Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

За исполнение бюджета в Украине никто не отвечает

В чем же его смысл?
28 сентября, 00:00

Премьер-министр Валерий Пустовойтенко отметил нецелесообразность принятия бюджета с профицитом, поскольку в таком случае не будет решен ряд социальных вопросов, с другой стороны, правительству «невыгодно», чтобы был дефицит бюджета, поскольку Кабинет Министров больше не сможет взять займов.

Напомним, что подготовленный правительством проект государственного бюджета Украины на 2000 год предполагает доходы госбюджета в размере 27,1 млрд. грн., расходы — 26,5 млрд. грн., профицит — 554,5 млн. грн. Проект бюджета составлен с учетом прогнозного уровня ВВП в размере 150,8 млрд. грн., уровня инфляции 17,6%, среднегодового курса гривни 5 грн./$1. При этом формирование бюджета с профицитом — было главным требованием Минфина, что объясняется очень просто. По словам министра финансов Игоря МИТЮКОВА , все эти годы мы рассчитывались за кредиты за счет новых кредитов, «размазывая» таким образом выплаты во времени. Но в следующем году нам предстоит выплатить по долговым обязательствам в 2,1 раза больше, чем в нынешнем. Для оплаты внешнего долга в $2,1 млрд., считает г-н Митюков, можно привлечь только $1,4 млрд.

Для покрытия хоть какой-то части этой разницы Минфин и настаивает на профиците. Мнение председателя бюджетного комитета ВР Юлии ТИМОШЕНКО по поводу выплаты внешнего долга известно: «Мы, безусловно, банкроты в этой части бюджета, профицит не спасает. Мы будем работать над тем, чтобы государство избежало дефолта».

И тут вдруг и премьер (то бишь руководитель правительства, настаивающего на профиците) говорит: «Я думаю, что мы выйдем на нулевой дефицит. И так будем работать». Таким образом, Валерий Пустовойтенко фактически поддержал Юлию Тимошенко, которая двумя днями раньше заявила: «Мы будем просить ВР поддержать предлагаемый депутатами бюджет с нулевым дефицитом».

При этом, г-жа Тимошенко подчеркнула, что формирование бюджета с профицитом — главная, но далеко не единственная претензия членов профильного комитета. По ее словам, в предложенном правительством проекте бюджета на 2000 год не учтено 90% требований ВР: по-прежнему предусмотрено увеличение налогов, не соблюдается принцип «снизу-вверх» при формировании местных бюджетов, государство от своей собственности, переданной в управление, не получает ни копейки, неналоговые поступления (в частности плата за транзит) по-прежнему не приносят доходов в бюджет и т.д.

Кроме того, ВР настаивает на упразднении инновационного фонда, который, по мнению бюджетного комитета, только увеличивает налоговый пресс, который страна уже не выдерживает.

На вопрос корреспондента «Дня»: «Как быть с внебюджетными фондами правительства, которые превращают бюджет (даже если предположить, что он будет неукоснительно выполняться) в фикцию?», г-жа Тимошенко ответила, что никаких изменений в позиции Кабмина в этом вопросе не произошло. Несмотря на то, что еще в прошлом году она ставила вопрос о том, что через более чем 600 внебюджетных фондов правительства прошло свыше 2,5 млрд. гривен.

Тем не менее, несмотря на все критические замечания, Юлия Тимошенко заявила, что бюджетный комитет не будет рекомендовать возвращать правительству бюджет на доработку: «Как показал опыт, это абсолютно бесперспективно. Мы будем брать его в работу и пытаться доработать».

Очевидно, именно последнее заявление г-жи Тимошенко (правительство не будут «мучить», возвращая бюджет на доработку) дало основание премьеру отметить (по сообщению Интерфакс- Украина), что в целом он удовлетворен работой Министерства финансов по подготовке проекта госбюджета-2000 и парламентского бюджетного комитета, где принято решение рассматривать бюджет в начале ноября, после проведения президентских выборов.

Между тем, состоявшееся накануне открытое заседание бюджетного комитета ВР оставило впечатление полной безнадежности попыток парламента добиться исполняемости и прозрачности бюджета страны. Основная мысль доклада председателя Счетной палаты Валентина СИМОНЕНКО , который выступил с анализом исполнения бюджета-98: «Закон о бюджете не выполняется». Можно принимать те или иные цифры по результатам проверок Счетной палаты, приведенные в докладе Симоненко или спорить (что и делали представители правительства), но его главный вывод: правительство расходует государственные средства, руководствуясь своими собственными представлениями о целесообразности, но никак не законом о бюджете, — никто из присутствующих не оспаривал. Также как никто не оспаривал и другое: за нарушения закона о бюджете — никто не отвечает: ни правительство, ни казначейство.

На этом фоне все остальные споры о тех или иных цифрах в бюджете становятся просто неинтересны (впрочем, есть и бесспорные факты: ВВП падает, безработица увеличивается, долги по зарплатам растут, госаппарат увеличивается).

Возникает естественный вопрос: если заранее известно, что бюджет не будет выполнен, то какой смысл в его принятии или непринятии, пикировках ВР и правительства, расчетах и контррасчетах? По просьбе «Дня», на этот вопрос ответил народный депутат Александр ЛАВРИНОВИЧ : «Ежегодные «бюджетные страдания» имеют, с одной стороны, ритуальный характер, с другой — присутствуют реальные интересы отдельных структур, которые, используя наличие определенных строчек в бюджете, пробивают свое финансирование на законных основаниях, не считаясь с наличием более приоритетных расходов, которые должны осуществляться за бюджетный счет».

— Г-н Лавринович, понимают ли представители МВФ и других международных финансовых структур, что проводимый ими мониторинг, есть по существу мониторинг фикции, под названием «украинский бюджет»?

— В неофициальных беседах представители международных структур откровенно заявляют: «Мы понимаем, что международная финансовая помощь Украине не используется ни для реформирования экономики, ни для управления, ни для создания перспектив для увеличения ВВП. При решении о выделении помощи приоритет отдается политике, а не экономике».

Безусловно, процветающий Запад может себе позволить отдавать приоритет политике в вопросах выделения кредитов. Но этого не может позволить себе Украина, для которой нынешнее состояние ее экономики ставит под вопрос выживание страны как независимого государства. В свою очередь мы видим, что «политические» кредиты, которые, по мнению А.Лавриновича, «проедаются, тратятся на расходы по содержанию госаппарата и, наконец, просто разворовываются», дают совершенно обратный эффект. Нереформируемая экономика, падение ВВП, рост долгов по зарплате и пенсиям приводят лишь к усилению позиций коммунистов. Что, в свою очередь, еще раз подтверждает, что Запад далеко не всегда отчетливо представляет, с кем можно иметь дело в Украине.

Используя нехитрое заклинание: «Обещаю противостоять коммунистическому реваншу и не жалеть в борьбе с коммунизмом денег МВФ», можно сравнительно безбедно существовать некоторое, может быть, даже достаточно продолжительное время. Однако заканчивается это всегда одним и тем же: экономическим и политическим банкротством.

Бюджетный комитет ВР принял решение вынести 3 ноября (за день до рассмотрения бюджета-2000) на обсуждение парламента отчет о выполнении бюджета-98 и направить в прокуратуру материалы по фактам проверки Счетной палаты.

Однако как бы не проходило обсуждение и принятие бюджета-2000, вывод можно сделать уже сейчас: виновата система. И ключевым звеном в этой системе является Президент.

«Сегодня действующая Конституция и все законы дают наибольшие полномочия главе государства, — считает А.Лавринович, — и сохранение этих полномочий и дальше будет тормозом как того, чтобы принимаемый бюджет имел характер реального закона, так и контроля за эффективностью использования займов».

Пока же мы уникальное государство. И уникальны мы не только тем, что наш бюджет не имеет силу реального закона, но еще и тем, что закон о бюджете подписывает Президент. Ибо само зарождение парламентаризма в мире связано именно с утверждением бюджета, и никто после парламента не может вмешиваться в бюджетный процесс. Таким образом, очевидно, без изменений в Конституции: либо в сторону парламентской, либо президентской республики, за исполнение бюджета (равно как и за всю работу правительства) по-прежнему никто не будет отвечать. Хотя спорить и сражаться за каждую бюджетную строчку будут отчаянно.

РЕПЛИКА

Мнимое благополучие лукавых цифр

В проекте сводного бюджета Украины на 2000 год, поданного Кабинетом Министров на рассмотрение Верховной Рады, предусмотрены расходы, которые в абсолютном выражении превышают соответствующие расходы на 1999-й год: на образование — на 5,7%, на здравоохранение — на 9%, на социальную защиту населения — на 16,1%, на физическое воспитание — на 7,6%. Казалось бы, что может быть лучше! Тем более что впервые доходная часть бюджета превышает расходную на 0,6 млрд. грн.

По сути же — это обычное передергивание фактов. Дело в том, что проект расходной части бюджета-2000 в целом составлен с учетом инфляции в конце 1999 и в 2000 годах в размере 20%. А сопоставление расходов на социальные нужды произведено без такого учета. Поэтому показатели указанных статей расходов 2000 года для сопоставимости необходимо разделить на 1,2.

Таким образом, в реальном измерении по сравнению с 1999-м в 2000 году социальные статьи расходов составят: на образование — 88,1% (1,057:1,2), на здравоохранение — 90,8%, на социальную защиту населения — 96,8%, на физическое воспитание — 89,7%.

Такая вот арифметика!

Евгений БОЛЬШАК
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать