Перейти к основному содержанию

Welcome to... украинское село

Как туризм может стать драйвером развития территориальных громад
13 сентября, 19:05
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Одна из панельных дискуссий VI Международного инвестиционного форума «Винничина — бизнес в сердце Украины», который на днях состоялся в Виннице, была посвящена привлечению дополнительных инвестиций в развитие территориальных громад. По мнению экспертов, создать добавленную стоимость территорий способны три направления — это кооперация на селе, крафтовые продукты и местные ремесла и региональный туризм. Именно он должен стать инструментом комплексного развития громады. Сначала исторические сооружения или уникальные объекты просто привлекают туристов. Потом спрос начинает опережать предложение, а следовательно, возникает глобальная потребность в развитии инфраструктуры — что в результате увеличивает заинтересованность, привлекает инвестиции и улучшает имидж громады в целом.

НЕ КОНКУРИРОВАТЬ, А КООПЕРИРОВАТЬСЯ

К Революции Достоинства Украина ежегодно принимала до 25 миллионов туристов, львиную долю из которых составляли выходцы из Российской Федерации. После событий 2013-2014 годов количество визитеров в Украину уменьшились вдвое и только в прошлом году число туристов начало расти. По данным Национальной туристической организации, в прошлом году Украину посетили почти 14,5 миллиона иностранцев. 4,5 миллиона визитеров — это граждане Молдовы, почти 2 миллиона — белорусы, 1,2 миллиона — россиян, более 1 миллиона — поляков. 98% иностранцев — это европейцы, в частности представители восточной Европы и граждане постсоветских стран. А все потому, что для туристов из Америки, Западной Европы, Азии Украина до сих пор остается малоизвестной и не удобна в плане сервиса и инфраструктуры, отмечает президент Национальной туристической организации, советник первого вице-премьер-министра — министра экономического развития и торговли Украины Иван ЛИПТУГА.

«В 2017 году в Украине была принята стратегия развития туризма, которая определяет, что все виды туризма и географические дестинации должны быть развиты. Но не все областные или городские рады спешат тратить деньги на маркетинг, качество создания условий и популяризацию своих территорий. Хотя для привлечения потока туристов важно не забывать о развитии сервиса, инфраструктуры, транспортного сообщения, в частности аэропортов, потому что 55% всех путешествий совершаются именно авиатранспортом. В течение 15 годов количество пассажиров авиалиний выросло в разы и до 2030 года им будут пользоваться уже 8 млн человек, — говорит Иван Липтуга. — Чтобы развивать туризм в Украине, все должны работать вместе, это должно быть синергия и власти, бизнеса, и громад. Им, кстати, не стоит зацикливаться только на сельском зеленом туризме, а смотреть шире, искать свою изюминку, устраивать события — о блюдах, вине, о реке и о чем угодно. Громадам нужна не конкуренция между собой, а наоборот, работа в унисон.

На Винничине, например, пока нет регионального представителя Национальной туристической организации, как и нет идейного единого консолидатора туристического бизнеса, который бы представлял туристический потенциал региона на международных выставках, чтобы формулировать туристический продукт даже на всеукраинских мероприятиях. Сегодня в Украине активно развивается спортивный туризм, гастрономический туризм, медицинский туризм и многие другие виды. Все это должно быть представлено на уровне региона и отдельной громады, потому что если они не будут иметь кластера, то тогда не будут иметь продукта и предложения, о котором можно говорить на туристическом рынке».

«ПРИЕХАТЬ И ПОТРОГАТЬ СВОИМИ РУКАМИ»

Роль цифровых технологий в развитии туризма одна из ключевых, убеждает директор по взаимодействию с органами государственной власти компании CFC Consulting Алексей СИВАК. Прежде чем отправляться в путешествие или на экскурсию, мы составляем маршруты, пользуясь сетью. Большинство прибегает к помощи карт, которые являются источником информации о том или ином объекте, содержат описания, отзывы других пользователей, фото, видео и даже виртуальные туры. Поэтому, если о вашем селе и его красотах нет информации в Google, считайте, что вас не существует.

«Цифровые технологии позволят не только популяризировать громадам свои туристические объекты, но и взаимодействовать с пользователем непосредственно, через упорядочивание своего «цифрового пространства» и размещение в нем своей информации. Оно может содержать информацию обо всем, что угодно — исторические памятники, фестивали, природные парки, заказники и тому подобное. Громады должны стать максимально открытыми для тех, кто в них еще не бывал. Мы создали туристические сайты для каждой области с туристическими изюминками, природными заповедными территориями, архитектурными памятниками и исторической справкой, но подобные ресурсы должна иметь каждая громада, которая ставит туризм в приоритет.

Давайте больше информации о себе, и тогда вас будет легче заметить в YouTube или Google-картах. Информация должна быть полной, оригинальной, точной, проверенной и актуальной. Если вы будете обновлять информацию, ее легче будет найти. Не забывайте о визуальном контексте, потому что текст без фотографий восприниматься не будет, а лучше всего создавать 3-D тур, чтобы человек захотел приехать и потрогать своими руками. Самая ответственная задача — научиться пользоваться технологиями и составить главный месседж. В этом плане повезло Одессе — она «жемчужина у моря», и это олицетворяет все ее изюминки. Так лаконично должна высказаться все громада. Это сложно, потому что хочется засветить и казацкий край, и яблочный рай, и заповедники. Вылавливайте суть, и уже тогда накладывайте более широкую палитру на визуальный доступ в сети интернет».

ПРИТЯГИВАТЬ ВКУСНЫМ «МАГНИТОМ»

О том, как громады могут зарабатывать на своих кулинарных традициях, с участниками дискуссии делится секретами основательница проекта «Гастрогид Винничины» Елена ПАВЛОВА. Она убеждена, что самым легким способом туристического развития территорий является древняя украинская кухня, которую нужно возрождать и популяризировать. В каждом селе бабушки готовят вкуснятину, к которой жадны люди из города. Проблема в том, что в основном украинские блюда ассоциируются с варениками и борщом, а на самом деле, как говорит гастрогид, каждое село или город может похвастаться собственными кулинарными традициями. А блюда подольской кухни стоят того, чтобы быть внесенными в перечень объектов нематериального культурного наследия.

«Если говорить о гастрономической Винничине, то это колоссальный неиспользованный потенциал. Подольская кухня — это не только борщ и вареники, это зельц, белый борщ, пиханная пальцем колбаса, картофель по-улановски, засыпанная капуста или тимановская каша, которую уже подали на занесение в перечень объектов нематериального творчества. Каждое село или город имеет свои уникальные рецепты приготовления блюд, которые могут стать вкусным магнитом для визитеров. Я за то, чтобы не только показывать исторические памятники, но и угощать туристов теми блюдами, которые придают вкус территории. Тогда такие села будут запоминаться, — рассказывает Елена Павлова. — Ведь история нашей кухни — это бесконечная Вселенная. Неисчерпаемая для меня лично тема. Вот приезжаю я в село, прошу старенькую бабушку показать, как она готовит колбасу. Бабушка зовет соседку, и — другую. И вот уже собирается целая улица, кто-то поет, кто-то уже несет домашнее вино, люди вспоминают молодость. И я чувствую, что за каждым рецептом — целая жизнь, целая история».

Елена Павлова добавляет, что с объединением громады Винничины начали активно искать гастрономические пути к развитию своих территорий. Тульчинская ОТГ сейчас работает над созданием фестиваля тимановской каши, Бар продолжает основанный в прошлом году фестиваль яблока, Ждановская ОТГ будет открывать в этом году фестивалю сахарной свеклы. Винница провела фестиваль сала, хлеба, колбасы. И производители, откровенно, были не готовы к тому интересу, который проявляли посетители. А потому останавливаться нельзя, потому что спрос на вкусные путешествия есть. Это игра в долгую, но если громадам показать, как на этом можно зарабатывать, они будут работать на клиента. Работать на то, что он обязательно вернется опять и не один, а с друзьями.

Цифровые технологии позволят не только популяризировать громадам свои туристические объекты, но и взаимодействовать с пользователем непосредственно, через упорядочивание своего «цифрового пространства» и размещение в нем своей информации. Оно может содержать информацию обо всем, что угодно — исторические памятники, фестивали, природные парки, заказники и тому подобное. Громады должны стать максимально открытыми для тех, кто в них еще не бывал. Мы создали туристические сайты для каждой области с туристическими изюминками, природными заповедными территориями, архитектурными памятниками и исторической справкой, но подобные ресурсы должна иметь каждая громада, которая ставит туризм в приоритет

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать