Выездной туризм подстрахуют
Рынку предлагают создать фонд гарантирования вкладов![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100818/4148-5-2.jpg)
Для украинских туристов ищут новые формы защиты от последствий непредсказуемых финансовых рисков со стороны туроператоров. Как сообщил заместитель главы Государственной службы туризма и курортов, глава лицензионной комиссии Госслужбы Сергей Семкин, в течение нескольких месяцев ведомство совместно с отраслевыми ассоциациями, туроператорами и страховыми компаниями наработает рекомендации относительно улучшения защиты прав туристов во время отдыха за границей. «Детонатором» активизации работы в этом направлении стало банкротство третьего по величине отечественного туроператора по турецкому направлению «Кария Тур Украина».
Сегодня украинские отдыхающие, по словам главы правления страховой компании «Эталон» Евгения Брыдуна, фактически не защищены от последствий финансовых неприятностей отдельных туристических операторов. «Когда становится банкротом банк или страховая компания, вводится временная администрация. А о туристах просто забывают, потому что со стороны туроператоров нет никаких гарантий», — говорит он. Банковскую гарантию в размере 20 тысяч евро (она выдается компании перед получением лицензии на осуществление деятельности) эксперт не принимает во внимание, потому что ее хватает на возмещение стоимости всего лишь нескольких путевок, тогда как к возмещению могут заявляться сотни. «Нет защиты от непроплаты туристических услуг со стороны туристических агентов... Как правило, турагенты создаются в форме ООО, которое ликвидируется за три минуты: со счета на счет переводятся средства — и это ООО убегает. Так появляется кредиторская и дебиторская задолженность туроператоров», — объясняет Брыдун. То есть украинские туристы — заложники несовершенного отраслевого законодательства, подытоживает он.
Однако обеспечить спокойный отдых за рубежом можно, рассказывает «Дню» президент Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Наталия Гудима. Первый вариант, по ее словам, касается страхования финансовых рисков туриста. Второй вариант — введение на уровне закона гражданской ответственности туроператоров за их деятельность.
По словам Брыдуна, страховой полис финансовых рисков сегодня может приобрести любой турист по собственному желанию. «Полис может включать случаи аннулирования путешествия, его досрочное прерывание. Но финансовые риски стоят недешево. Если средний тур стоит 800 долл., то стоимость такого полиса составляет от 2 до 10% стоимости отдыха», — объясняет страховщик.
Поэтому целесообразнее развивать второй вариант, считает Гудима. С точки зрения президента ЛСОУ, туристические компании могут защитить своих клиентов, создав специальный фонд (подобный фонду гарантирования банковских вкладов), в который будет отчисляться определенная сумма средств с каждой проданной путевки. Накопленные средства, говорит Гудима, будут использоваться в случае возникновения каких-либо форс-мажоров финансового плана.
Идею создания подобного фонда в туристической отрасли сегодня рассматривают в Государственной службе туризма и курортов. По словам Семкина, собранные в фонд средства должны храниться на банковских счетах, где на них будут нарастать проценты. В случае потребности эти средства можно использовать для поднятия туристического имиджа страны или чтобы «выручать наших туристов из разных сложных ситуаций». Правда, чиновник уточнил «Дню», что пока что идея с фондом рассматривается лишь как один из возможных вариантов урегулирования проблемной ситуации на рынке.
Сами же туроператоры поддерживают такую идею, но не считают ее панацеей. «Как один из вариантов — возможно. Желательно, чтобы взносы туристических компаний в такой фонд, в случае его создания, были дифференцированными. Маленькая компания (отправляет тысячу туристов в год) должна вносить около 50 тысяч.долл. Для крупных туроператоров может быть и сумма в 100 тысяч долл.», — сказал в комментарии «Дню» исполнительный секретарь Всеукраинской ассоциации туроператоров Украины Олег Пикерский. По его оценкам, участниками такого фонда сегодня готовы стать около 20 туристических компаний. Пикерский также отметил, что в случае создания такого фонда он будет аккумулировать значительные средства, которые могут измеряться сотнями тысяч долларов и больше. Поэтому нужно позаботиться об эффективном и прозрачном механизме использования этих средств. «Этим фондом должны управлять совместно общество и соответствующий государственный орган», — заявил он.
От себя Пикерский предлагает рассмотреть еще один вариант защиты туристов за границей, предусматривающий предупреждение разного рода неприятностей у туристической компании. Для этого исполнительный секретарь Всеукраинской ассоциации туроператоров Украины предлагает создать общественную комиссию при Министерстве туризма и культуры Украины и Государственной службе туризма и курортов, которая на основе неофициальной информации будет мониторить ситуацию в крупных системных туроператорах. Это позволит лучше видеть возможные риски в туристических компаниях и принимать предупредительные меры, подытоживает он.
Евгений Брыдун, в свою очередь, предлагает создать специальное бюро, которое будет сотрудничать с туроператорами и страховыми компаниями (по примеру Моторнотранспортного бюро Украины в сфере страхования гражданской ответственности водителей) и гарантировать в определенных случаях покрытие финансовых рисков туроператоров.
А вице-президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Елена Шаповалова предлагает улучшить работу отечественного туристического рынка введением типового договора на туристическое обслуживание и созданием условий для саморегулирования рынка (в том числе и системы добровольной сертификации турагентов). Защищать же спокойствие туристов за рубежом она советует, опираясь на европейский опыт.
Так, по ее словам, в Италии существует специальный централизованный гарантийный фонд, в котором должны принимать участие все туристические компании. Данный фонд финансируется туристическими операторами ежегодно. Денежные средства отчисляются в размере 0,5% от общей оплаченной страховой премии по обязательному договору страхования ответственности туроператоров, необходимого для получения ими лицензии на осуществление туристской деятельности.
В Великобритании все участники туристического рынка, кроме договора о страховании и банковской гарантии, должны входить в Ассоциацию туркомпаний и ежегодно вносить в нее фиксированные членские взносы, объясняет Шаповалова. Соответственно, урегулирование всех случаев при участии туристических организаций возлагается на данную ассоциацию.
В Испании же создан страховой пул, состоящий из страховщиков, которые имеют специальные лицензии на страхование туроператоров. Кроме того, объясняет Шаповалова, в туристическом бизнесе этой страны существует так называемая система свободных мест — новый туроператор может войти на рынок лишь в том случае, если на нем освободится место, то есть рынок покинет кто-то из игроков.
Выпуск газеты №:
№148, (2010)Section
Экономика