Здесь начинается торговля
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19980818/4156-9_0.jpg)
Первая торговая палата появилась во Франции еще в XVII веке. Она оказывала всяческую помощь купцам (предпринимателям), поскольку в своей структуре имела высококлассных специалистов (говоря современным языком, юристов, маркетологов и т.п.). Сегодня в мире свыше трех тысяч торгово-промышленных палат и среди них достойное место занимает Киевская, хотя была зарегистрирована Минюстом лишь в начале июля.
Рассказывает ее президент Николай ЗАСУЛЬСКИЙ:
— Киевская торгово-промышленная палата, созданная на базе «Киеввнешсервиса», призвана содействовать развитию народного хозяйства Украины и интеграции его в мировую хозяйственную систему. Не будет преувеличением сказать, что палата помогает формировать современные торгово-промышленные отношения.
— И как вы это делаете?
— В Киевской палате, впрочем, как и в других, имеются все необходимые предпринимателю структуры. Например, мы оформляем сертификаты происхождения товара при украинском экспорте. То есть документально подтверждаем, что вывозимый с территории Украины товар действительно произвели здесь, а, скажем, не в Китае. Кстати, для строительства Храма Христа Спасителя в Москве Украина поставляла гранит примерно на $40 млн. Если бы у этого гранита не было нашего сертификата происхождения, то украинским поставщикам пришлось бы оплатить соответствующую пошлину, а это увеличило бы сумму контракта на $20 млн. Кроме таких сертификатов, проводя глубокую экспертизу, мы определяем товаропроизводителя (для этого наши специалисты выезжают на предприятия), проводим анализ качества сырья и оборудования, что позволяет поставщику товара «подстраховать» себя от неприятных неожиданностей.
Палата производит расчеты давальческих схем. Например, наши швейные предприятия шьют одежду на экспорт из специально для этого поставленной из-за границы ткани (у нас относительно дешевая рабочая сила). Мы же подтверждаем, что количество вывезенного товара (готовой одежды) соответствует количеству ввезенного (метров ткани). Есть у нас еще один очень важный отдел — мониторинга мировых и внутренних цен. К примеру, украинский производитель хочет купить линию по разливу, скажем, соков. Иностранный продавец предлагает ее за $700 тыс. Мы отслеживаем мировые цены данного товара, естественно, с учетом срока его эксплуатации, состояния, возможностей. Линия на самом деле может стоить не более $200 тыс. Таким образом, предприниматель, сотрудничая с нами, исключает возможность переплаты. Кроме того, мы имеем базу данных мировых производителей, охватывающую 56 стран. Работая в сфере таможенных услуг, имеем свои представительства в транспортно-грузовых отделах Киевской таможни. Есть у нас, конечно же, и юридический отдел, и даже Третейский суд.
— А что удается сделать для развития внешних связей?
— Организовывая для членов КТПП бизнес-поездки, мы ищем спонсоров, разрабатываем программу, готовим переговоры. В среднем за год составляем 15—20 таких программ, из-за отсутствия средств осуществить удается лишь 2-3. Кстати, в Британии государство берет на себя половину стоимости таких торговых миссий, но нам это, как говорится, пока не светит.
— Помню, когда весной к вам приезжала бизнес-группа из Германии, вы в приветствии говорили о взаимопонимании и перспективах сотрудничества. Сказанное осуществилось?
— К счастью, да. Мы действительно нашли поддержку в Минэкономики Саксонии, которое и берет на себя часть расходов за наши поездки. Благодаря этому за три года представители около 300 украинских предприятий прошли стажировку в Германии. Немецкие коллеги нам существенно помогают, поскольку поняли, что для нас главное не «посмотреть-покушать», а связи, контакты, переговоры.
— Была на нескольких небольших выставках в вашей палате. Скажите, планируете ли вы как-то расширяться в выставочной деятельности?