Засуха, девальвация, и потеря покупателя...
Эксперты «Дня» назвали риски посевной 2015 года
Украинские зерновики планируют рекордный экспорт с нового урожая. По оценкам президента Украинской зерновой ассоциации (УЗА) Владимира Клименко, уже продано на внешние рынки 20 миллионов тонн, а общая сума достигнет 37 миллионов тонн. Однако наращивая торговые темпы, правительству параллельно нужно помочь сельхозпроизводителям, чтобы преодолеть ряд негативных факторов. Иначе новых зерновых рекордов может не быть.
• 2015 год для аграриев, по оценкам экспертов, будет сложным в силу нескольких причин. По мнению народного депутата от «Блока Петра Порошенко», члена парламентского комитета по аграрной политике и земельным отношениям Леонида Козаченко, самый главный «барьер» — девальвация гривны и резкое подорожание материальных ресурсов (топлива, семян, удобрений, средств защиты растений). Это особенно ощутимо в преддверии посевной.
«Потребность рынка в оборотных деньгах составляет порядка 70 миллиардов гривен. Это тот денежный дефицит, который ожидает отрасль весной. В прошлые годы он составлял 30 миллиардов гривен и легко покрывался за счет банковских кредитов. Но сейчас финансовый сектор в депрессивном состоянии», — пояснил народный депутат. Поэтому искать деньги придется в других источниках или же — экономить на производственных издержках, что автоматически повлияет на урожайность.
• Плохая перезимовка посевов тоже добавляет сельхозпроизводителю хлопот. «Озимые вошли в зиму «угнетенными» из-за нехватки влаги. Сейчас на большей части посевных территорий нет снега. А ведь уже были сильные морозы. Есть основания полагать, что часть из них придется пересевать», — продолжает озвучивать негативные факторы для развития АПК на 2015 год Козаченко. Он добавил, что в среднем пересевают 10 — 12% посевов. В этом году, по предварительным данным, резюмирует он, цифра может вырасти вдвое. Хотя сейчас еще сложно говорить о точных цифрах. «Дефицит денег, плохое состояние озимых, — по мнению народного депутата, — все это может уменьшить объемы экспорта и условия обеспечения внутреннего рынка со следующего урожая».
Но пока угрозы зерновому рынку нет. Благодаря тому, что Россия с 1 февраля 2015 года закрывает свой экспорт, можно даже ожидать определенного улучшения условий для украинских продавцов. Это подтверждается и прогнозными данными Министерства сельского хозяйства США, которое ожидает уменьшения поставок российской пшеницы почти на 10%, тогда как из Украины продажи вырастут до 30 миллионов тонн.
• К увеличению торгов сегодня уже готовятся на внутреннем рынке. Трейдеры проводят переговоры с Минагропродом о точной цифре вывоза зерна до конца года. Речь идет о подписании традиционного меморандума между ними. Пока он еще не обсуждается и дискутируется. «Наша основная цель — обеспечить прогнозируемость и прозрачность зернового рынка для всех участников», — со своей стороны подчеркнул министр аграрной политики и продовольствия Алексей Павленко. По подсчетам Минагропрода, в 2015 году без ущерба для продбезопасности страны можно продать не более 4,2 миллиона тонн пшеницы. Трейдры не согласны с этой цифрой и предлагают расширить ее. Они ссылаются на иную статистику. Так, руководитель службы бизнес-проектов информационного агентства «АПК-информ» Родион Рыбчинский утверждает, что экспортировать можно 10,8 миллиона тонн пшеницы (+16,4% к показателю предыдущего сезона), ячменя — 3,65 миллиона тонн (+47,8%), а кукурузы — до 18 миллионов тонн (-8,8%). На какой цифре остановятся экспортные весы Украины? Пока сложно сказать. Но Козаченко тоже склоняется к тому, что с этого урожая продавать можно больше зерна. Тем более что заинтересованность в нем проявляют многие.
• Так, Европейская комиссия продолжила годовую квоту на беспошлинный импорт зерновых с Украины: 0,95 миллиона тонн пшеницы, 0,4 миллиона тонн кукурузы и 0,25 миллиона тонн ячменя. Правда, официального подтверждения пока нет. Но эксперты уверены: оно не заставит себя долго ждать. «Без Украины мировая продовольственная безопасность сегодня невозможна. Именно поэтому, а не по каким-либо другим причинам, Украина так интересна и России, и Европейскому Союзу. На сегодня уже Украина — крупнейший игрок на мировом рынке», — объясняет Клименко. Ни много ни мало, продолжает он, но только хлебом мы кормим около 300 миллионов человек в мире. Это огромная сила в геополитическом масштабе. Украина должна правильно ее развивать, уверен он. «До 2050 года население планеты вырастет до 9 миллиардов человек. Поэтому все, что связано с производством продуктов питания, — это абсолютно беспроигрышное дело», — уверен Клименко.
• «Сейчас можем продавать около 30 миллионов тонн зерна, а в перспективе цифра удвоится», — прогнозирует Козаченко. При этом он отмечает, что Украина параллельно будет углублять его переработку и больше производить продукции с добавленной стоимостью. Одно из направлений — биоэтанол из кукурузы и сои.
«Развитие биоэтаноловой промышленности — одна из важнейших программ, которая должна быть реализована в Украине», — согласен с ним президент УЗА. По его словам, реализацией таких проектов давно интересуются китайцы, японцы, южнокорейцы, американцы, европейцы. Они готовы строить биотопливные заводы по самым современным технологиям. Что это нам даст? Это позволило бы «слезть» с российской топливной «иглы», отрегулировать внешнюю торговлю и обеспечить стабильность гривны, считает эксперт. Клименко полагает, что Украина могла бы оставлять дома 10 миллионов тонн кукурузы и перерабатывать ее в биоэтанол, а 2 миллиона тонн сои — в биодизель. «Мы бы обеспечили топливом наше сельское хозяйство», — озвучивает перспективы развития сектора он. По словам Владимира Клименко, при потребности АПК в 600 тысячах тонн дизтоплива только из 2 миллионов тонн сои можно производить 800 тысяч тонн биодизеля! Организация такого производства может дать толчок инвестициям в автомобильную отрасль, созданию новых предприятий, поскольку потребуется как модернизация старых, так и производство или сборка новых мультисистемных двигателей.
• Однако чтобы это, другие направления переработки и экспорта зерна сработали, добавляет Клименко, необходимо решить вопрос нехватки элеваторных мощностей. По оценке УЗА, сертифицированы элеваторы хранения сельхозкультур только на 32 миллиона тонн, а все остальное зерно хранится в подсобных помещениях. Это не позволяет обеспечить сохранность качества зерна, и часть прибыли теряется. Также многие аграрии вынуждены продавать урожай с поля по заниженным ценам. «Если урожай 60 миллионов тонн, то нужно добавить еще плюс 15% (8 миллионов тонн)», — подсчитал он. Как этого добиться? По его мнению, необходимо стимулировать строительство элеваторных мощностей, в том числе через поддержку фермерских хозяйств.
Выпуск газеты №:
№6, (2015)Section
Экономика