Заявка на успех
Негосударственная пенсионная система пытается заработать доверие
Старшему поколению остается уповать только на государственную систему пенсионного обеспечения, которая чаще всего не поспевает за ростом стоимости жизни. У будущих пенсионеров есть шанс: свои услуги им сегодня предлагают негосударственные пенсионные фонды, обещающие приумножить их взносы и обеспечить на старость приличное существование. Но не раз уже обманутые старики — не лучший пример для молодежи. Контакт поколений порождает дефицит доверия. Сможет ли наше общество в конце концов его преодолеть?
Период становления в Украине системы негосударственного пенсионного обеспечения займет еще, в лучшем случае, четыре-шесть месяцев. Таково мнение участников первого Всеукраинского форума «Негосударственное пенсионное обеспечение в Украине. Принципы, стратегии, возможности», проходившего на прошлой неделе в Киеве под эгидой Госкомиссии по регулированию рынка финансовых услуг (Госфинуслуг) и ГКЦБФР. Общий настрой участников форума выразил директор компании «Приоритет — Капитал» Георгий Воронов, заявивший, что негосударственное пенсионное обеспечение обречено на успех, поскольку солидарная пенсионная система отмирает, а главенствующую роль во всем мире занимает накопительная система.
С июня 2004 года Госфинуслуг начала процедуру регистрации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Их сейчас зарегистрировано 26. Причем 20 из них открытые, 4 — корпоративные, 2 — профессиональные. Кроме НПФ, инфраструктура негосударственного пенсионного обеспечения насчитывает еще три финансовых института. Это банки- хранители, компании по управлению активами и администраторы. Уже выдано 132 лицензии банкам-хранителям и 65 — компаниям по управлению активами. Администраторы пенсионных фондов пока еще в стадии создания.
Как признают участники рынка, законодательное обеспечение деятельности НПФ в основном завершено. По словам директора Украинского института развития фондового рынка Дмитрия Леонова, в принятых Верховной Радой изменениях в налоговое законодательство реализовано в той или иной мере 90% предложений по формированию системы налогообложения негосударственного пенсионного обеспечения. В этом году из четырех первоочередных законов, направленных на повышение привлекательности системы негосударственного пенсионного обеспечения, парламент принял два. Особенно важно, отмечает Леонов, что установлен льготный режим для предприятий, перечисляющих взносы за своих работников в НПФ. Теперь эти средства будут относиться на затраты предприятия, а не на его чистую прибыль.
Существенные льготы предоставляются физическим лицам. Внесенные ими пенсионные взносы не будут сразу же рассматриваться как полученный доход, и их налогообложение будет отложено до момента получения физическим лицом пенсии из НПФ. При получении негосударственных пенсий также действует льготный режим для нетрудоспособной части населения. Для пенсионеров устанавливается дополнительная льгота — снижение ставки налога на доходы физических лиц. Пенсионер будет уплачивать только 60% от действующей ставки налога (при базовой ставке 15% это составит 9%), а при достижении им 70 лет пенсия вообще освобождается от налогообложения. Дополнительная льгота предоставляется также родственникам первой степени родства: дети могут перечислять деньги за родителей.
Среди нерешенных пока вопросов Леонов называет необходимость внесения изменений в Закон «О налоге на добавленную стоимость». В законе, по его мнению, нужно четко закрепить статус пенсионного фонда как юридического лица, не являющегося плательщиком НДС. Такая норма работает у страховщиков и банков (по их основной деятельности). Кроме того, необходимо добиться снижения стоимости обслуживания пенсионных фондов. В первую очередь это касается снижения затрат на услуги администратора. Сейчас услуги администратора НПФ облагаются НДС на общих основаниях, из-за чего стоимость обслуживания фонда увеличивается на 20%.
Необходимо также закрепить особый статус пенсионного фонда с точки зрения взыскания налоговых обязательств. Так, НПФ могут вкладывать часть активов в целях их сохранения в недвижимость — это сегодня достаточно доходный актив. Но владение недвижимостью связано с уплатой сопутствующих налогов. Задолженность по ним может привести к налоговому аресту имущества, а значит, и пенсионных активов НПФ, налоговому залогу и принудительному взысканию. Необходимо, считает Леонов, оговорить в законе, что эти нормы не распространяются на пенсионные фонды и их активы.
На форуме обсуждался и вопрос об эффективном размещении активов пенсионных фондов. В России большинство средств НПФ (40%) вкладываются в акции и только 15% идут на банковские депозиты. Для Украины, как считает заместитель генерального директора компании «Центр финансовых инициатив» Алексей Васильев, это неприемлемо, поскольку акций, которые бы котировались на фондовых биржах, недостаточно, чтобы поглотить весь ресурс, который планируется привлечь через НПФ. Возможными направлениями вкладывания средств, по мнению Васильева, могут стать рефинансирование учредителей НПФ, вкладывающих в фонд средства своих работников, банковская система, находящаяся на подъеме, новые финансовые инструменты — например, ипотечные ценные бумаги.
Начальник департамента негосударственного пенсионного обеспечения Госфинуслуг Андрей Рыбальченко считает, что со стороны государства все готово для осуществления эффективной системы контроля за управлением активами. Комиссия имеет рычаги влияния на компании: она будет отслеживать результаты инвестирования пенсионных активов, руководствуясь средней доходностью НПФ, анализировать их и вносить рекомендации по замене неэффективно работающих компаний. Но достаточно ли этого для того, чтобы население прониклось доверием к институту негосударственного пенсионного обеспечения?
Выпуск газеты №:
№163, (2004)Section
Экономика