Жизнь без и после МВФ
Опыт близких Украине стран, которым удалось избежать объятий кредитного «филантропа» или выйти из них... более сильнымиВ соответствии с расчетами Совета финансовой стабильности Украины, в состав которого входят Министерство финансов Украины, Национальный банк и другие регуляторы финансового рынка, главной угрозой для экономической стабильности нашей страны является отсутствие сотрудничества с Международным валютным фондом.
Отмечается, что следующий транш МВФ особенно важен в плане сохранения спроса на украинские суверенные обязательства в условиях глобальной тенденции выхода инвесторов из активов развивающихся рынков. Кроме того, без него выплаты по внешнему государственному долгу в течение следующих двух лет оказываются под вопросом.
Также в правительстве сообщили, что потеря транша МВФ угрожает будущим займам украинского правительства из-за потери репутации надежного заемщика среди инвесторов.
Впрочем, тот факт, что к МВФ нужно обращаться как к единственному источнику решения проблем, является спорным. Мы решили попытаться объяснить «почему?» на примере трех не далеких Украине стран.
ЧТО ТАКОЕ МВФ?
После Второй мировой войны мир лежал в руинах, что не могло не отразиться на международной торговле. Из всех участников Второй мировой только США вышли из нее с минимальными потерями. Чтобы преодолеть упадок и построить новую здоровую глобальную экономическую систему, на Бреттон-Вудской конференции в Нью-Гемпшире (США) в июле 1944 года собрались 730 делегатов из 44 стран. Там и родилась идея создания МВФ.
Для этого была разработана основа соглашения — Хартия МВФ — окончательный вариант которой был подписан первыми 29 государствами 27 декабря 1945 года. Эта дата сегодня считается официальным днем создания МВФ.
МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его 188 государства-членов, общая сумма которой в настоящее время составляет около 293 млрд долларов США. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономик государств-членов.
Основная финансовая роль МВФ заключается в предоставлении краткосрочных кредитов членам, которые испытывают трудности с платежным балансом. Свое влияние на экономический курс той или иной страны МВФ осуществляет на основе простого принципа: предоставляет кредиты (выгоднее, чем любой коммерческий) в обмен на строго определенный курс проведения экономической политики. Между правительством страны и МВФ подписывается «Письмо о намерениях». В настоящем документе четко обусловливаются все предсказуемые экономические мероприятия. При этом комиссары МВФ строго следят за выполнением каждой страной взятых на себя обязательств. В данном случае говорить о полном суверенитете государства не приходится, потому что его экономическая и социальная политика подконтрольна МВФ.
На своем официальном сайте МВФ позиционирует себя как «организацию 187 стран, которые работают над стимулированием глобального валютного сотрудничества, обеспечением финансовой стабильности, содействием международной торговле, повышением занятости и стойким экономическим ростом, а также — снижением уровня бедности во всем мире».
Согласно этому определению, МВФ — благотворительная организация, которая оказывает помощь бедным. Однако на деле это не совсем так. Многие экономисты считают, что после Никсоновского шока (отмена конвертированности доллара в золото) МВФ перестал соответствовать своему функциональному назначению и его следовало закрыть.
В интервью «Дню» «Украина сегодня — это Перу 1969-го» («День» от 12 октября 2016 года) экономист Эрик РАЙНЕРТ так охарактеризовал помощь Международного валютного фонда Украине: «То, что сегодня делает с Украиной МВФ, очень напоминает то, что происходило во многих странах Латинской Америки в 1980-х годах. Я много работал там и узнаю эту навязанную точку зрения «если бы только нам удалось получить займ из-за границы, мы были бы спасены». Такая мысль была и в Латинской Америке, и тоже была ошибочной. Это типично для МВФ и Всемирного банка».
Основная финансовая роль МВФ заключается в предоставлении краткосрочных кредитов членам, которые испытывают трудности с платежным балансом. Свое влияние на экономический курс той или иной страны МВФ осуществляет на основе простого принципа: предоставляет кредиты (выгоднее, чем любой коммерческий) в обмен на строго определенный курс проведения экономической политики. Между правительством страны и МВФ подписывается «Письмо о намерениях». В настоящем документе четко обусловливаются все предсказуемые экономические мероприятия. При этом комиссары МВФ строго следят за выполнением каждой страной взятых на себя обязательств. В данном случае говорить о полном суверенитете государства не приходится, потому что его экономическая и социальная политика подконтрольна МВФ.
Райнерт в 1979 году жил в Перу. Тогда перуанская экономика обваливалась. Единственным решением, предложенным МВФ, было увеличить втрое цену на... бензин. Перу — страна, в которой очень интенсивное транспортное движение, потому что страна большая, и существенная часть территории — джунгли, побережье, острова. А инфраструктура плохая. И вот когда перуанцы подняли цену на бензин — в условиях свободной торговли — все молоко, которое собиралось в Андах, пришлось выливать в реки, потому что дешевле было купить сухое молоко в Голландии, вспоминает Райнерт. «У нас есть эти фото, на которых фермеры выливают молоко в реку, тогда как в Лиме нельзя было купить качественное молоко, потому что все оно было сделано из голландского порошка. Тогда я думал, что это одноразовая ошибка системы МВФ. Сегодня я вижу, что с 1979 года ничего не изменилось. Им все еще сходят с рук убийства», — резюмировал профессор.
В ОБЪЯТИЯХ МВФ ВЫЖИВАЛИ ТОЛЬКО СИЛЬНЫЕ ИГРОКИ
Печальных примеров «помощи» МВФ на самом деле более чем достаточно: Греция, Пакистан, Югославия, Аргентина, Руанда, Сомали, Мексика и т.д.
В Аргентине произошел экономический спад после выполнения всех предложенных мероприятий жесткой экономии. Для сравнения, положение Греции также ухудшилось после применения антикризисной программы МВФ. Например, уровень безработицы среди греческой молодежи на сегодня подскочил до 50% и продолжает держаться на этом уровне. С началом экономического кризиса число самоубийств в Греции увеличилось на 35% за последние два года. Но, с другой стороны, уникальность ее ситуации заключается в огромной разнице между долгом и ВВП и отсутствием собственной валюты, которую можно было бы девальвировать.
То есть сначала ухудшение экономической ситуации вынуждает страны постучать в двери МВФ, который потом выдает кредиты на очень невыгодных условиях. Эти так называемые мероприятия жесткой экономии провоцируют уличные протесты, депрессию и безработицу.
В объятиях МВФ выживают только самые сильные игроки, а это всего одна шестая часть стран, которые сейчас имеют задолженность перед международной финансовой структурой. Это Аргентина (2006), Бразилия (2005), Южная Корея (2001), Исландия (2015), Латвия (2013 год), Венгрия (2013), Македония (2015), Румыния (2015), Россия (2006), Турция (2013) и Уругвай (2006).
БОЛГАРИЯ
Как заявил экс-вице-премьер и экс-министр финансов Болгарии Симеон Дянков в одном из своих интервью, большинство стран Евросоюза, которые провели успешную налоговую реформу, делали ее вопреки требованиям Международного валютного фонда.
«Прежде всего хочу напомнить, что МВФ исторически ошибался в вопросе налоговой реформы в нашем регионе. Ряд стран, в первую очередь Эстония, Словакия, Болгария, когда они радикально меняли налоговую систему, слышали от МВФ, что реформы не сработают. Мол, не надо их проводить. Эти страны ослушались МВФ и в итоге провели успешные реформы», — заявил Дянков.
Впрочем, он подчеркнул, что значительно снижать налоговую нагрузку возможно только в случаях, когда экономика растет, а не падает. Бизнесу для того, чтобы выходить из тени нужно чувствовать рост, то есть увеличение доходов. «Это чистая психология. В Болгарии мы существенно снизили ставки — до 10%, вместе с налогом на прибыль. Но мы сделали это тогда, когда экономика демонстрировала ощутимый рост», — объяснил Симеон Дянков.
Дянков посоветовал Украине меньше слушать Международный валютный фонд в части реформы налоговой системы. Комментируя возможность того, что Фонд вообще не даст денег, если Украина все-таки начнет радикальную налоговую реформу, экс-вице-премьер и экс-министр финансов Болгарии заявил: «Этого бояться не стоит. Я сотрудничал с МВФ, а также пятнадцать лет — с Мировым банком. Так вот, люди, которые там работают, — очень консервативны в своих решениях. Они боятся радикальных реформ, говоря при этом: «Нет, у вас ничего не выйдет!» Но в нашем регионе, особенно в странах, которые отстают на пути реформ, следует поступать радикально. Иначе мы никогда не догоним Европу».
Что касается инфляции, то, по словам Дянкова, с ней можно легко справиться, если прибегнуть к политике currency board. Гривню нужно привязать к евро. И сказать: с завтрашнего дня евро будет стоить, скажем, тридцать гривен. То есть следует привязать национальную валюту к евро раз и навсегда. Нужно принять закон, пока существует Еврозона, гривня будет привязана к евро. «МВФ также не одобряет такой подход. Но Эстония и Болгария его применили. И через два-три месяца инфляция упала до нуля», — сказал Дянков.
ЛИТВА
По мнению экс-премьера Литвы Андрюса КУБИЛИУСА, западный мир должен иметь более эффективный план действий для Украины, прежде всего относительно выделения финансовой помощи. «С геополитической стратегической точки зрения мало понятной является логика действий, когда Греции «дарят» 300 миллиардов евро, а затем — еще 80 миллиардов евро, а Украина получает от силы 2 миллиарда...» — заявил он в интервью «Дню».
Андриус Кубилиус — влиятельный европейский политик. Он — депутат сейма, лидер литовской оппозиции, член самого большого в Европе политического «элитного клуба» — Европейской народной партии, в которую входит глава Европейского Совета Дональд Туск, глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, канцлер Германии Ангела Меркель. Но его советы по сотрудничеству с МВФ и выходу из кризиса интересны прежде всего потому, что когда впервые Кубилиус выиграл выборы и возглавил правительство, Россия «объявила» Литве торговую войну, а второе его премьерство было обозначено последствиями мирового финансового кризиса и «разводом» с «Газпромом», и еще... правительство Кубилиуса отказалось от помощи МВФ.
«Тогда Латвия уже была на программе МВФ. И мы, глядя на ее опыт, боялись, что МВФ заставит нас девальвировать национальную валюту. Посчитали, что поскольку наша валюта привязана к евро, то это очень болезненно повлияет на наших граждан, — объяснил свое решение того времени Андриус Кубилиус в интервью «Дню» «Горят все красные лампочки» («День» от 24 февраля 2015 года).
Метод, который тогда спас правительство Кубилиуса, сам он называет «внутренней девальвацией». «Это радикальное уменьшение всех расходов и стоимости рабочей силы. Правительство само показывало тогда пример. Моя заработная плата тогда уменьшилась на 40%. И я везде об этом говорил: смотрите — зарабатываю меньше на 40%, моя жена не довольна, но все еще со мной живет. У министров зарплата тогда упала на 35%. Мы разработали такую прогрессивную шкалу: чем большую ты зарплату получал, тем больше процент сокращения. И частный сектор и бизнес пошли нам навстречу. И за полгода стоимость рабочей силы у нас уменьшилась в целом приблизительно на 20%. Тогда нам удалось заставить финансовые рынки поверить в нас, что было очень важно. Мы доказали, что можем стабилизировать ситуацию, и нам начали одалживать деньги. Конечно, сначала это были дорогие ссуды. Но впоследствии их цена начала уменьшаться», — рассказывает экс-премьер.
Главный результат, которого тогда удалось достичь благодаря уменьшению стоимости рабочей силы, — это возвращение конкурентоспособности литовского бизнеса, возвращение на все экспортные рынки. Экономика начала восстанавливаться очень быстрыми темпами. В первую очередь благодаря росту экспорта.
«Мы после этого проиграли выборы. Но мы спасли страну», — говорит Кубилиус.
ТУРЦИЯ
Турция входит в число тех редких стран мира, которые полностью покрыли задолженность перед Международным валютным фондом (МВФ). Там погасили свой долг перед МВФ в кризисный для мировой экономики 2008 год. И теперь Турция сама выдает ссуды тем странам, которым они необходимы.
В целом мероприятия, предложенные МВФ, оказались для турецкой экономики полезными. На их основе Анкара разработала государственную антиинфляционную программу, с которой стартовали турецкие экономические реформы последнего года. Она состояла из трех главных элементов. Во-первых, правительство ограничивало государственные расходы. Во-вторых, он поддерживал твердый курс лиры относительно твердых валют. В-третьих — обещал провести структурные реформы в банковском секторе и в экономике.
Турция, к слову, в начале вела себя в наращивании внешнего долга, как и Украина, — наращивала безумными темпами. Но они эти средства не тратили на погашение макро-экономической ситуации, грубо говоря — не проедали их, что делает в настоящий момент Украина. А брали ссуды, но — по словам турецкого экс-министра финансов — хитрили, вкладывали их в промышленность: строили дороги, заводы.
Конечно, Турция в настоящий момент может выглядеть не наилучшим примером для подражания для Украины. Стремительное падение турецкой лиры показало, что в экономике нашего южного соседа назрело немало проблем. Большинство экспертов склоняются к мысли, что причиной этому — «перегрев экономики», вызванный стремительным наращиванием турецким бизнесом на протяжении последних 10 лет иностранных кредитов (по оценкам Европейского центробанка, турецкие заемщики должны испанским, французским и итальянским банкам около $140 млрд). Украинскому бизнесу пока о таком можно только мечтать. А вот украинскому правительству, по-видимому, стоило бы внимательнее присмотреться к стратегии турецких коллег, которая позволила им в 2008 году отдать последний транш долга МВФ.
Выпуск газеты №:
№147-148, (2018)Section
Экономика