Заезжай, но плати...
Отечественные автопроизводители просят ограничить импорт временной пошлиной
Ассоциация автопроизводителей Украины «Укравтопром» обратилась с заявлением в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины о возбуждении и проведении специального расследования по импорту легковых автомобилей. По результатам расследования, рассчитывают в ассоциации, будет установлена ввозная пошлина относительно иномарок с объемом двигателя более 1000 куб. см и до 2200 куб. см. Причиной обращения, поясняют в «Укравтопроме» стало значительное увеличение соотношения между импортом и собственным производством, что привело к стремительному падению продаж на внутреннем рынке, сокращению объемов производства и уменшению доходов отечественных автозаводов.
Напомним, что с 2001 года по 2006 год в Украине уже действовали сначала спецпошлина в размере 34%, а затем — квотирование импорта российских автомобилей с объемом двигателя 1 — 1,5 тысячи кубических см, которое было введено по результатам специального расследования, проведенного Минэкономики Украины по инициативе «Укравтопрома». И это во многом способствовало созданию в Украине автосборочных производств.
В 2010 году украинские автомобилестроители выпустили 82,814 тысячи автотранспортных средств, что на 19% больше, чем в 2009 году (69,534 тысячи единиц). При этом в среднем уровень загрузки мощностей заводов не превысил 20%, а численность работников сократилась в 3,5 раза. По оценке главы ассоциации «Укравтопром» Михаила Резника, в текущем году в Украине будет выпущено не более 90 — 95 тысяч транспортных средств.
«Соотношение между ввозом и собственным производством демонстрирует явное доминирование импорта. Превышение импорта над внутренним производством в первом квартале 2011 года представляет 131%, а в автомобилях с объемом двигателя от 1, 5 до 2,2 л — 390% против 136% в 2008 году. Даже на рынке автомобилей с объемом двигателя до 1500 куб. см, где у отечественного производителя всегда был приоритет на внутреннем рынке, соотношение между импортом и собственным производством сократилось в 1,4 раза», — рассказывают «Дню» в «Укравтопроме».
В целом же доля украинских авто на внутреннем рынке составляет сейчас лишь 30% против 32% в 2010 году. А в докризисный период автомобили отечественного производства занимали больше половины внутреннего рынка. В качестве основных импортеров авто, по данным «Укравтопрома», выступает Германия, Россия, Южная Корея, Япония.
С ухудшением финансового состояния отечественных производителей не согласны во Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД). В своем пресс-релизе ВААИД ссылается на данные Государственной службы статистики, согласно которым автопроизводство в 2010 году выросло на 15% (до 75,3 тысячи), в то время как общие продажи легковых авто после почти четырехкратного падения в 2009 году (до 62,29 тысячи) в 2010 году выросли только на 0,2%. «В текущем году перспективы производства еще лучше: в январе — апреле рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 90%, до 15,27 тысячи. При этом в целом по Украине продано 60,39 тысячи автомобилей — рост 45%», — отмечают в ассоциации автоимпортеров. Кроме того, в пресс-релизе ВААИД также приводит данные Госстата, согласно которым доход (выручка от реализации продукции) при производстве автомобилей в 2008 году превысил 3 миллиарда гривен, а в 2009 году составил 2,65 миллиарда гривен. «Таким образом, у украинских автосборщиков нет никаких официальных оснований жаловаться на ухудшение их положения», — отметили в ВААИД и подчеркнули, что ассоциация в случае начала спецрасследования готова выступить в качестве заинтересованной стороны и предоставить доказательства об отсутствии оснований для применения спецмер.
Если правительство удовлетворят требование украинских автопроизводителей и введет специальную пошлину на иномарки, то это приведет к их существенному подорожанию, считают во Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. «Такие автомобили сразу существенно подорожают (например, на сумму спецпошлины 34% плюс НДС — то есть около 40% стоимости авто) и станут недоступными для рядового украинца», — отмечается в пресс-релизе ВААИД. В ассоциации автоимпортеров говорят, что украинские производители за последние 12 лет имели множество льгот и преференций (запретительные пошлины и акцизы, квотирование и др.), которые дали им возможность для развития.
Поставить точку в этом споре в ближайшее время должно Министерство экономического развития и торговли Украины. А пока в «Укравтопроме» импортерам предлагают еще один компромиссный вариант — открывать в Украине производство и создавать совместные предприятия. В этом случае, по словам отечественных автопроизводителей, стоимость изготовленного автомобиля может уменьшиться на 15—20%, население получит новые рабочие места, а государство — больше налогов в казну.
Как отмечает вице-президент ассоциации «Укравтопром» Ефим Хазан, Украина способна создать условия для прихода иностранных компаний с размещением их производства на нашей территории. «Это позволит, в первую очередь, загрузить отечественные заводы, обеспечить десятки тысяч украинцев рабочими местами и стабильной заработной платой, значительно увеличить поступления в бюджеты разных уровней. Это должно стать национальным интересом», — говорит он. Сегодня, по его словам, в Украине уже есть позитивные примеры налаживания производства мировых автомобильных корпораций: GM, Skoda, Hyundai, Chery, Ssang Yong и Geely. «Автомобили всемирно известных брендов, выпущенные в Украине, ничем не уступают таким же автомобилям из-за границы.. Отечественная промышленность способна выпускать автомобили, отвечающие европейской экологической норме Евро-4», — утверждают в «Укравтопроме».
Вице-президент «Укравтопрома также отметил, что сегодня в кабинетах министерств и ведомств идет работа по подготовке Государственной программы развития автомобильной промышленности и регулирования рынка автомобилей на период до 2020 года. В ней предусмотрены условия для развития автомобильного производства, которое, по подсчетам специалистов, до указанного периода должно приблизиться к одному миллиону легковых машин, 300 тысяч из которых Украина будет поставлять на экспорт, благодаря чему автомобилестроение будет обеспечивать до 10% внутреннего валового продукта.
Выпуск газеты №:
№106, (2011)Section
Экономика