Зачем опускать гривну?
Валютную политику делают непрогнозируемой: необдуманные комментарии экспертов
Николай Азаров, а вместе с ним и ненавистная многим «азаровщина», жестко державшая за горло девальвацию с инфляцией, отбыли за границу. И гривна начала слабеть. В чем, казалось бы, в таких условиях состоит задача грамотного авторитетного экономиста? Нет, врать людям, конечно, не надо. Но и панику сеять не нужно бы... Что, в частности, зачем-то сейчас делает доктор экономических наук, президент Центра рыночных реформ, неоднократный парламентарий и член прошлых украинских правительств Владимир Лановой.
«Отметка в 9—10 гривен за доллар не является максимальной, — прогнозирует он в комментарии УНИАН и довольно путано то ли объясняет, то ли пугает: — Люди не сдают деньги в банк на депозиты. Таким образом, становится понятно, что долгосрочные депозитные соглашения, конечно, действуют, и люди на что-то надеются. Они не могут разорвать эти соглашения. И это сужает финансовые ресурсы банковского сектора, в том числе финансирование дефицита бюджета, а значит, сокращены возможности получения финансирования бюджетной сферой — работниками-бюджетниками».
Не являются ли подобные заявления прямой, преднамеренной и хорошо просчитанной информационной атакой на национальную валюту, от стабильности которой в очень большой мере зависит благосостояние большинства граждан страны? Все экономисты, как показал опрос «Дня», это хорошо понимают. И, казалось бы, Национальный банк, отлично справлявшийся с возникавшими до сих пор вызовами, имеет все возможности, чтобы легко отразить это вербальное нападение... И это важно не только для регулятора, но и для всей страны. Ведь до этого ни один серьезный эксперт в своих прогнозах так низко гривну не опускал. Как сообщал все тот же УНИАН, управляющий партнер инвестиционной компании Capital Times — Эрик Найман — считает, что курс гривны к доллару по наиболее вероятному сценарию упадет до 8,8 гривны за доллар. А наиболее оптимистическим сценарием будет укрепление курса гривны на уровне 8,4 — 8,5 гривны за доллар.
Один-два успокоительных абзаца из Нацбанка, и народ бы просто посмеялся над выходкой Ланового... Поэтому наивный автор обратился в пресс-службу НБУ, надеясь оперативно, по телефону, получить соответствующий и вполне очевидный комментарий. Тем более что буквально на днях советник главы регулятора Валерий Литвицкий заявил в интервью одному из телеканалов: «Национальный банк Украины оценивает ситуацию на валютном рынке как стабильную и констатирует доверие населения к национальной валюте и действиям Национального банка Украины».
«Мы обнаруживаем факторы, которые влияют на валютный рынок, видим, какие есть факторы фундаментального происхождения, какие — ситуативного, эпизодического, можно даже сказать, психогенного происхождения, а какие генерируются политическими обострениями. И всегда Центральный банк делает выход на валютный рынок вовремя, — пояснял советник. — Ситуация находится под контролем. Конечно, есть факторы ситуативного происхождения, какие-то опасения обострения политической ситуации. Есть и желающие специально генерировать девальвационные ожидания — валютные игры были, есть и будут. Задача Центрального банка — давать ответы на эти вызовы». «Последний 31 месяц инфляция в Украине составила в месячном измерении менее 0,5 процента. Этим надо дорожить», — призвал Литвицкий.
Но, похоже, его слова могут стать гласом вопиющего в пустыне... Обращение «Дня» в пресс-службу НБУ осталось без ответа. Ее глава через три часа сообщил: «Ваше обращение у руководства, но оно еще не приняло решения». Что происходит? Неужели с Грушевского велели «независимому» НБУ отказаться от курса на стабилизацию гривны и всей финансовой системы? Не связано ли это с тем, что рвущиеся к главному правительственному креслу министры-младореформаторы уже не видят иного пути к оживлению экономики, кроме непротивления девальвации, и надеются, как следствие, получить ренессанс инфляционных процессов, которые якобы могут запустить экономический рост. Есть ли перспектива у таких намерений?
Директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, похоже, ее не видит. «Сегодня главное — удержание экономической ситуации и проведение стабилизационных мер экономики», — говорит он журналистам. Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко также все свои надежды, по-видимому, возлагает на неизменность политики Нацбанка.
«Скорее всего, для НБУ главная цель — не допустить роста курса гривны выше 8,7 гривны, — все еще уверен аналитик. — В любом случае все попытки спекулянтов преодолеть отметку в 8,7 гривны НБУ отбивал и, явно, будет отбивать и дальше». По мнению Охрименко, «это должно успокоить эмоции и истерики и, как результат, позволить стабилизировать курс гривны до отметки 8,2 — 8,3 гривны». «Очень важно убрать политические амбиции и прекратить уничтожать экономику Украины», — настаивает эксперт. «День» опросил также его коллег.
КОММЕНТАРИИ
Андрей НОВАК, глава Комитета экономистов Украины:
— Острое политическое противостояние очень сильно отражается на валютном рынке, влиятельной системе, быстрее всего реагирующей на все, что происходит в стране. Мы видим, что ежедневно происходит девальвация гривны. И глубина этого процесса будет зависеть от двух факторов (оба они — политические): длительности политического противостояния и его итогов — кто победит, власть или так называемые демократические силы. К сожалению, экономические факторы сейчас в Украине не работают — все сейчас подчинено политическому кризису и его решению. Так что прогнозировать курс гривны на самом деле очень трудно. И особенно с учетом того, что Национальный банк — единственный регулятор в этой сфере — имеет сейчас довольно скромные золотовалютные резервы. Их сейчас, даже с учетом того пополнения, которое пришло из России, абсолютно недостаточно для того, чтобы гасить пожары на валютном рынке. Я думаю, что в связи с этим Нацбанк будет не ежедневно, а раз в неделю выходить на рынок со своими интервенциями, и они не смогут сдерживать девальвацию. Куда более активно на нее будут влиять названные политические факторы и особенно итоги противостояния. Если победят так называемые демократические силы, то на валютном рынке можно ожидать стабилизации. Если победит власть, возможен серьезный срыв курса и массовая утечка капитала украинских бизнесменов, что также будет подпитывать девальвацию как постоянный фактор.
Олег УСТЕНКО, исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине:
— У Национального банка достаточно рычагов и инструментов для того, чтобы контролировать ситуацию на валютном рынке. Более того, я считаю, что его выжидательная позиция во время последнего раунда девальвации правильная. Было бы глупо немедленно рвать золотовалютные резервы и выбрасывать на межбанковский рынок в качестве интервенций огромное количество валюты. В этом вопросе есть и «за», и «против». Валюту можно девальвировать плавно либо одномоментно, сразу. В нашем случае политические причины и спрос населения заставили делать это быстро. По большому счету, в экономическом плане это правильно. И у Нацбанка есть сейчас все возможности закрепиться на нынешнем уровне. Более того, я считаю, что НБУ мог бы сейчас, не медля, расширить валютный коридор, добавив к нынешнему равновесному курсу плюс-минус 5% дополнительных колебаний. Это помогло бы их сглаживать. Но если политический конфликт не будет разрешен, и давление на курс будет таким же сильным, то возможны любые сценарии. Однако то, что прогнозирует Лановой, не учитывает вообще ничего.
Александр ВАЛЬЧИШИН, руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный капитал Украины»:
— Если утратить контроль за финансовым рынком и дать ему слишком много свободы, то он, что называется, может перегнуть палку. То, о чем говорит Лановой, конечно, возможно.
Но, с точки зрения макроэкономики, наша национальная валюта, на мой взгляд, на уровне 10 гривен за доллар окажется сильно недооцененной.
А судя по тому, что действующая власть сохраняет свои позиции, в том числе в финансовом и банковском секторах, то, думаю, Нацбанк будет контролировать девальвационный процесс и обеспечивать необходимое стране мягкое ослабление курса и избегать резких и существенных колебаний.
Вячеслав ЮТКИН, первый заместитель главы Проминвестбанка:
— Я думаю, что заявление Ланового просто политическое. Оно сродни словам Тягнибока о том, что Украина на грани дефолта. Тем самым эти люди способствуют тому, что курс гривны уходит за 8,5... А утверждение о том, что курс 9 — 10 гривен за доллар — это еще не максимальная отметка, само по себе сильно усугубляет ситуацию и становится психологическим фактором, который гораздо серьезнее давит на рынок, чем реальная экономическая ситуация, хотя она, конечно, не блестящая. Но по опыту нашего банка, одного из крупнейших в стране, и других банков можно сказать, что сейчас в Украине происходит то же самое, что и в 2004 году. Тогда многие, в первую очередь, из-за нестабильности ситуации забирали гривну из банков и меняли ее на доллары. Они также очень четко реагировали на такие фразы, которые без ограничения тиражируют СМИ, и, таким образом, убеждают людей забирать из банков все деньги, менять их в доллары и складывать если не под подушки, то в банковские ячейки, а не на банковские счета. Эта опасность есть и сегодня. Потому что из памяти людей до сих пор не выветрился запрет на досрочное прекращение депозитов. В результате может усугубиться и без того непростая экономическая ситуация, подогреваемая заявлениями о том, что Украина не в состоянии платить даже за подешевевший газ.
Возвращаясь к заявлению Ланового о девальвационных и, следовательно, также и инфляционных ожиданиях, могу сказать, что они перечеркивают всю работу регулятора по стабилизации валютного рынка, делают его просто неуправляемым. И все же я уверен, что у нынешней тенденции, когда ресурсы скупающих доллары паникеров подойдут к концу, произойдет откат на прежние позиции. В результате многие от этого потеряют большие деньги.
Выпуск газеты №:
№19, (2014)Section
Экономика