Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Краковские реминисценции

Самый давний польский театральный фестиваль KRT стал наиболее ценной составляющей среди свыше тысячи художественных проектов национальной культурной программы «Внимание — культуре», посвященной председательствованию Польши в Совете Европе
01 декабря, 21:24

Пик фестивальных событий совпал с юбилеем издания книги Элвина Тоффлера «Шок будущего», в которой всемирно известный социолог предсказывал жестокость технологического и цивилизационного влияния на человека и оказался прав, как свидетельствуют волнения и в мире искусства. Может быть, поэтому традиционному вроцлавскому фестивалю «Диалог» апеллируют люблинские «Театральные конфронтации», а интонации сопотского «Открытого курорта культуры» обретают драматичное продолжение в «Краковских реминисценциях театральных» KRT.

Первым спектаклем фестиваля, который в этом году прошел в 36-й раз, оказался «Пролог» режиссера Войтека Зеймилски (общий проект фестиваля и «Охота Театра»). Несколько раз в день его разыгрывает группа из 10 — 20 зрителей. Каждый должен надеть наушники и выполнять команды Голоса. Сначала он почти шепотом предлагает присмотреться к тем, кто оказался вместе с вами в фойе театра, и задуматься: действительно ли компания случайна. Разглядывание друг друга наша компания перевела на дружеский смех по поводу искусного манипулирования доверчивостью зрителей. Затем Голос пригласил в зал, попросил остановиться на белом ковре сцены, как вполне достойно заявивших себя для актерства. По его рекомендации мы разглядели посередине строку белых цифр — от 0 до 9. По этой шкале предложено было распределиться соответственно степени зависимости от театра. Оказалось, группа средне-сильнозависима. Потом, ответив «да» или «нет» на вопросы наподобие: «Имели ли вы смелость не досидеть до конца спектакля? Пишете ли вы sms во время действа? Хватало ли мужества не чихнуть в ответственный момент?» — нужно было сделать шаг вперед или назад.

После получасового юмористически-философского тестирования Голос сообщил об отсутствии в нем какого-либо смысла. Жизнь — не стометровка, и в театре не бывает победителей. В этот момент ассистенты вручили каждому по большому пуфу, а Голос предложил выбрать место и прилечь. Свет погас, как перед открытием занавеса, и Голос с юмором заметил, что, по-видимому, именно в такой позе зрителю удобнее всего было бы в театре. В качестве доказательства — изображения каждого из «исследуемых» появились на потолке. Освещая контуры тел, соединяя их прямыми линиями в многоугольники, проявляя и увеличивая лица, Голос пытался найти смысл в случайности расположения. Сам становился при этом кашперовско-чумаковским и таки усыпил всех. Бодрая музыка и провозглашение Голосом о безусловности получения наслаждения от встречи с театром известили об окончании спектакля. Голос вывел нас со сцены через «центр театральных исследований» с множеством экранов, микрофонов, световым и звуковым пультами управления и молчаливо безразличными, талантливыми и остроумными «исследователями». Так обстоятельно рассказываю об этом художественном эксперименте, потому что в нем, как оказалось после большого количества просмотренных спектаклей, в действительности было множество прологов. К современным ипостасям театра, к его творцам, потребителям и единомышленникам. Но больше всего это касается его значимости в культуре, первостепенность которой на всю современную экономически «застуженную» Европу провозглашает Польша. Вспомнилось высказывание одного финансиста в связи с проблемами евро: «Валюта так же невозможна без нации, как и нация невозможна без валюты». Польша предлагает в качестве национальной идеи — культуру, и такова тенденция современной цивилизации в формировании новых наций — не по географическим координатам, а по уровню культуры, взаимным увлечениям и восприятию.

Как сказал Чеслав Милош, «Семейная Европа». «Различия, которые отделяют нас друг от друга — пол, раса, цвет кожи, обычаи, взгляды, верования, — все это ничто по сравнению с фактом, что все мы сотканы из времени, что рождаемся и умираем, как однодневные бабочки. «Сейчас», которое невозможно поймать, убегает назад или вперед, это либо воспоминания, либо мечта. Язык, на котором мы общаемся, — это моделируемое время, и музыка тоже. А разве занятие живописью или архитектура не перемещают ритм на пространство?» И так хотелось бы продолжить: а разве театр не перемещает.., и формулы емкой и лаконичной я пока еще не назову.

В спектакле «Три фурии» Театра «Моджеска» в городе Легнице (режиссура Марцина Либера) кажется, что язык человеческий переводится на язык человечности. Действие происходит на перроне вокзала. Времена военные, постсоциалистические, послевоенные и социалистические проходят сквозь путников с грохотом современного хард-рока. Истерической кажется музыка современников на фоне обреченности людей в нечеловеческих испытаниях войны. Женщину, которая пришла в село, чтобы выменять вещи на еду, крестьянка заставляет отдать пальто. Замотанную в лохмотья, как партизанку, ее едва не убивает фашистский офицер. «Поляки могут быть более жестокими друг к другу, чем фашисты?» — выкрикивает дирижер в черном смокинге, белой рубашке, красной бабочке, с красными глазами и красными ногтями.

Неэвклидова геометрия душевных порывов переводится на тексты тела, на рифмы мизансцен. Хореографо-драматический спектакль «Нам так повезло» в постановке группы «Харакири Фермеры», режиссер Анна Бжезинская, исполнительница Доминика Кнапик неожиданно для танцевального спектакля вводят град слов в прямой диалог с телом на фоне случайных, иронических и содержательных видеоотголосков.

Современный балет на музыку И. Стравинского «Весна священная», поставленный Янушем Орликом и исполненный им вместе с Домом Чапских и Миколаем Киганом, небольшое пространство сцены наполняет до краев интенсивным движением танцоров. Безукоризненная синхронизация с музыкой, исключительный технический уровень, мощная энергия переводят танец из средства выражения в фигуру самодостаточности.

Очевидно, природа чувств, выплескивающаяся наружу, изменяется чрезвычайно динамично. Высокие чувства неподвластны уму, никчемные об уме и понятия не имеют. Вот и становится театр переводчиком между умом и чувством, между мотивами и поступками, между эмоциями и действиями.

Однако бывает и так, что будто все в стопоре, а время идет, жизнь продолжается. Об этом спектакль-концерт «Москва-Петушки» по поэме В. Ерофеева «Краковского Нового театра» в постановке Павла Зарека. Спектакль настолько не пытается пересказать сюжет, что создается впечатление, будто он хорошо известен польскому зрителю. Актер зачитывает из разложенных на пюпитре листков рецепты коктейлей: «Слеза комсомолки», «Сучий потрох», «Иорданские струи» и др. Что-то сливает из стаканов в графин, выпивает, кряхтит раз, второй и на третий — выкряхтивает песню В. Высоцкого или Б. Окуджавы, а то и старинный русский романс. Исполняются песни на языке оригинала в ресторанной музыкальной интерпретации. Сначала это, так сказать, действо раздражало, но незадолго до финала возникло ощущение того времени, которое называли «эпохой застоя», а спектакль утверждает: точнее было бы назвать «эпохой запоя». Высота бардовских чувств, острота мысли, призывность тушатся алкоголем по благословению ленинского центрального комитета. На душе становится гадко, кажется — все же было что-то хорошее в те времена, а если задуматься — кроме того, что «как молоды мы были и верили в себя», все остальное — весьма сомнительно.

Вот такие мысли навеяли «Краковские реминисценции театральные». В программе этого фестиваля были также спектакли фестиваля «Конфронтация театральная» — «Хор женщин» института Театра им. З. Рашевского и «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому в постановке театра «Провизориум» из Люблина, которые киевляне видели в программе Киевского международного театрального фестиваля «Дом Химер». Наша газета в свое время писала о них. А зрители, посмотревшие их, участвовали в реминисценциях, которые волнуют сегодня мир театра — Театра, который не знает границ, Театра, у семьи почитателей которого нет пасынков и падчериц, а все между собой — кровная родня.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать