.
Чем же интересна СЭЗ, вроде бы открываемая теперь в Одессе? Подчеркиваю — вроде бы! Ибо Указ Президента рассмотрен парламентом лишь в первом чтении, а что там останется после второго — никто не знает.
Допускаю, что итоги подводить рано. Но ведь Леонид Кучма не из «приготовишек»: своих избирателей пять лет назад он «купил» обещанием серьезных экономических реформ, а Одессу — обязательным возрождением «порто-франко»...
Так вот, отныне на территории зоны «порто-франко» устанавливается специальный налоговый режим субъектов зоны. Суть: инвесторы освобождаются на три года от налогообложения на прибыл, полученную от реализации проекта, а на последующие три года получают пятидесятипроцентную скидку от величины налога. Далее (цитирую): «указанная льгота применяется с момента получения первой прибыли».
Можно себе представить изумление тех, кто хотел «осесть» в нашей «порто-франко», когда прочтут эту строчку! Ведь у нас лишь единицы показывают прибыль. Президент компании, занимающейся торговлей бензином, может менять раз в месяц машину, с троить офис, обложив его итальянским мрамором, но прибыли у него нет. Для налоговиков он беден, как церковная мышь.
Но, может быть, СЭЗ создается ради «транзита»? Все мы знаем насколько малопривлекательной стала Украина для перевозчиков — автомобилисты, железнодорожники, моряки и речники который год пытаются «выбить» из парламента и правительства закон о «транзите», который начнет стимулировать возвращение грузопотоков на нашу территорию.
И еще одна изумляющая цитата: «В случае вывоза товаров и других предметов на территорию зоны «порто-франко» с целью транзита налогообложение производится в соответствии с законодательством Украины. А мы понадеялись, что наша «порто-франко» станет классической консигнационной зоной. Производя «катанку» на «Запорожстали», я отправляю ее в Одессу, складирую и ожидаю удобной для себя цены. Мне выгодно поставлять ее из СЭЗ, если она освобождается от дополнительного налогообложения и не бьет по карману металлургов, перевозчиков и покупателей. Другими словами «уводит» всех участников процесса «купля-прдажа» от грабительских украинских налогов.
Кстати, именно об этом говорил в Одессе, во время международной выставки «ТрансУкраина», президент украинского транспортного союза Евгений Марчук. Его слова нашли понимание и отклик у руководителей крупнейших транспортных фирм Балтии, Грузии, Беларуси и России.
Выпуск газеты №:
№151, (1999)Section
Экономика