За что правительство Гройсмана можно похвалить?
Эксперты прокомментировали заявление премьера о подготовке Соглашения о зоне свободной торговли со странами-членами ГУАМ
Вдохновившись «аплодисментами» СМИ за Соглашение о зоне свободной торговли с Канадой, правительство с двойной силой принялось готовить аналогичные соглашения с другими дружественными к нам партнерами. До конца года мы должны обменяться «свободными коридорами для товаров» с Израилем.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман рассчитывает на запуск полноценной зоны свободной торговли между странами ГУАМ (Грузия—Украина—Азербайджан—Молдова) в 2017 году. Об этом он заявил во время встречи с главами правительств стран-участниц ГУАМ.
«Я хотел бы призвать министерства экономики наших стран быть решительнее, завершить и подписать все необходимые документы в ближайшее время, я имею в виду дополнительные протоколы, и тогда мы сможем в 2017 году запустить полноценный механизм свободной торговли между странами», — сказал Гройсман.
По словам премьера Украины, потенциал торговли между странами не раскрыт полностью, и над этим необходимо работать. Гройсман отметил сотрудничество стран в рамках нового «Шелкового пути» и Транскаспийского международного транспортного маршрута, по которому в 2014 году прошли 400 вагонов, а в 2016 году уже около трех тысяч.
Впрочем, больше расчетов, что же выиграет украинская экономика от того, что откроет свой рынок для товаров из Грузии, Азербайджана и Молдовы, премьер не привел. Поэтому мы обратились с этим вопросом к экспертам. Ведь в интервью «Дню» норвежский ученый-экономист Эрик РАЙНЕРТ в качестве примера удачного решения для украинской экономики назвал торговую интеграцию с более-менее равными себе экономиками Грузии, Беларуси, Молдовы, Армении («Украинцев хотят закрыть в селе», «День» от 15 марта 2017 года).
«Свободная торговля не является плохой, когда торгуют между собой страны одинаковой «весовой категории». Это как в боксе. Когда на ринге два равных по весу противника — матч может быть честным, но когда против «легковеса» выставили «тяжеловеса», не трудно догадаться, кто победит в этом поединке. Поэтому Украине, на мой взгляд, можно и стоит иметь соглашения о свободной торговле с равными себе. Ваша «весовая категория» сегодня — это Беларусь, Грузия, Армения...» — объяснил Райнерт.
Отметим, что в свое время эксперт в сфере международной торговли CMD-Ukraine Игорь ГУЖВА, который был участником переговорной группы от нашего государства относительно подписания Соглашения о ЗСТ с Канадой, резко раскритиковал этот документ, назвав его «игрой в одни ворота» («День» от 17 марта 2017 года).
Владимир ПАНЧЕНКО, директор Институт Александра Поля, руководитель Агентства развития Днипра:
— Хорошая идея, хоть и далеко не новая. Начнем с того, что до последнего времени ГУАМ для нас был как чемодан без ручки — и нести трудно, и бросить жалко. Этот проект имел политический подтекст, поскольку все четыре страны имели проблемы и вызовы (Украина и Крымская автономия) с территориальной целостностью.
Но в основе все же была экономическая прагматика, которая среди прочего заключалась в создании энергокоридора.
В свое время Азербайджан даже приглашал Украину разрабатывать месторождения. Позитив в том, что все страны, кроме разве что Азербайджана, находятся приблизительно на одном уровне экономического развития.
Следовательно, заключение соглашений о свободной торговле между равными партнерами может происходить на более паритетных и взаимовыгодных принципах, чем, скажем, это было с Канадой или ЕС. Другое дело, что украинский рынок намного больше, чем рынки этих стран. Но здесь нет ничего критического. Избежать торговых дисбалансов можно в самих соглашениях через соответствующие просчеты.
Негатив может заключаться в том, что ЗСТ в который раз используют в качестве пиар-повода, за которым либо ничего не будет стоять, либо будут лежать в основе невыгодные условия.
Нужно наконец признать, что в экономических расчетах ЗСТ с ЕС стоял больше политический, или даже цивилизационный критерий. Поэтому в определенной степени под него подгонялись цифры. Начиная с 1999 года, соответствующие исследования утверждали о краткосрочных негативных рисках, тогда как в средне- и долгосрочной перспективе соглашение будет выгодным. Уже сегодня понятно, что это было слишком оптимистично. Украина не предусмотрела адекватные квоты, компенсаторы в виде европейских инвестиций, кредитов. Поэтому придется пожинать плоды в виде торговых дисбалансов.
Создается впечатление, что в последнее время ЗСТ используют в качестве «теплого» пиара, чтобы отвлечь внимание от проблем в стране. Любой евробюрократ скажет, что анонсированию любого торгового соглашения предшествует масштабное исследование его последствий. Очень надеюсь, что такое есть у нашего правительства. Поэтому параллельно с объявлением такого соглашения стоит и показывать хотя бы какие-то выдержки из таких исследований.
Кстати, зона свободной торговли — это некая терминологическая иллюзия. Свободной торговли в полной мере не бывает. Есть пакет договоренностей, который наряду со свободной торговлей предусматривает ряд исключений. Как в случае с канадской ЗСТ, мы «проворонили» тарифные квоты на 22 товарных группы продукции сельского хозяйства, в частности — переработанной сельхозпродукции. За такие исключения, собственно, и идет основная борьба. Поэтому, кстати, можно не разбрасываться заявлениями наподобие очередной ЗСТ, это может быть даже обычное торговое соглашение, но на выгодных условиях.
Игорь ГУЖВА, эксперт в сфере международной торговли CMD-Ukraine:
— ГУАМ — это те страны, где экспортный потенциал Украины может быть реализован. Целесообразно акцентировать внимание на необходимости проведения детальной экспертизы потенциального соглашения с целью определения будущего влияния на социально-экономическое развитие нашей страны. Наличие такой нарезки целесообразно будет как во время переговоров, так и для участников бизнеса, на которых непосредственно будет распространяться действие соглашения.
В то же время нужно обращать внимание на новые возможности современных ЗСТ — включение, кроме классических вопросов торговли товарами, таких вопросов, как торговля услугами, государственные закупки, защита прав интеллектуальной собственности, конкуренция, охрана окружающей среды, урегулирование споров. Более того, аналогичные соглашения (ЗСТ +) три из четырех стран членов ГУАМ имеют с ЕС. Такой опыт нужно использовать и создавать современные торговые площадки.
Выпуск газеты №:
№54, (2017)Section
Экономика