Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Выйти на качество и не потерять мотивацию

Какие пути диверсификации рисков могут выбрать украинские молочные фермы, чтобы удержаться на плаву
26 октября, 16:05

С каждым годом молока в стране производится все меньше, число поголовья в подсобных хозяйствах сокращается, а стоимость молочных продуктов на прилавках магазинов растет. И, похоже, повышение цен на эту группу товаров – это перспектива ближайших лет, потому что причин для ее снижения нет и вряд ли они появятся в будущем. А это значит, что ближайшие годы будут важны для производителей, стремящихся к рентабельности своих предприятий. И если раньше большинство молочных ферм считались социальными проектами, потому что содержали их в основном за счет растениеводства, то сейчас картина вырисовывается несколько иная: из-за постоянных скачков стоимости на зерно и погодных катаклизмов фермеры стали все чаще обращать внимание на развитие молочных ферм. При должном развитии и капиталовложениях они приносят стабильный доход, а от природы и ее прихотей не зависят.

Следовательно, предостережение о том, что вскоре импортная молочная продукция сможет заполонить отечественный рынок, – это лишь предположение, потому что в Украине достаточно собственных производителей, которые уже сейчас либо масштабируют свои фермы, либо от производства переходят к переработке, чем создают добавленную стоимость молоку. Причем в противовес крупным молочным компаниям на рынок начали выходить малые предприятия, предлагающие эксклюзивные, крафтовые или лимитированные продукты, чем привлекают потребителя. О последних тенденциях развития молочной отрасли Украины «День» пообщался с участниками всеукраинского практического форума «Молочная ферма. Эффективное производство». Он на днях прошел в Киеве при участии представителей топовых молочных компаний, профильных научных заведений, украинских и зарубежных отраслевых экспертов-практиков.

«ХОТЯ ПОГОЛОВЬЕ В ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВАХ СОКРАЩАЕТСЯ, МОЛОЧНЫЕ ФЕРМЫ ТОВАРНОГО ИЛИ СЕМЕЙНОГО ТИПА РАСТУТ»

По сообщению Государственной службы статистики, в 2019 году Украина впервые со времен независимости произвела меньше молока – объемы уменьшились на 10 млн тонн, что на 3,6% меньше, чем в 2018 году. В прошлом году производство молока в Украине снизилось на 4,2% по сравнению с 2019 годом. Спад произошел за счет уменьшения поголовья в подсобных хозяйствах, где объемы молока сократились на 6,2%. В сельскохозяйственных предприятиях объемы, наоборот, увеличились, не существенно, но рост – на 0,8 %, или 2,75 млн тонн. Однако, что касается перерабатывающей молочной промышленности, то, по данным Госстата, в целом за 2020 год на перерабатывающие предприятия Украины поступило 3,51 млн тонн молока, что на 7,6% меньше, чем в 2019 году. Такая же тенденция наблюдается и в этом году. Производство молока за 9 месяцев текущего года сократилось на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Эти показатели опять же связаны с тем, что сокращается поголовье КРС. Так, по состоянию на 1 сентября в Украине насчитывается 1 млн 655,2 тыс. коров, что на 5,9% меньше, чем в 2020-м. Из них 425,2 тыс. коров содержали в промышленном секторе, а 1 млн 230 тыс. голов – в хозяйствах населения.

То, что промышленное производство вытесняет подсобное, вполне закономерное дело, отмечают эксперты. В последнее время ряд хозяйств запускали новые молочные комплексы или модернизировали имеющиеся. Новые молочные фермы европейского образца также планируют открывать и в 2022 году. Поэтому, если не возникнет никаких форс-мажоров, отрасль, которая пока на «ремонте», в перспективе будет только наращивать мощность, уверяет Екатерина Дудка, консультант по управлению молочной фермой в проекте IFC «Развитие молочной отрасли в Украине». По ее словам, если молочная ферма строит свой бизнес на основе рыночных устоев с системными подходами, то она обречена на успех.

«Мы выходим из постсоветского пространства, и те технологии уже не эффективны. Тогда не было рынка и не было микса воздействий внешней среды. Раньше корова – это была просто кормилица, а сейчас это способ заработка. Но до сих пор большинство предприятий пока вытягивают деньги из растениеводства и вкладывают в животноводство. Хотя, к счастью, сейчас фермеры все больше видят диверсификацию рисков и выгоду от животноводства, так как последние годы показывают, что цены на зерно колеблются и могут быть разные моменты, связанные с зерновой продукцией, а животноводство – это стабильная прибыль. Поэтому, несмотря на то, что поголовье в домашних хозяйствах уменьшается, молочные фермы товарного типа или семейного растут. Строятся новые комплексы, модернизируется оборудование, и фермы выходят на уровень, который отвечает современным требованиям технологии содержания КРС в комфортных условиях, что сразу отражается на росте производительности и увеличении надоев, – отмечает эксперт. – Большие промышленные фермы мне импонируют только с точки зрения того, что там легче получить эффективность, потому что это масштабный бизнес. Но крутую и особую философию имеют малые семейные фермы. Для них важна поддержка, чтобы они выходили на качество и не утрачивали свою мотивацию. В Европе есть семейные фермы, получающие серьезную дотацию от государства. Если бы они были только на окупаемости своих инвестиций и расходов, то не имели бы особой прибыли. Учитывая, что молоко – это важный сегмент рынка, это продовольственная безопасность страны, государство поддерживает такого товаропроизводителя. У нас действующие программы поддержки несколько забюрократизированы, потому что требуют солидного пакета документов, а масштаб дотации не всегда оправдывает ожидания. Поэтому здесь нужна специальная программа для малых ферм, возможно, от международных доноров.

«НАРЯДУ С ЗАКРЫТИЕМ СТАРЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЭФФЕКТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ»

Молочное производство – это комплексный процесс, включающий в себя кормовую базу (ее нужно вырастить, создать, заложить), качество кормов, условия содержания. Кроме того, для воспроизводства поголовья важна селекция. Завезти высококачественную или высокопродуктивную корову из-за границы – это дорого, поэтому наши фермеры пытаются улучшить генетику КРС на месте: одни «голштинизируются», а кто-то идет в сторону «сименталя». Но если сравнивать возможности и потенциал, то в США корова дает до 40 литров, а в Украине на новой ферме – 25–27 литров (не на модернизированных – до 14 литров). То есть украинским производителям есть к чему расти и стремиться, говорит владелица семейной молочной фермы из села Курганы Ровенской области Галина Кузьмич. На ее ферме содержится 33 коровы, 23 из них из них дойные, но не высокопродуктивны. Вместе с мужем они посчитали: чтобы получать доход от содержания комплекса, каждая корова должна давать не менее 11 литров молока ежедневно, это фактически себестоимость ее содержания (корма, условия, коммунальные услуги и налоги). По мнению Галины, рентабельность фермы зависит от уровня оснащенности, технологических решений, используемых на предприятии, организации труда и селекции КРС.

«Сейчас мы замечаем, что наряду с закрытием старых предприятий появляются эффективные семейные фермы, доля которых в структуре отрасли постепенно растет. Это совершенно новые люди, часто далекие от животноводства, но именно наша незаангажированность, незнание этого дела позволяют рисковать и поднимать молочную отрасль в Украине, – отмечает Галина Кузьмич. – Наше фермерское хозяйство специализировалось на растениеводстве, поэтому молочным скотоводством пришлось овладевать с азов технологий содержания, кормления, доения, ветеринарии. Это дало положительные результаты. Благодаря проекту «Семейные молочные фермы» мы получили средства на реконструкцию здания, докупили коров и голштинизированное семя для воспроизведения селекции. Надои молока небольшие, потому что коровы пока не продуктивны, мы только начали «ремонт» стада. Этот год был учебным. Я закончила курсы по искусственному осеменению, сейчас учусь на своих же коровах осеменять их и «голштинизировать» стадо. Телят пока нет, но уже ждем пополнения. Таким образом, надеемся увеличить надои молока. Продуктивная ферма будет тогда, когда надои от одной коровы будут составлять 30 литров. Если мы добьемся также результата, а это будет не ранее, чем через три года, то тогда, возможно, и о переработке задумаемся».

«СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ИМПОРТА ЗАМЕТНА В СЫРНОЙ ЧАСТИ, В ЧАСТНОСТИ, ЕЕ ПРАЙМ-ЧАСТИ»

Одним из рисков становления (восстановления) молочной отрасли в Украине является рост импорта некоторых видов молочной продукции. В прошлом году он вырос вдвое и достиг критического уровня. В Украину было ввезено 90 тыс. тонн молочных продуктов, из них – 47 тыс. тонн сыров. В молочном эквиваленте – это 1 млн тонн сырья. В связи с этим 14 отечественных молочных компаний обратились в Минэкономики с требованием провести специальное расследование относительно импорта некоторых видов молочной продукции и защиты украинского рынка от неконтролируемого импорта молочной продукции. Вдобавок со следующего года в рамках Соглашения об Ассоциации вступит в силу нулевая таможенная ставка на импорт молочных продуктов из ЕС, что приведет к перенасыщению рынка, что может привести к вытеснению малых компаний. Не нагнетать ситуацию советует производителям основатель и директор издательского дома «АГП» и главный организатор Всеукраинского молочного форума Геннадий Воробьев. По его мнению, импорт может создать конкуренцию, но только в определенном сегменте молочных продуктов.

«Сказать о том, что импорт вытеснит всю молочную продукцию и очень угрожающий, нельзя. Следует понимать, что есть разные категории продуктов в молочном производстве. Сильная позиция импорта заметна в сырной части, в частности ее прайм-части. Но если мы берем сегмент кисломолочных продуктов, то видим, что на полках магазинов все-таки доминирует украинский производитель, и это очень хорошо и очень приятно, что идет диферсификация производителей на основе того, что у нас широкая линейка, большой ассортимент продуктов. И мы видим увеличение количества новых игроков и компаний, начинающих предлагать собственные продукты из своего сырья. И появление новых переработчиков – это хорошо. Да, им сложнее войти в серьезные сети, потому что там есть свои правила игры, но многие выбирают не сетевые магазины, – рассказывает Геннадий Воробьев. – Рано или поздно крупнотоварному производителю, если он захочет зарабатывать, нужно будет идти по пути: либо быть мощным сырьевым хозяйством и делать большой вал, либо переходить на переработку и создавать свои эксклюзивные или крафтовые продукты. Но тогда возникают другие проблемы – маркетинг, брендирование, продвижение, чтобы о продукции знали и слышали.

Во всяком случае, чем более широкий ассортимент будет на полках, тем большая конкуренция будет наблюдаться между производителями. Выиграет от нее потребитель, потому что получит качественный продукт. Уже сейчас мы подмечаем, что качество украинских продуктов улучшается, предприятия сертифицируются, получают экосертификаты, международные знаки отличия. Да, здесь возможна дифференциация стоимости продуктов: качественные не могут стоить дешевле. По-моему, 35–40 гривен за 1 литр молока – это доступная цена. Если сравнивать бутылку молока и пачку сигарет, то о чем может идти речь?!»

«ПОРА ПЕРЕХОДИТЬ ОТ ПОСТСОВЕТСКИХ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ К МИРОВЫМ ТЕНДЕНЦИЯМ»

Многие молочники высказывали на форуме свои ожидания на поддержку от государства, указывая на то, что Украина нуждается не только в программах государственной поддержки животноводства и молочной отрасли, которые сейчас зависят от уровня поступлений в Госбюджет. Учитывая, что срок окупаемости в этом бизнесе не менее 5 лет, производитель в Украине, начиная свой бизнес, не может быть уверен в длительном действии программ поддержки государства. Поэтому украинскому молочно-товарному скотоводству нужны также и действенные негосударственные программы по поддержке животноводства. Одни участники предлагали аккумулировать НДС, уплачиваемый при импорте оборудования для животноводства и перерабатывающей отрасли, и направлять эти средства на поддержку животноводства. Другие напомнили о старых временах и отмечали об установленных нормах поголовья коров на 100 гектаров.

«Бизнес не должен зависеть от государства, – подчеркнул Геннадий Воробьев. – Я сторонник того, что государство не должно мешать или вмешиваться в производственные процессы. Украинские производители должны научиться развиться самостоятельно в разрезе внешнего рынка. Конечно, если у нас будет дорогим отечественный продукт, то придет импорт из Европы, потому что выгодно его сюда везти. Соответственно, это будет вытеснять наших производителей. И такие маркеры также нужно учитывать. Пора переходить от постсоветских принципов управления к мировым тенденциям. Украина имеет качественные молочные продукты, которые могут завоевывать мир, и не надо ждать, пока нас поддержат, к нам придут, нам скажут, надо самим выходить на мировой рынок и достойно конкурировать с европейскими производителями».

 

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать