Рождественские лики
В Музее волынской иконы экспонаты по-своему отражают событие, изменившее мир и людейВ музее говорят, что ранние изображения Рождества Христова встречаются еще в катакомбах и на древних саркофагах.
В них использовались традиционные для христианского искусства изображения Богомладенца, Роженицы, пещеры, яслей, вола и осла.
Иногда сцены Рождества дополняли пастухи, волхвы и цари, пришедшие поклониться Иисусу.
В одних сценах присутствует Иосиф, со временем иконография дополнялась и ангелами, принесшими пастухам благую весть.
По словам Татьяны Елисеевой, заведующей Музеем волынской иконы, древние изображения Рождества в волынской иконописи чаще всего встречаются на небольших иконах святочных рядов иконостасов.
Именно такие произведения и хранятся в музее.
Среди них особое внимание обращает на себя икона «Рождество Христово» XVIII века из села Усичи Луцкого района.
Она написана народным иконописцем.
Несколько наивная, но чрезвычайно лирическая и поражающая своей поэтичностью и искренностью художественного выражения.
На иконе под навесом изображена Мария, сидящая перед яслями, в которых на сене спит Христос, спеленатый так, как запеленывали младенцев в волынских селах.
Рядом стоит Иосиф, обращенный к звезде, сияющей вверху.
На переднем плане — пастухи, пришедшие с поклоном.
Улыбающиеся миловидные лица всех персонажей излучают радость и нежность, которые приходят с появлением человека на свет.
Цвета несколько сдержанные, преобладают сине-голубой, зеленый, серый, охристый, но от этого икона не становится мрачной.
Икона словно родилась из колядки: «Над вертепом звізда ясна весь світ осіяла.
Пастушки с ягнятком перед цим дитятком на коліна припадають, Христа-Бога вихваляють»...
На другой иконе — «Рождество Христово» XIX века — трактовка традиционного сюжета достаточно оригинальна.
Действие разворачивается не в пещере, символизирующей мир, в котором воссияло Солнце Истины, — родился Христос, а около арки входа в храм.
Известно же, что в IV веке императрица Елена построила в Вифлееме, на месте, где и произошло Рождество, храм, разместив алтарь как раз над пещерой.
Иисус — не младенец, а Спаситель человечества, осознавая свое предназначение и силу, благословляет царей.
Три царя изображены в виде старца, зрелого мужа и юноши, чем подчеркивается, что Откровение дается человеку независимо от возраста и жизненного опыта.
Этот образ в Музей волынской иконы передали из киевского Украинского дома, что является нехарактерным для появления подобных реликвий в экспозиции и запасниках заведения.
Так как большинство икон попали в волынский музей после многолетних экспедиций по Волыни, которые в начале 80-х годов прошлого века проводил известный ученый, профессор, доктор искусствоведения Павел Жолтовский.
Нынешняя заведующая Музеем волынской иконы Татьяна Елисеева была участницей этих экспедиций, которые, по ее мнению, носили спасательный характер.
Ведь многие волынские храмы были закрыты или запущены.
Святые реликвии повреждали дождь и снег, голуби, которые стаями заселяли чердаки церквей.
В конечном счете вместо ведения Божией службы в культовых сооружениях открывали склады минудобрений и даже винзаводы...
Да и даже в еще действующих церквях были взяты на учет иконы, о которых общество знало, что их уже нельзя отдать кому-либо на реставрацию, продать и так далее.
На Волыни благодаря сотрудничеству музейщиков с митрополитом Луцким и Волынским Нифонтом удалось избежать конфликтов: если община очень уж нуждалась в возврате в храм своей «родной» иконы, то реставраторы делали ее копию, а оригинал оставался в музее.
О том, в каком состоянии находились ценные образцы иконописи, может свидетельствовать еще одна икона — «Рождество Христово» конца XVII века из экспозиции Музея волынской иконы.
Ее передали в 1987 году из Каменя-Каширского, а реставрировала ее художник-реставратор Волынского областного краеведческого музея Лариса Обухович.
Живопись была очень сильно повреждена, что видно на иконе и сейчас.
Но икона просто завораживает выразительностью и гармонией.
Темная пещера и ясли, в которых лежит Богомладенец, запеленатый так, как это делали с новорожденными детьми на Волыни.
Образ Богоматери несет на себе отпечаток византийских канонических иконографических традиций.
Образ же Иосифа сохранился лишь фрагментарно, так же лишь можно догадываться по размещению фигур на иконе о том, что, кроме одного пастуха, могла быть и фигура другого.
Прославляя рожденного Божиего Сына, святые иконы побуждают к осмыслению изображенного события, которое стало началом нашего спасения.
Выпуск газеты №:
№3, (2012)Section
Фото