«Зеленый» эксперимент для Чернобыля
Развитие «альтернативы» в зоне отчуждения прибавит мощности Украине, но только при условии предварительного проведения экологического аудита![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120809/4139-6-1_0.jpg)
Кабинет Министров одобрил внедрение проектов по альтернативной энергетике в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. Об этом сказано в правительственном распоряжении № 535-р «Концепция реализации государственной политики в сфере развития деятельности в отдельных зонах радиоактивного загрязнения в результате Чернобыльской катастрофы» от 18 июля 2012 года. Документом предлагается позволить размещать на этой территории ветровые и солнечные электростанции. Кроме того, будет разрешено и создание в зоне отчуждения установок по сжиганию древесины, выращивание сельскохозяйственных энергетических культур (рапса, быстрорастущей ивы и тому подобное), размещение производства и их переработки.
Напомним, что по данным главы Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережения Николая Пашкевича, в 2012 году в проекты солнечной и ветровой энергетики планируется привлечь около миллиарда евро. В этом году планируется запуск объектов ветроэнергетики на 252 МВт и солнечных станций на 290 МВт. В целом же в Украине работает 76 гидроэлектростанций, 11 ветропарков, 18 солнечных станций и два биоэнергетических объекта.
«День» поинтересовался у экспертов жизнеспособностью и экологической безопасностью такого шага.
«Эту зону необходимо реанимировать. Если нет возможности использовать ее под сельское хозяйство, то нужно привлекать для производства возобновляемой энергетики. Это идеальный вариант для реализации инфраструктурных проектов в этом регионе», — говорит «Дню» президент Ассоциации участников рынка альтернативных видов топлива Украины Виталий Давий. По его мнению, речь может идти о производстве нескольких сот МВт новых энергетических мощностей. Строительство одного МВт солнечной электростанции, по его словам, стоит два миллиона евро. Если построят 200 МВт, продолжает он, то нужно 400-450 миллионов евро. Желающие инвестировать в альтернативную энергетику в Чернобыле, убежден эксперт, найдутся. Ведь интерес к Чернобыльской зоне, по словам Давия, проявляли в 2006-2007 годах компании-производители биодизеля. Были и предложения по выращиванию рапса для моторного биотоплива. Но тогда эти проекты не сработали, потому что не было главного — разрешения работать в этой зоне.
В настоящий момент эта преграда отменена, продолжает экс-председатель Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов, бывший глава Минтоплиэнерго Сергей Ермолов. «В целом концепция правильная. Ветер и солнце не навредят экологии, наоборот, необходимо их использовать. А производство биотоплива и его последующая переработка в Чернобыле невозможны без усиленного радиационного контроля», — рассказывает он «Дню». По его словам, государство ни цента не должно вкладывать в такие проекты, потому что это прибыльная деятельность. Существует зеленый тариф, которого достаточно для стимулирования развития альтернативной энергетики частным бизнесом.
Непригодные для сельского хозяйства земли, по мнению директора Европейско-Украинского энергетического агентства (ЕУЭА) Елены Рыбак, нужно использовать для развития альтернативной энергетики. По ее словам, первые пилотные «зеленые» проекты в Чернобыле появятся скоро, если будет процедура зеленого окна и поддержка таких компаний. В Чернобыле в нескольких зонах, говорит она, можно выращивать энергетические культуры. Но выращенные растения должны проходить тщательную проверку качества, потому что в некоторых зонах могут оставаться радиоактивные вещества, которые будут впитываться этими растениями и при сжигании попадать в воздух. Поэтому нужно быть осторожными и предварительно провести исследование на содержание таких веществ, говорит эксперт.
Эксперт рынка альтернативной энергетики Лоик Лерминьо отмечает, что помешать попаданию радионуклидов в воздух из таких перерабатывающих предприятий поможет современная система фильтрации дыма. В целом же это направление, по его словам, перспективное. Использование половины зоны для выращивания энергетических растений даст энергетический эквивалент в количестве 0,8 миллиардов кубов газа, уверен эксперт.
Экологи на вопрос развития альтернативной энергетики в Чернобыльской зоне смотрят по-своему. «С точки зрения экологической безопасности, развитие солнечной и ветровой энергетики в Чернобыльской зоне и в зоне отчуждения может быть эффективным. Ведь установка солнечных батарей и ветряных мельниц не требует привлечения большого количества людей, а территории для развития этого направления большие», — говорит «Дню» председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко. Именно поэтому объемы получения энергии могут быть значительными. Кроме того, продолжает эксперт, солнечная и ветровая энергетика не изменит существующих ландшафтов и не будет требовать значительного количества людей и транспорта.
Если же речь идет о выращивании разных энергетических культур (рапса, быстрорастущей ивы) на территории Чернобыльской зоны, то это, по мнению Тимочко, абсолютно неприемлемо. «Это связано с хозяйственным освоением больших территорий и привлечением для их обработки большого количества людей. Без проведения серьезных научных исследований, экологического аудита и паспортизации отдельных территорий, которые будут использоваться в хозяйственной деятельности, такой шаг может нанести непоправимый вред работникам, занимающимся обработкой этой земли. Экологический аудит и паспортизация покажут реальное состояние чернобыльских территорий, ведь сегодня никто не знает, каков уровень радиации на отдельных территориях в зоне ЧС», — говорит она Дню». Но даже если и проведут такие исследования, продолжает Тимочко, вряд ли можно говорить о выращивании чего-либо на этой территории. «Во-первых, там будут работать люди, на них будет влиять радиоактивное загрязнение, а это непосредственное негативное влияние на их здоровье. Кроме того, растения, выращенные на радиоактивно загрязненных землях, и сами становятся радиоактивно загрязненными. И сегодня нет технологий, которые стопроцентно не пропускают выбросы радиоактивных частиц в воздух при сжигании таких растений», — подводит итог она.
«Использование возобновляемых источников энергии в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, в частности энергии ветра и солнца, возможно после изучения соответствующего потенциала. А вот вопрос развития биоэнергетики, по нашему убеждению, требует тщательной экспертизы профильных научных и экологических учреждений. В данном случае вопросы безопасности и здоровья граждан должны быть первоочередными», — говорит в унисон с Тимочко заместитель председателя Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Сергей Дубовик. Сейчас, по его словам, есть лишь концепция, в которой речь идет о возможности использования возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива в зоне отчуждения. «Ни о конкретных технологиях, ни о проектах пока не говорилось. В случае появления конкретного плана мероприятий, где будут отображены вышеупомянутые вопросы, Агентство приобщится к их обсуждению и подробному анализу», — обещает чиновник.
Поэтому Украина еще на полпути к возделыванию радиоактивно загрязненных территорий. В мире существуют примеры решения этой проблемы. Так, Беларусь ввела в хозяйственный оборот треть зараженных радиацией земель, но только после дорогих программ дезактивации. «По предварительным подсчетам, до 50% зараженных земель «зоны отчуждения» из 260 000 гектаров можно использовать для выращивания энергетических культур. Это, в свою очередь, могло бы обеспечить 200 МВт электроэнергии, которая даст энергообеспечение 400 тысячам домохозяйств или в разрезе комбинированного производства электроэнергии и тепла, объем которого сравнивается с генерацией одного блока небольшой атомной электростанции (500МВт)», — говорится в пресс-релизе ЕУЭА.
Выпуск газеты №:
№139, (2012)Section
Экономика