Перейти к основному содержанию

Жизнь «под варягами»

Шведский путь Луцкого подшипникового завода
17 февраля, 00:00

Поэтому шведская подшипниковая компания SKF знала, что покупала. Фонд госимущества откорректировал план приватизации. Готовили завод на сертификатный аукцион — «переиграли» на некоммерческий конкурс. Выиграла его SKF и получила государственный пакет — 28%. Но это не устраивало современных варяг. Еще до окончания конкурса они через посредническую фирму начали скупать акции предприятия. За три недели было приобретено 48% акций, рабочие и бывшие рабочие завода получили за них 8,5 млн. грн., с удовольствием расставшись со своим правом собственности на долю госимущества. Руководители предприятия имели 11% акций и также добровольно избавились от них.

Прошел год в системе концерна SKF. Или лучше «под варягами»? Они, кстати, свои инвестиционные обязательства на этот период выполнили. Первый заместитель генерального директора — директор финансов и проектов ЛПЗ Матс Робертсон охарактеризовал состояние дел так:

— В прошлом году у нас было запланировано инвестировать $6,5 млн. Большую часть этих денег мы намеревались использовать на оборудование и улучшение процессов производства. Но вышло иначе. Почти все средства пошли на уплату налогов и зарплат. Так дальше продолжаться не может. Мы ожидали лучших результатов.

И действительно, в прошлом году на одну гривню зарплаты уплачено 1,25 грн. налогов. Кроме того, предприятие-гигант стонет под собственной тяжестью. Его площадь 70 гектаров. В советские времена до конца не достроили, однако создали инфраструктуру, рассчитанную на полную проектную мощность. Содержать ее — это огромные затраты. Кроме того, предприятие ориентировано на потребителей из России, Беларуси и Украины. Последняя подшипников почти не берет, две первых — способны рассчитываться только по бартеру. После августовского кризиса эти расчеты нередко осуществляются через арбитражный суд. Следовательно, надлежащего сбыта нет. Не улажены взаимоотношения с местной властью: ЛПЗ обогревает своими мощностями целый микрорайон Луцка, а средства город не возвращает. Долг достиг 2 млн. грн.

Еще об одной проблеме, возможно, самой главной, рассказал заместитель генерального директора по социальным вопросам Юрий Сивенко. Наши рабочие не привыкли изделия класть — они их бросают. А двух микроскопических повреждений на комплекте роликов достаточно, чтобы было забраковано все изделие — при эксплуатации оно дает излишек шума. Кроме того, шведов очень злит, что наши рабочие за смену работают в лучшем случае 4 часа, остальное время перекуривают или ходят туда-сюда. И вот следствие — на таком же немецком подшипниковом заводе «Люхов», где работает 1 тысяча человек, за сутки производится 120 тысяч штук подшипников. На ЛПЗ занято 2900, но продукция — 360 тысяч подшипников... за месяц.

Поэтому SKF заявляет, что так дальше жить нельзя. В этом году инвестиции компании пойдут только на усовершенствование производства и реструктуризацию предприятия, а не на проедание. Производство сосредоточится на отдельных площадях, другие будут законсервированы или же выведены из эксплуатации. Создается новая модель предприятия. Последнее связано не с желанием сэкономить на украинцах, а с узким рынком сбыта продукции.

В то же время перед теми, кто остается на ЛПЗ, ставится задача работать по мировым стандартам. Этого требуют и варяги, и сама действительность, к которой нам, до сих пор советским, так тяжело привыкать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать