Жизнь после транша: что будет с экономикой?
За последние сутки произошли сразу три очень важных события для финансово-экономической среды УкраиныВо-первых, в ночь со среды на четверг в Вашингтоне Совет директоров Международного Валютного Фонда решил предоставить очередной транш. Во-вторых, вчера Кабинет Министров представил текст проекта Бюджета на 2017 год и внес его на регистрацию в Верховную Раду. И в-третьих, в среду 14 сентября на заседании Правление Национального Банка Украины решило еще смягчить временные ограничения на валютном рынке Украины (отныне можно снимать со счета валюты на сумму эквивалента 250 тысячам гривен, а не только 100 тысячам, как было раньше) и снизить учетную ставку до 15% годовых.
Все эти события очень связаны между собой и непосредственно влияют на курс гривни и последующую экономическую ситуацию в стране. Попробуем разобраться почему.
Наиболее обсуждаемое в СМИ событие — заседание Совета директоров МВФ. Несмотря на попытку России сорвать решение, Фонд все же решил продолжить сотрудничество с Украиной, и выделил один миллиард долларов. Эти деньги, как отмечает министр финансов общественной инициативы Первое профессиональное правительство Украины Тарас Козак, не попадут в государственный бюджет. Их адресат — Национальный банк — пополнение золотовалютных резервов.
По словам заместителя председателя НБУ Олега Чурия, поступление транша в Украину, как правило, происходит в течение нескольких дней с момента принятия соответствующего решения Советом директоров МВФ. Сумма третьего транша финансирования составляет 716,11 млн специальных прав заимствования (СПЗ), что практически является эквивалентом одного миллиарда долларов США. Большую его часть Украина получит в СПЗ, другую часть — в международных валютах.
«Национальный банк Украины приветствует решение Совета директоров Международного валютного фонда относительно одобрения второго пересмотра программы расширенного финансирования. Это свидетельствует о поддержке программы реформ в Украине международной организацией и является сигналом как для отечественных, так и внешних инвесторов, что наша страна идет правильным путем к возобновлению стойкого экономического роста», — подчеркнул Чурий.
Напомним, раньше заместитель председателя НБУ заявлял, что транш МВФ остановит девальвацию гривни, которую мы наблюдали последние несколько недель. Без помощи Фонда справиться с курсом не знали как.
Зато председатель правления CMD-Ukraine Юрий ПРОЗОРОВ в комментариях «Дню» заметил, что не разделяет такую кардинальную позицию НБУ. «По моему мнению, вопрос транша является важным, но не критическим. Если бы мы не получили транш в сентябре, а, например, до конца года, ничего критически не произошло», — говорит он.
По словам Прозорова, намного важнее использовать имеющиеся возможности экономики. Например, правительство так и не начало обещанную программу приватизации, в частности, провалило продажу Одесского припортового завода. Кроме того, откладывание формирования Совета Национального банка Украины, привело к недополучению Госбюджетом 38 млрд. гривен от прошлогоднего превышения доходов над расходами. В частности, 19 млрд гривен из этой суммы должно быть перечислено еще в первом полугодии. «Если сложить все эти цифры, то они превышают средства от мировых доноров», — подчеркивает эксперт.
Не верит в «спасительное» действие этого транша и народный депутат, председатель парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор ГАЛАСЮК. По его мнению, помощь даст только одно — временную «подушку безопасности» для курса гривни, но очень краткосрочную и, в сущности, искусственную. Стабильность национальной денежной единицы в среднесрочной и долгосрочной перспективе может обеспечиваться только за счет собственного производства, инвестиций в страну и превышение экспорта над импортом, подчеркивает он в комментарии «Дню».
«За кредиты МВФ власть каждый раз «покупает» временную финансовую стабильность, «передышку» на несколько месяцев или полгода. Но за это время глубинные структурные экономические реформы ни разу не были проведены. Кредиты МВФ просто проедаются, а возвращать их придется с процентами нам и нашим детям», — говорит Галасюк. Народный депутат к иллюстрации своего «диагноза» приводит пример помощи Мирового банка. «Кредиты Мирового банка, которые предоставляются на развитие, — для реализации структурных реформ, правительством хронически недоиспользуются. Не использованы более $2 млрд из согласованного финансирования, на что нарекает даже руководство Мирового банка», — подчеркивает Галасюк.
Действительно, еще два года назад в газете «День» выходило интервью с председателем представительства Мирового банка в Украине Чимяо Фаном в котором он открыто заявил, что 2/3 одобренных Советом директоров МБ для Украины средств не были использованы («Украина не успевает осваивать помощь кредиторов», «День» от 2 марта 2016 года). Ситуация не изменилась.
О своем недовольстве выполнением Украиной обязательств относительно принятых программ сотрудничества заявил недавно и вновь назначенный посол ЕС Хюго Мингарелли. «Мы очень огорчены тем, что Верховная Рада в последнем чтении не приняла Закон Украины о Национальной комиссии, которая осуществляет государственную регуляцию в сферах энергетики и коммунальных услуг», — заявил он, отметив, что принятие данного закона является условием для выделения второго транша в размере 600 миллионов евро в рамках макрофинансовой помощи ЕС.
К слову, о транше МВФ как условии продолжения сотрудничества с Украиной не было ни слова. Зато, почему-то и Президент, и представители НБУ, комментируя «победу» в Вашингтоне заявляли о том, что решение МВФ открывает шлагбаум для получения Кабмином займов по целому ряду двусторонних соглашений — гарантированные правительством США облигации на $1 миллиард, кредита в €600 млн от ЕС, а также кредита в $500 млн от Мирового банка!
Опрошенные же «Днем» эксперты, учитывая публичные заявления руководства Мирового банка и представительства ЕС, более осторожны в прогнозах относительно поступлений. «В контексте средств от макрофинансовой помощи ЕС, важно не поступиться национальными интересами ради их получения, в частности отстоять государственническую позицию по лесу-кругляку относительно защиты от вырубки украинских лесов в интересах будущих поколений украинцев, а не наших западных соседей, — отмечает Прозоров. — В долг можно брать, но Родиной нельзя торговать».
Что же касается второго события — появление долгожданного проекта финансового плана государства на 2017 год, экспертам по состоянию на вчера трудно было дать какие-то конкретные прогнозы относительно последствий для гривни и экономики. Ведь, в сущности, было практически не известно ни одного показателя. По мнению директора Института имени Александра Поля Владимира Панченко, предусмотренный в проекте бюджета рост ВВП на 1% при инфляции 14% — это почти такие показатели предусматривались еще в 2015 году. «Это связано, прежде всего, с оживлением цен на сырьевую продукцию. Поскольку украинская экономика на 80% сырьевая, то это влияет на величину поступлений в бюджет и соответственно — на уровень ВВП. На фоне падения сырьевых рынков в прошлые годы, в 2016 году началось их оживление. Продлится оно и в 4 квартале. В этом смысле стоит вспомнить и рост урожая и экспорта зерновых, который хотя и нивелируется их невысокой ценой, и все же существенно влияет на доходную часть. И еще один фактор — массовый отъезд украинцев за границу на работу и рост валютных поступлений в Украину. С другой стороны, если люди отъезжают, в государстве снижается уровень потребления, соответственно — падает инфляция. Кстати, за счет отъезда работников у нас растет потребность в рабочей силе. И то, о чем сигнализировали первые 2 квартала все, кто занимается кадрами, — спрос превышает предложение на рынке труда. Это сразу сработало на увеличение зарплаты. В реальном секторе она понемногу растет, ведь нанять квалифицированного человека становится все тяжелее. Но эти зарплаты все ровно не отвечают европейским. Поэтому процесс роста зарплат будет увеличиваться, соответственно показывая оживление экономики. Еще один момент — тарифный шок научил людей экономить, то есть снизилось потребление газа. Это положительно влияет как на валютный баланс, так и на ВВП», — объяснил эксперт.
И наконец третье событие — порция «валютной либерализации» от НБУ аналитиками оценена скептически. Так, финансовый аналитик Виталий ШАПРАН, в комментариях СМИ убеждал, что сентябрьские колебания в обменнике «ненастоящие». «В краткосрочном периоде гривне ничего не угрожает, и катастрофа, которую пророчат нашей валюте, откладывается. К таким выводам можно прийти, внимательно анализируя рыночную статистику», — отметил он. Шапран отметил, что наличный курс на «черном рынке» в сентябре снизился меньше, чем на межбанке — то есть купить валюту в обменных пунктах можно дешевле, чем покупали банки по безналичному расчету.
Выпуск газеты №:
№166-167, (2016)Section
Экономика