За счет чего живет сельская семья?
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20070411/462-5-1.jpg)
Украину знают в мире как государство, стремящееся к европейским стандартам. Казалось бы, направление избрано правильно. И кое-что уже даже сделано. Но почему так бедно живет село? Почему каждый день здесь — это борьба за выживание?
«Живем ради того, чтобы выжить», — говорит ближайшая соседка моей матери Надежда Хижняк — уже седая изнуренная женщина, выгребая на хлеб заскорузлыми руками из кошелька какие-то копейки. Она живет в селе Калининском (Липово-Долинский район Сумской области). И не является исключением. Таков быт большинства окружающих крестьян и сел. Здесь выживают только благодаря свиньям, которых выкармливают собственными руками, потому что другой работы в селе практически не найти. Арендаторы крестьянских паев привлекают к своему хозяйству 50—60 человек, тогда как трудоспособных здесь не меньше трехсот.
Рассмотрим расходные статьи бюджета крестьянской семьи. Пусть не удивляются жители городов, но такая вот дородная свинья — самая лучшая сельскохозяйственная валюта. Самая тяжелая из бюджетных позиций — топливо (только на газ зимой нужно более 300 гривен в месяц и приблизительно столько же стоит уголь). Поэтому «на топливо» каждая семья «воспитывает» специального двухцентнерного кабана. Именно его можно превратить в живые деньги (по 6—7 гривен за килограмм живого веса), и вовремя платить, чтобы кран, чего доброго, не перекрыли за долги.
Очень затратная и подготовка к работам на приусадебном участке. Вспахать, посеять, забороновать, вывезти навоз, накормить и напоить тракториста (о средствах защиты растений в крестьянских хозяйствах пока речь не идет, сапка здесь пока еще незаменима) — еще один кабан. Хотя есть и еще один вариант: можно нанять конного пахаря. Но это будет не намного дешевле, но дольше и хуже по качеству пахоты. Поэтому люди не жалеют денег на «железных коней». Осенью приходится приглашать еще и комбайнера. Но не факт, что этот второй воспитанник наберет нужный вес. Здесь и начинаются крестьянские долги. А не дай Бог, неурожай?!
Третьего кабанчика, обычно, лелеют ради детей. Ведь их нужно не только кормить, а и одевать, обувать, покупать школьные принадлежности. А еще уже и на селе нельзя без мобилки, за которую нужно регулярно платить. Это животное на селе иногда называют еще и жертвенным. Потому что в семье чаще всего сейчас двое детей, и родители на самом деле могут кормить мясом только их, тогда как сами садятся, как у нас говорят, «на казацкую еду — хлеб и воду». К тому же именно этот источник финансирования используется в том случае, когда нужно купить коровушке жома, сена, соломы, а нередко и зерна (выращенного собственными силами и оплаченного за пай обычно не хватает). Да нельзя и в магазин не ходить: хлеб, соль (а также, чтобы разнообразить картофельное меню, тюлька и сельдь). На все это также нужны какие-то деньги, и именно их берут с этого бедного кабанчика.
Четвертого выкормыша также кладут на алтарь образования — инвестируют в будущее старших детей. И это, признаем, самое лучшее вложение. Потому что нормальные сельские родители понимают, что на селе их ребенку просто нечего делать. Таким образом, регулярно поддерживают студента, если ему удалось им стать, и салом, и свежей копеечкой.
А в хлеву тем временем остался последний, пятый бюджетный резерв. Как быть с ним? Альтернативы нет. Взлелеяв, его меняют на пять поросят. И только когда повезет, то прикупают еще и шестого — то ли для расширения воспроизводства, то ли для страхования (также и на случай инфляции). Никогда же не знают, удастся ли выкормить всю эту малышню. Ведь дело не только в кормах, но еще и иногда в болезнях. А что остается на болезни человеческие? Чтобы поехать к врачу? Чтобы купить лекарства, которые сегодня чуть ли не золотые? Вот и не едут, и не покупают. Потому что еще и некогда. Нужно все начинать сначала. Первый, второй, третий...
Выпуск газеты №:
№62, (2007)Section
Экономика