Перейти к основному содержанию

Закон для «шашечек»

Эксперты Украинской таксомоторной ассоциации подсчитали, что объем рынка такси в нашей стране превышает 20 миллиардов гривен, а в бюджет попадает смешная сумма — 47 тысяч
05 июля, 10:39
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Не раз замечал: на углу Крещатика и ул. Богдана Хмельницкого таксисты от нечего делать увлеченно играют в нарды. И вспоминал, что когда-то в столице такси было не поймать. И то, и другое плохо. Словом, цивилизованного и сбалансированного рынка перевозок и через 20 лет независимости в Украине нет. Но, похоже, «передача» уже включена... Осталось главное — нажать на газ. В разгар финансового кризиса, когда местные советы и даже губернаторы готовят бунт против Госказначейства, задерживающего выплаты для местных бюджетов, в Украине нашелся существенный источник дополнительных доходов для государства. Эксперты Федерации работодателей Украины совместно с Украинской таксомоторной ассоциацией подсчитали, что объем рынка такси в нашей стране (он на 90% находится в тени) превышает 20 миллиардов гривен, в то время как в бюджет от эксплуатации машин с шашечками попадает смешная сумма — 47 тысяч гривен. Исправить такую ситуацию поможет специальный закон.

Об этом журналистам сообщил, представляя зарегистрированный недавно в парламенте законопроект «О перевозках на такси и перевозках на заказ», его инициатор народный депутат Дмитрий Святаш. По его словам, законопроект создан в ответ на общественный заказ, поскольку сегодня в нашем обществе услуги такси существуют, а их реального, регулируемого государством рынка нет. Автор законопроекта отмечает, что из рынка такси совершенно выпадает такое важное звено, как местное самоуправление — территориальные общины через свои представительные и исполнительные органы никак не влияют на систему соответствующих отношений. Пассажир, который нередко страдает от низкого качества обслуживания и даже травм, полученных в такси, не знает, кому предъявлять претензии. Нелегальные такси, а их преобладающее большинство, в Украине не просто находятся на нелегальном положении — они вне всякого закона.

В документе, представленном на суд общественности, по словам Д. Святаша, предлагается перенести систему лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров такси на местный уровень (раньше этим занималось Мининфраструктуры) и сделать территориальную общину в лице местной власти одним из заказчиков данной услуги. Таксистов на этом уровне будет представлять общественная организация — совет перевозчиков (одна машина будет давать в нем один голос). Совет будет готовить предложения в отношении типа автомашин, которые могут использоваться в данной местности как такси, каким должно быть их оборудование. А самое главное — законопроект предлагает дать право этому совету устанавливать конечное количество авто, необходимых для того, чтобы удовлетворить спрос на услуги такси.

Д. Святаш перечисляет контролирующие органы, которые будут отвечать за соблюдение законодательства на этом рынке. По словам народного депутата, эти функции частично передаются от Мининфраструктуры в МВД (Госавтоинспекцию). А поскольку в каждой машине законопроект «устанавливает» таксометр, который будет выдавать пассажиру нефискальный чек, то к контролю подключится также Министерство доходов и сборов. «Если пассажир недоволен качеством услуг или, не дай Бог, попал в ДТП, — говорит народный депутат, — чек будет выступать единственным документом, подтверждающим договор между водителем и пассажиром. Его можно будет передать в ассоциацию по защите прав потребителей, в налоговую службу и т. д... Я не могу сказать, что это, — подчеркивает народный депутат, — реформа системы перевозок на такси. Реформировать можно только то, что существует».

Как отмечает еще один автор этого законопроекта, глава правления ВОО «Украинская таксомоторная ассоциация» Андрей Антонюк, только переход рынка такси в законное русло обеспечивает стране 200 тысяч официальных рабочих мест со всеми вытекающими отсюда последствиями — 500 миллионов гривен по единому налогу и еще 900 миллионов по единому социальному взносу. Кроме того, из тени выходят также информационно-диспетчерские службы, не зарегистрированные сегодня как субъект хозяйствования. (На сегодня регистрацию прошли лишь 10 таких служб во всей стране.)

А. Антонюк рассказывает как о проблемах сегодняшнего рынка такси в Украине, так и о мировой практике работы этого рынка, приводит и характеризует ключевые положения законопроекта. Одно из них — создание условий для полной легализации участников рынка. Кроме того, существенным новшеством будет переход к единым тарифам посадки, расстояния и времени работы такси. Они будут устанавливаться местными властями по предложениям саморегулируемой организации перевозчиков. После введения этого закона далеко не всякий водитель, имеющий права, сможет работать на такси. Для них будет введен возрастной или, вернее, профессиональный ценз — практика вождения не менее трех лет после получения прав. Предполагается также, что желающие стать таксистами будут обязаны пройти специальную подготовку и пройти аттестацию. Таксисты будут нести ответственность за травмы, полученные пассажирами в результате ДТП, произошедших по их вине. Будет упорядочена также и деятельность информационно-диспетчерских служб.

«Мы, как перевозчики, — заявил А. Антонюк, — готовы взять на себя больше полномочий, потому что сам участник рынка, как никто другой, понимает, какими должны быть требования к водителям и к автомобилям, участвующим в перевозке людей». Появятся дополнительные требования и к властям. В частности, законопроект предусматривает, что в городах должна создаваться сеть недорогих стоянок такси. Если городские власти не справятся с выполнением этой законодательной нормы, то им придется разрешить таксистам бесплатно пользоваться имеющимися муниципальными стоянками.

Выполнимы ли нормы этого непростого законопроекта? Его авторы заверили журналистов, что не видят для этого особых препятствий. Ведь новые для Украины принципы уже давно используются во всем мире. В доказательство Дмитрий Святаш, в частности, продемонстрировал свой смартфон, на котором имелась иконка (правда, зарубежная) для вызова такси: «Нажмешь, а тебе пришлют даже фото таксиста, спешащего оказать услугу». Кстати, «День» (№ 113 от 3 июля) уже писал о том, что подобные системы интернет-связи между таксистом и пассажиром внедряются и в Украине. Их разработчики решительно требовали, чтобы рынок такси в Украине был законодательно урегулирован. «День» спросил у сопредседателя ОО «Такси столицы» Дениса Садохи, знаком ли он с законопроектом Д. Святоша и как может его оценить.

«Конечно, знаком, — ответил он, — это очень жесткий закон, но в принципе очень необходимый. Ведь сегодня вообще никакого закона нет. Но я к нему отношусь негативно-позитивно». «Что это означает?» — удивился «День». «Боюсь, что этот закон будет способствовать вытеснению с рынка самозанятого перевозчика, то есть малый бизнес. Но он все же создает основу, вокруг которой можно работать с парламентскими комитетами, с перевозчиками, с общественностью — документ в любом случае требует доработок. Придерживаться определяемых им правил будет довольно сложно. Тем более, что они детально не прописаны. Но, повторяю, закон необходим, и у него сейчас просто нет альтернативы».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать