Есть такая профессия: держать нос по ветру!
Многим людям она спасла жизнь
Воспитать в собаке не обычную ищейку, а спасателя — дело не из легких. На пса возлагается задача не просто поймать преступника, как это делают специально обученные собаки в милиции, или найти взрывчатку, как у четвероногих саперов. Собака-спасатель должна услышать запах человека живого или мертвого сквозь руины домов и завалы снежных лавин. И при этом спасателя не должны отвлекать шум и другие запахи. Вот таких вот настоящих профессионалов, буквально в лапах которых находятся человеческие жизни, воспитывают в Государственном предприятии «Мобильный спасательный центр МЧС Украины». Сейчас там служат всего пятеро псов. Но они уже успели побывать во многих горячих точках и спасли не одну жизнь.
МИССИЯ ВЫПОЛНИМА
Доберман по кличке Шарман — принцесса из великого княжества или просто Шармуля — совсем молода: ей всего год и четыре месяца. Впрочем, эта собака под руководством опытного кинолога Марины Кальченко не один раз привозила с международных соревнований медали за первые места. Как и других спасателей, Шарму дрессируют по несколько часов в день. Правда, вместо специальных тренажеров собак выводят в лес поблизости части.
Раньше Cпасательный центр располагался в Киеве на улице Красноармейской. Но потом его переселили в заброшенную военную часть, недалеко от Вышгорода. «Территория здесь намного больше. Только осваивать ее придется долго... Желание есть, осталось «выбить» финансирование», — вздыхает первый заместитель начальника центра МЧС Игорь Белкун. Кстати, из-за недостаточного финансирования и штат отряда укомплектован всего на 50%. «Люди хотят работать, и зарплаты у нас приличные, но денег хватает только на половину сотрудников», — рассказывает И. Белкун.
Так и получается, что обслуживающего персонала, в том числе и уборщиц, практически нет. Спасатели делают всю хозяйственную работу самостоятельно. Так, за полгода после новоселья на месте сарая появился гараж для спецтехники, в божеский вид привели еще несколько зданий. И все своими руками. «Ребята и копали, и бетон месили», — хвалится своими подчиненными Игорь Белкун.
Совсем скоро достроят новые вольеры для собак-спасателей. И самое главное — закончат современную тренировочную площадку. Там будет лестница в семь метров высотой, по которой собаки должны спокойно лазить вверх и вниз, при этом не боясь высоты. «Часто спасателей приходится поднимать на вертолете, перевозить на большие расстояния», — поясняет заместитель командира отряда аварийно-спасательных работ Сергей Черный.
Ну, а пока строительство продолжается, кинологи тренируют своих напарников на самостоятельно сконструированных тренажерах. Пары бочек, узких досок и лестниц вполне достаточно, чтобы собаки ощутили нагрузку. Тем более, в прошлом году здесь прокатился ураган... Чем не приближенные к стихийным бедствиям условия? Так, под корявым пеньком прячут человека, накрывают брезентом и дают собаке команду «искать». Мотаясь кругами и постепенно сужая их диаметр, Шарма находит «учебное пособие», садится рядом и начинает лаять. «Молодец! — хвалит собаку Елена Александрова. — Она сделала все правильно. Нашла человека и позвала кинолога». Еще быстрее этот трюк проделала спаниель Бери. «Она более опытная, на ее счету не один выезд», — поясняет кинолог Владимир Францев.
СПЛОШНОЙ ПОЗИТИВ
Оба хвостатых спасателя, услышав похвалы, радостно лаяли и бегали вокруг кинологов. Но как только послышалась команда «рядом», стали как вкопанные. «Они должны беспрекословно слушаться команд напарника и ничего не бояться», — говорит Игорь Белкун. Как научить этому собак? У каждого кинолога своя метода. Официально утвержденных властями методик обучения хвостатых спасателей в Украине нет, да и получить образование кинолога не так то и просто. Подобные факультеты есть в ветеринарных институтах, только там совсем другой уклон, жалуются спасатели.
«Частично мы используем опыт МВД, но он не совсем подходит под нашу специфику», — рассказывает Игорь Белкун. Дело в том, что главный метод в воспитании собак-спасателей — позитив. Их, так сказать, еще со щенячьего возраста учат любить людей. Даже доберман довольно устрашающего вида на самом деле милейшие существо. И, погладив или покормив его вкуснятиной, вы вряд ли услышите от хозяина грозное: «Убери руки, это не домашний пeкинес!». «Собак-спасателей изначально нужно учить не лаять на прохожих, не гоняться за кошками. Одним словом, воспитывать в сплошном позитиве», — делится секретами дрессировки И. Белкун.
Впрочем, как ни крути, а тренировки пускай даже в очень приближенных к аварийным условиях, это одно. А совсем другое — работать в реальном времени. Профессия спасателя тем и тяжела, что в любой момент кому- то может понадобится помощь. Если ЧП происходит в Киеве или области, у спасателей есть всего пять минут на сборы. За это время специально укомплектованный всей необходимой техникой автомобиль, правда, работает он уже десяток лет и очень далек от современных стандартов, готов доставить спасателей на место аварии. Только за прошлый год подразделение центра, причем не только кинологические, осуществили 74 выезда.
Благо в этом году масштабных ЧП за границей не было. А вообще на такие вызовы спасателей МЧС посылают одними из первых. Мобильный госпиталь, который тоже входит в состав службы, вообще единственный в Украине, получивший специальную международную аккредитацию, и может оказывать помощь пострадавшим за границей.
Казалось бы, профессия спасатель — овеянная романтикой, доблестная. А на самом деле даже здесь все осложняется бюрократией... Тяжело представить, что во время самых сложных стихийных бедствий, когда люди гибнут тысячами, спасателям приходится долго оформлять визы... «Вообще, если мы едем за границу, у спасателей есть на сборы всего восемь часов. По истечению этого времени команда, провиант, оснащение — уже в самолете и готовы к взлету. Только порой оформление виз, разрешений и прочих документов может затянуться на несколько суток», — рассказывает Игорь Белкун.
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Уровень развития «спасательного» дела в Украине по сравнению с другими государствами достаточно высокий. Ну, по крайней мере, «задних мы не пасем». И это при мизерном финансировании, и вообще пренебрежительном отношении к самим спасателям. На почетных грамотах и орденах далеко не уедешь — людям, рискующим собственной жизнью, нужно платить достойные их самоотдаче деньги. А порой мчсники получают меньше, чем уборщицы на частных фирмах.
Выходит, что вся структура держится только на энтузиазме. Но надолго ли его хватит? К примеру, в России кинологические службы развивают всеми усилиями. И занимаются этим не просто любители четвероногих, а власти страны. А после серии тeрактов про это начали думать и в США. Ведь именно собаки помогали находить людей среди завалов небоскребов-«близнецов». Но тогда лохматых спасателей было слишком мало. Впрочем, затем им поставили в Нью-Йорке памятники.
В Украине кинологических служб всего несколько. Самые мощные расположенны в Киеве и Харькове. Впрочем, даже эти несколько отрядов хорошо известны за границей. Когда в 1999 году в Турции было сильное землетрясение, наши хвостатые спасатели одними из первых прибыли на помощь. «Признаться честно, поначалу они немного растерялись, — рассказывает Елена Александрова, — но уже через часик привыкли».
«Привыкли» — это еще мягко сказано. Был нашумевший случай, когда украинские собаки не услышали запах на месте, где, по мнению спасателей из других стран, находился человек. Наши кинологи сразу насторожились, не поверили. Как после стольких тренировок мог произойти такой конфуз! Но потом оказалось, что вместо человека под завалами лежади куриные окорока...
Другой случай поразил всех: доберман по кличке Гайка услышала запах человека под толстым слоем стирального порошка. «Такие вещества сильно перебивают запах, — рассказывает Елена . — Но Гайка услышала, начала рыть. Правда, потом у нее от этого порошка лапы разъело. Но она вышла оттуда героиней!».
Спасая людей, собаки сами нередко гибнут или травмируются. Особенно в других странах, как, к примеру, в Турции — тяжелые климатические услови, жара, холод, угрозы эпидемий. К слову, прививки, которые по санитарным нормам должны делать за две недели до вылета за границу, делают всего за два часа. Как рассказал Игорь Белкун, именно из-за этого в Cпасательном центре МЧС вплотную занимаются разработкой новых технологий. Так, в самые опасные места можно будет пускать не собак, а роботов. Но как обычно проблема в деньгах, вернее, в их отсутствии.
Впрочем, что уж тут говорить про роботов, если кинологам приходится приобретать своих лохматых напарников за собственные средства. А, как известно, породистые щенки обходятся в кругленькую сумму. Тем не менее, руководство Cпасательного центрa МЧС собирается расширять «лохматый» штат. И, возможно, со временем тут начнут готовить собак-саперов.
Кстати, легче всего дрессировкам поддаются доберманы и спаниели. А совсем недавно Елена Александрова купила нового будущего спасателя — щенка лабрaдора. Пока единственный представитель подрастающего поколения собак-спасателей живет у Елены. Многие спасатели забирают домой своих четвероногих напарников. Ведь так и надежней, да и собака с кинологом должна быть «не разлей вода». И когда после 10—11 лет отданной службы лохматый спасатель выходит на пенсию, или, как говорят на профессиональном жаргоне, «списывается», его тоже забирают домой. Правда, спасатели-пенсионеры долго не живут, слишком буйная у них молодость...