Вы Конституцию читали?
О чем свидетельствует последнее интервью главы НБУ Валерии Гонтаревой![](/sites/default/files/main/articles/24092014/6gontareva.jpg)
Недавно «Зеркало недели» опубликовало интервью председателя НБУ Валерии Гонтаревой под общим названием «Мы согласовали с МВФ дополнительные административные меры» (DT.UA, 20.09.2014 г.). Скажу откровенно, ответы Гонтаревой на вполне резонные вопросы работников газеты производят очень гнетущее впечатление.
Во-первых, они подтверждают, что руководство НБУ полностью зависимо от воли и интересов МВФ, и поэтому в стране введена неоколониальная модель монетарной политики.
Во-вторых, создается впечатление, что нынешний глава НБУ не осознает, что возглавляет особый центральный орган государственного управления, от политики которого зависит не только состояние денежно-финансовой системы, но и судьба всей национальной экономики страны.
Журналисты удачно употребили термин «сорокабанковщина», заметив при этом, что, несмотря на перманентные совещания с руководителями 40 крупнейших банков, в стране «довольно успешно функционирует черный долларовый рынок», а курс гривны не «плавает», а демонстрирует недопустимую и разрушительную волатильность.
Глава НБУ на это ответила: «До сих пор в нашей стране, к сожалению, сложилось так, что 23 года курс валют был священной коровой». Таким образом, подвергается сомнению конституционный императив прямого действия, а именно — ст. 99, которая гласит: «Обеспечение стабильности денежной единицы является основной функцией центрального банка государства — Национального банка Украины». Данная конституционная норма закрепляет ключевую стратегическую прерогативу, неуклонное соблюдение которой гарантирует стабильность не только денежно-финансовой системы, но и экономическое спокойствие внутреннего рынка, стабильность платежной системы и внешних расчетов.
• Понятно, что обеспечение стабильности национальной денежной единицы предусматривает введение фиксированного курса. Однако МВФ и Всемирный банк отрицали возможность и необходимость введения фиксированного курса в Украине. Поэтому все предыдущие руководители НБУ, хотя и находились под воздействием Вашингтонского консенсуса, вынуждены были идти на определенные хитрости и паллиативы, чтобы выполнить требование Основного Закона государства. В стране не действовал (потому что не был официально заявлен) полноценный фиксированный курс гривны. В то же время до месяца 2014 года у нас не был введен гибкий (плавающий) курс гривны.
Предыдущие главы НБУ не шли на такую авантюру, поскольку хорошо понимали, что дело связано со стабильностью гривны, а следовательно, с нормальным функционированием внутреннего рынка, постоянством цен, недопущением нездорового ажиотажа вкладчиков банков и тому подобное.
• Однако нынешний глава НБУ осуждает валютно-курсовую политику всех своих предшественников: «Удерживая фиксированный курс (?) гривны к доллару США, мы входим в противоречие с принципами рыночной экономики и лишаем ее автоматического стабилизатора, которым является курс национальной валюты». Что на самом деле представляет собой «рыночный автоматизм» курса гривны (которая за несколько месяцев обесценилась почти вдвое), сразу же почувствовали все — банки, широкая общественность, внутренний рынок, социальная сфера и каждый житель в частности.
Валютно-курсовая политика, осуществляемая с момента введения так называемого автоматического стабилизатора в форме плавающего курса, демонстрирует непрерывно растущий разрушительный потенциал. В.Гонтарева, между тем, спокойно констатирует: «Когда я назвала в Вашингтоне цифры, говоря, что у нас отток (депозитных средств. — Т.К.) приблизительно 30%, никто ни во Всемирном банке, ни в МВФ не верил, что в такой ситуации банковская система вообще может выжить».
• Об официальном признании неоколониальной модели монетарной политики убедительно свидетельствует все содержание ответов нынешнего главы НБУ. В частности, вызывает грусть и безнадежность следующий пассаж: «На сегодняшний день, находясь под программой Международного валютного фонда, скажу честно, мы даже не напрягались — все макроэкономические расчеты взяли в МВФ. Да и Минфин находится под программой МВФ — он тоже пользуется их прогнозами». Далее В.Гонтарева выражает надежду, что при формировании денежно-кредитной политики «мы не зависим от каких-либо прогнозов Министерства экономики, от того, кто рассчитывает бюджет». То есть руководство НБУ будет продолжать «не напрягаться», потому что за него думают и прогнозируют зарубежные советчики.
Об абсолютной зависимости монетарной политики Центрального банка от воли МВФ также показательно свидетельствуют основные принципы денежно-кредитной политики на 2015 год. В данном документе на самом деле речь идет об основных принципах антиинфляционной политики, хотя инфляция — это инструмент финансового перераспределения. Это — своеобразный термометр. И бороться следует не с его показателями, а системно оздоравливать экономический организм, осуществляя эффективную денежно-кредитную политику. Нобелевский лауреат Пол Кругман предостерегает от слепо догматической борьбы с инфляцией, которую настоятельно проповедует МВФ: «Фатальное уменьшение инфляции значительно усложняет восстановление экономики. Наша цель должна быть противоположной».
• Также вассальные отношения руководства НБУ и МВФ демонстрирует решение Совета НБУ от 11.09.2014 года №27. В частности, пункт 6 данного решения гласит: «Рекомендовать Национальному банку совместно с Кабинетом Министров Украины при условии дальнейшего углубления политических и экономических рисков, дестабилизации ситуации на валютном рынке и углубления девальвационного давления на национальную денежную единицу поднять перед Международным валютным фондом вопрос необходимости и возможности гибкого выполнения Национальным банком Украины обязательств по увеличению уровня золотовалютных резервов до конца 2014 года» (разрядка наша. — Т.К.). Таким образом украинская власть вынуждена унизительно просить предоставить ей возможность хотя бы в минимальной степени распоряжаться государственным валютным резервом.
А в интервью В.Гонтарева дополнительно информирует, что очередная миссия МВФ сжалилась и «Национальный банк пока больше не будет обязан покупать валюту». А для широкого читателя от себя добавлю. Речь идет о так называемых международных резервах, счета которых находятся на территории США и куда НБУ обязан перечислять долларовые прибыли украинского государства.
А на замечание журналистов, что так называемые чистые международные резервы и их реальный объем — большой секрет, глава НБУ выдала такую тираду: «У нас все резервы не просто ликвидны, а высоколиквидны. У нас резервы все аудированы МВФ вдоль и поперек. Если вас не устраивает ни их рейтинг, ни мнение МВФ, ни выводы «большой аудиторской четверки», то тогда вам мои заверения не нужны». Разве возможно читать такие сентенции спокойно? Первая реакция: при таком руководстве центральным банком финансовая система (а следовательно, и вся экономика) страны — в большой опасности.
Далее в интервью нынешний руководитель Центрального банка государства сообщает, что уже согласованы с МВФ дополнительные административные меры, которые будут вводиться на рынке. «Хочу поделиться с вами радостью. На этой неделе у нас к работе приступает технический асистанс. От будет помогать нам делать инфраструктуру рынка». Речь, о том, что специалисты МВФ помогут выстроить межбанковский рынок обмена валют.
На все попытки журналистов обратить внимание руководителя НБУ на наличие махрового теневого (долларового) рынка, вызванного вводом (под диктовку МВФ) плавающего курса гривны, содержательного ответа не последовало. Фраза «нужно как-то с этим бороться».
• И когда прозвучала уточняющая журналистская реплика: «С населением или с черным рынком?», ответ был неожиданным: «Черным рынком пусть силовики занимаются. Мы же отвечаем за белый и серый рынки». И когда опять один из журналистов заметил: «Вы, похоже, стимулируете черный рынок» реакция руководителя НБУ была такой, что трудно понять, даже прочитав несколько раз: «Вы хотите, чтобы мы закрыли банки, которые занимаются отмыванием, и при этом еще и ликвидировали черный рынок? Считаю, что это задача не НБУ, а парафия милиции, прокуратуры, СБУ».
Очевидно, в данном контексте перепутали причину появления у нас теневого долларового рынка, которого Украина не знала за все годы независимости, с последствиями. А причина одна — непродуманное (на мой взгляд) авантюрное введение плавающего обменного курса.
Газета «День» опубликовала (4—5 июля) мою статью «Почему монетарная политика НБУ противодействует национальным интересам?», в которой я навел статистку о том, что подавляющее большинство государств (44) успешно пользуются фиксированным валютным курсом; также большое количество стран (35) демонстрируют практику «управляемого плавания», то есть регулируемого в рамках определенного валютного коридора (отклонение не более 5%) курса.
• Очень опасным прецедентом может стать обещанное руководителем НБУ введение института маркет-мейкеров. То есть лишь 15 банков (из 178 действующих) будут «иметь доступ к интервенциям Национального банка». Можно смело прогнозировать, какой импульс это даст, опять же, черному рынку и коррупции в банковской сфере.
Когда журналист задал уточняющий вопрос: «Российские банки будут маркет-мейкерами?», ответ был уже традиционно неожиданным. «У нас нет понятия «российские банки». У нас есть украинские банки с российским капиталом».
Ошибаетесь, уважаемая Валерия Алексеевна. В настоящее время у нас функционируют российские банки с украинским капиталом. Депозитные вклады наших соотечественников, активное рефинансирование российских банков со стороны НБУ, размещение украинских ценных бумаг — все формирует имеющийся капитал российских банков. И есть веские основания подозревать некоторые из них в финансировании террористических и сепаратистских группировок на Донбассе.
• Пора кричать SOS! В Украине утверждается неоколониальная модель монетарной политики. Таким образом, наше государство теряет наименьшую самостоятельность в планировании и осуществлении денежно-финансовой политики.
Трофим Ковальчук, член Совета НБУ, заслуженный деятель науки и техники Украины
К ТЕМЕ!
Инвесторам на заметку!
Национальный банк с 23 сентября запретил проведение расчетов в иностранной валюте по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины. Об этом говорится в Постановлении регулятора от 22 сентября, №591. Кроме того, НБУ запретил валютные платежи по импортным договорам, по которым продукция была ввезена на территорию Украины и прошла таможенное оформление на основании ввозной декларации, если дата оформления этой декларации превышает 180 дней. Также запрещено возвращение за рубеж средств иностранных инвесторов, полученных от продажи ценных бумаг украинских эмитентов за пределами фондовых бирж, кроме государственных облигаций Украины. Запрещено возвращение за рубеж средств иностранных инвесторов, полученных от продажи корпоративных прав юридических лиц, не оформленных акциями, и возвращение за рубеж дивидендов иностранных инвесторов, кроме дивидендов по ценным бумагам, которые вращаются на фондовых биржах. Кроме того, регулятор запретил проведение валютных операций на основании своих индивидуальных лицензий, кроме размещения валютных ценностей на счетах за пределами Украины юридическими лицами. Постановление вступает в силу с 23 сентября.
Выпуск газеты №:
№177, (2014)Section
Экономика