Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Забыли об экономкорректности

ВВП и бюджет имеют разную природу, обусловленную наличием «тени»
19 марта, 20:15

Дискуссия между Кабмином и секретариатом Президента об изменениях к госбюджету этого года, в соответствии с которыми увеличиваются минимальные зарплаты и пенсии, состояла в основном в том, каким должно быть это увеличение и где на него взять деньги. Меня заинтересовало одно из предложений секретариата — пересчитать ВВП за прошлый год. В частности, руководитель службы социально-экономического развития президентской канцелярии Александр Шлапак считает, что при расчете бюджетных параметров правительство исходило из номинального ВВП 2006 г. в размере 496 миллиардов гривен, в то время как реальный ВВП в действительности составил 535 миллиардов гривен. Иными словами, размер неучтенного ВВП при формировании социальных показателей госбюджета на 2007 год составил 39 миллиардов.

В результате, с учетом пересмотра Госкомстатом номинального ВВП в 2006 г. до 535,86 миллиардов гривен, госбюджет минувшего года должен был получить свыше 10 миллиардов от сверхпланового роста ВВП. «Таким образом, в бюджете-2006 не было учтено почти 40 миллиардов гривен ВВП, или более 10 млрд. гривен дополнительных доходов бюджета», — объяснял Шлапак. Иными словами, он предлагал прямо связать размер ВВП с величиной доходов государственного бюджета. Но это неверно, поскольку доходы бюджета и ВВП — это величины, имеющие разную природу. ВВП страны — это статистический показатель, который отражает количество произведенных в стране товаров и услуг в денежном выражении. Доходы бюджета — это плановый показатель, отражающий намерение правительства получить от работающих в экономике субъектов в течение года определенное количество денежных платежей в виде налогов, пошлин, акцизов и т.д. ВВП не является объектом налогообложения, т.е. говорить о прямой связи между ростом ВВП на 10% и автоматическом росте доходов бюджета на 10% просто некорректно.

Дело в том, что Госкомстат пересчитывает показатель ВВП за данный год четыре раза в течение следующего года, однако это совершенно не означает, что одновременно с этим субъекты по-новому пересчитывают свои прошлогодние налоговые платежи в бюджет и «доплачивают разницу». Иными словами, ВВП — оценочный показатель, и он может меняться и пересчитываться, а доходы бюджета — это фактический показатель: в течение года бюджет получил определенную сумму в виде налогов — и всё.

Существует две причины, по которым показатель ВВП пересчитывается несколько раз. Во-первых, ВВП — индикатор, отражающий состояние всей экономики в целом, и для его подсчета необходимо собрать и проанализировать огромное количество информации. Поэтому предварительная оценка размера ВВП за данный год оглашается в январе или феврале следующего года, а информация из разных источников продолжает поступать в Госкомстат, из-за чего величина этого показателя впоследствии уточняется, а окончательная оценка величины валового внутреннего продукта становится известной лишь год спустя.

Вторая причина — это высокая доля теневого сектора в украинской экономике. ВВП можно считать несколькими методами, в том числе используя так называемый метод доходов, при котором суммируются все доходы всех субъектов экономики, и метод затрат, при котором подсчитывается сумма всех затрат этих субъектов. Поскольку затраты одного субъекта являются доходом другого субъекта, то оба метода должны давать абсолютно одинаковый результат. Однако в Украине доходы граждан (зарплата) и предприятий (прибыль) являются основным объектом налогообложения, поэтому они частично скрываются (зарплаты в конвертах, «серая» и «черная» бухгалтерия и т.д.). Таким образом, официальная сумма доходов всех субъектов экономики является существенно более низкой, чем фактическая. Поэтому и величина ВВП, рассчитанная по доходам, является более низкой, чем та, которая есть на самом деле.

При этом данные по общим доходам, поскольку они официальные, становятся известны раньше. И первые оценки величины ВВП рассчитываются именно по методу доходов. Далее косвенными методами оцениваются расходы граждан и предприятий, которые позднее уточняют величину украинского ВВП в сторону увеличения.

Поскольку доходы бюджета зависят только от официально афишируемых доходов (но не расходов) предприятий и граждан, то можно говорить об их связи с величиной ВВП, определенной по методу доходов. Отсюда следует, что дальнейшие изменения оценки ВВП на основе расчета реальных расходов экономических субъектов уже никоим образом не могут повлиять ни на доходы прошлогоднего бюджета, ни на доходы бюджета года текущего.

В таких условиях при наличии большого теневого сектора возможным выходом из положения выглядело бы составление двух прогнозов ВВП. Одного — официального, который афишируется при определении величины налоговых платежей в бюджет и соответствует официальным доходам всех участников экономической жизни страны. Второго — отражающего и официальный, и теневой секторы и подсчитываемого косвенными методами. Сегодня эти два показателя смешиваются, и часто непонятно, о величине какого именно ВВП идет речь. Отсюда и растут ноги у конфликтов, подобных недавнему.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать