Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Косовская керамика — красивая и капризная, как гуцулка»

В Музее гетманства экспонируется выставка прикладного и декоративного искусства Гуцульщины
10 февраля, 19:59

В Музее гетманства в Киеве открылась выставка работ выпускников и преподавателей Косовского института прикладного и декоративного искусства. А это — традиционные гобелены, тканая одежда, аксессуары из кожи — тобивкы (кожаная сумка через плечо) и чересы (широкий пояс, иногда инкрустированный), изделия из металла и дерева, в конечном счете, знаменитая косовская керамика. Последняя представлена многогранно (тут вам и вместительные миски, настенные тарелки, глечики, подсвечники, кухни, декоративные вазы и игрушки...) и принадлежат авторству Марии ГРЫНЮК. О художнице можно говорить много: она — проректор по научной работе; работы мастера находятся в фондах нескольких отечественных музеев и многочисленных частных сборниках Украины, стран Европы и Северной Америки. Но, по-видимому, лучше всего — посмотреть ее красноречивые работы. А еще — поговорить с теми, кто их коллекционирует.

Композицию «Папины яблоки» создают много глиняных яблок. Они неуклюже разбросаны. Будто бы только что упали в росистую траву — напоминают акварель по-мокрому. «Как-то мне приснился вещий сон, — рассказывает Мария Грынюк. — Колхозники собирали в нашем саду большие красивые яблоки. А отец, которого рано не стало, пришел и давай их отбирать. Все утро думала, что бы это могло значить. Как выяснилось, это был последний день, когда можно было подать документы на приватизацию земли, которая испокон веков принадлежала нашим дедам-прадедам. Собственно, папа с того света подсказывал, чтобы пошла и забрала свое. Я успела».

Другая — большая тарель с вепрем, или, как говорят гуцулы, дыком. На ней охотник убегает от кабана. «Я не люблю охоты — продолжает пани Мария. — Поэтому я хотела показать, каким маленьким человек бывает в лесу, где царем все-таки является зверье, которое его населяет».

Художница не отошла от аутентики. Однако ее работы, даже миниатюрные, — пространственные. В них много свободы. Сюжет — «дышит». Рисунок не раскрашенный. Вместе с тем творения причудливы. На энергетическом уровне. «Косовская керамика — красивая и капризная, как гуцулка» — объясняет Мария Грынюк.

«Эти дни в Киеве — праздник Косова — отмечает искусствовед Александр Федорук. — Косов как часть Украины имеет непостижимые нынешними политиками ценности, которые также отмечены Полесьем, Буковиной, Таврией, Слобожанщиной... Собственно, народное творчество, народная культура — то, что нас объединяет. Я приглашаю киевлян прийти на выставку. Потому что СМИ, к сожалению, мало делают для коммуникации внутри страны». «На защите дипломных проектов наши студенты все говорили о дизайне японского, китайского, итальянского ресторанов, — продолжает Ринат Салимов, ректор Киевского государственного институтадекоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука. — Я же напомнил, что в Киеве только пять украинских ресторанов. Было бы хорошо, если бы каждый регион здесь имел свой, ведь это — разнообразие традиций, в частности, кулинарных. К чему я это говорю? Открытие косовской выставки ( давайте назовем ее так) — важное событие. Потому что Киев все больше превращают в мегаполис непонятной ориентации, забывая, что он — столица Украины».

«Когда строился наш дом, кухню я «проектировала» под... косовскую керамику, —завершает разговор работник Государственного управления делами при Администрации Президента Украины Лариса Пономаренко. — Сейчас там длинная скамья, которая когда-то была в украинской хате; много полок для мисок и полумисков, глечиков и кухлей, подсвечников и ваз, приобретенных у преподавателей и студентов Косовского института прикладного и декоративного искусства. Больше всего, конечно, — у Марии Грынюк. Как результат, теперь гостей из кухни не выгонишь. Говорят, им тепло и уютно. Это от керамики идет такая аура. Ведь в нее вложены человеческие помыслы и сердечные переживания. Бывает, встаю утром, подойду к какому-нибудь жбану, полюбуюсь им, поглажу. А он такой солнечный! Вообще, в косовской керамике преобладают солнечные животворные цвета!».

Как-то мне приходилось слышать, мол, косовская керамика в частной квартире/доме — признак требовательного вкуса. Очевидно, логика в этом есть. Например, в ХІХ веке далеко не каждый мог позволить себе поставить изразцовую печь — разве что зажиточные люди. Зато другие имели печи, сложенные из кирпича/камня, снаружи побеленные и разрисованные. Только сейчас проблема в том, что, в основном, богатые люди не понимают ценности украинского декоративного и прикладного искусства. Иначе бы государство давно поддерживало тех, кто его творит. Между прочим, художественные промыслы могут быть значительным вкладом в экономику Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать