Перейти к основному содержанию

Секреты «Шоколадного дома»

В бывшем особняке Могилевцева открылась Детская картинная галерея
15 апреля, 18:30

У каждого дома, как и у человека, своя судьба, радости и печали, разворачивающиеся в его стенах. Если пристальнее присмотреться к старинному зданию (ул. Шелковичная, 17/2), то откроются сложные скульптурные композиции над окнами второго этажа, где так оригинально поданы кадуцеи — аллегорические жезлы античного бога торговли и промышленности Меркурия. Эта символика раскрывает род занятий первого хозяина дома — купца Семена Могилевцева. Не так давно над входом в дом появилась вывеска: «Киевский музей русского искусства. Детская картинная галерея». После более чем двадцатилетнего застоя в доме, который киевляне из-за специфического цвета его стен прозвали «шоколадным», началась новая жизнь.

ЕВРОПА ПОД ОДНОЙ КРЫШЕЙ

Тайна дома открывается по мере того, как одну за другой проходишь оригинальные комнаты. Каждая воссоздает определенный стиль — модерн, ренессанс, рококо, мавританский, византийский — то есть, посвящена определенной стране и эпохе. Здание построено по образцу дворцовой архитектуры, где почти все комнаты проходные и практически нет закрытых помещений (это обусловлено его предназначением — проведение приемов).

Центральный зал оформлен в стиле рококо. Белые стены щедро украшены лепниной, где можно увидеть и путти (ангелочков), и скрипку, и нотные станы. Эта комната с большими окнами сделана в лучших традициях бального зала.

Такой интерьер был достаточно подходящим для праздничных событий. Здесь в течение 1960—1980 годов функционировал «Дворец бракосочетаний», где женились и выходили замуж миллионы киевских молодых. По преданию, сам «Шоколадный дом» окутан тайной любовью Семена Могилевцева. Говорят, что ради любимой — одной дворянки — он и построил этот пышный особняк.

По левую руку от зала рококо находится уникальный кабинет, воссоздающий особенную русскую архитектуру — терем. Орнаменты и яркая колористика стен близки к византийскому стилю. Освободившись от наслоений более поздних покрасок (в разных местах от 8 до 15 слоев), стены по стилю теперь достаточно похожи на своды Владимирского собора. И не удивительно, так как обе архитектурные достопримечательности — творения одних рук, тогдашнего главного архитектора города Владимира Николаева.

— Лепнина кабинета почти идентична орнаменту юбилейной пятирублевой купюры царской России 1901 года. Это открытие сделал один из реставраторов дома, художник Анатолий Кравцов, — рассказывает архитектор и реставратор Виталий ШКЛЯР. — Когда мы в 1984 году приступили к реставрации «Шоколадного дома», в подвале, где во времена ЗАГСа действовала фотолаборатория, я нашел снимок, на котором зафиксированы удивительные вещи — мебель была выполнена в стиле каждой комнаты. Например, отделка стульев и диванов повторяла орнаменты соответствующих комнат. К сожалению, практически все эти шедевры на сегодня потеряны и только некоторые экспонаты находятся в музеях города.

Такая мебель, вероятно, находились и в необычной комнате в стиле модерн. Собранная по законам стиля и принципу контраста, она поражает смелостью, как и декоративная роспись на стенах: большие маки и васильки, а также позолоченная лепнина — букеты нарциссов и барвинка. В таком обрамлении на потолке зала привлекает внимание небольшой женский портрет с лилиями, помещенный в медальон. Это точная копия известного плаката Альфонса Мухи — портрета легендарной актрисы Сары Бернар. Несмотря на то, что реставраторы много работали над восстановлением потолка этой комнаты, портрет Бернар сохранился в своем первоначальном виде, и разве что был очищен от более поздних слоев покраски. Вдоль потолка красуется фигура голубого павлина с богатым распущенным хвостом. Комната была предназначена для отдыха дам, здесь обычно раскладывали пасьянс, обсуждали светские и личные новости. Этому способствовала и сама обстановка помещения.

— Особенность этого зала — два модерных витража, которые пришлось восстанавливать из кусочков разбитого стекла, — продолжает рассказ Виталий Сергеевич. — Было предположение, что витражи украшали все окна, потому возникла задумка повторить работы и в других окнах комнаты, однако в 1980-х нам так и не удалось разгадать технологию старинных мастеров и их стекла с окислами металлов, дававшего специфические разводы.

От зала в стиле модерн переходим к прежней столовой, оформленной в стиле ренессанс, это так называемый Красный зал. Стены столовой украшает декоративная роспись с гирляндами фруктов на фоне малинового цвета. Известен один из элементов интерьера столовой — черный буфет в том же стиле, с резьбой на дверцах на библейскую тему «избиения младенцев».

Мавританский зал — небольшой по размерам и примыкает к столовой, главное его украшение — сделанные из гипса резные панели стен. Еще более изысканной, по преданию, была японская комната. Остались воспоминания, что в 1940 году японскую комнату особняка украшали шелковый абажур большой лампы и мягкая мебель, обтянутая шелком, вышитым характерными японскими цаплями и карпами. К сожалению, на сегодня ничего из этой комнаты не сохранилось.

— Можно с уверенностью утверждать, что в доме Могилевцева талант архитектора Николаева раскрылся на полную силу и полностью выражал духовные запросы Семена Семеновича. Это было скорее творческое сотрудничество двух высококультурных личностей, поскольку Могилевцев не мог не увлекаться архитектурным наследием, созданным в городе Николаевым, а архитектор, в свою очередь, восхищался известным меценатом как общественным деятелем, — комментирует заместитель директора Детской картинной галереи Анна ВОЛОДИМИРОВСКАЯ.

Дом был построен в рекордно быстрый срок — за три года. В 1901 году промышленник начал в нем свою работу. Первый этаж дома служил Семену Семеновичу конторой по промышленным делам, второй же этаж, в частности свой русский кабинет, он использовал исключительно для общественных дел. Его дом вошел в историю и тем, что в 1915 году Семен Могилевцев собрал всех выдающихся богатых граждан Киева для обсуждения вопроса мобилизации промышленности для потребностей войны. Тогда здесь был избран комитет во главе с Н. Терещенко и подписана декларация о помощи стране в Первой мировой войне. Собранные средства перечислялись на потребности российской армии.

НЕИЗВЕСТНЫЙ МЕЦЕНАТ КИЕВА

«Вне правил, за выдающиеся достижения перед Родиной», — так обосновал царь Николай І подаренный купцу Семену Могилевцеву чин дворянина (статского советника). Редчайший случай — за исключительно преданную службу.

Семен Семенович переехал в 1876 году в Киев из Брянска. За что бы он не брался, везде добивался успеха. Его слава талантливого купца-деревообработчика первой гильдии (с состоянием больше 1 млн. рублей) нашла и в Киеве достойное продолжение. На Подоле Могилевцев открыл паровую лесопилку. С 1880 г. Семен Семенович занимает ответственные должности. Его избрали членом Киевского сиротского суда, потом гласным городской думы, директором-казначеем городского кредитного общества, председателем Киевского биржевого комитета, председателем совета старшин Киевского российского купеческого собрания.

Деловая деятельность Могилевцева сопровождалась щедрым меценатством. С позиций нашего времени можно поместить этого выдающегося деятеля в плеяду известных киевских меценатов Терещенко, Ханенко, Бродских и других, благодаря которым у Киева появилось высококультурное лицо. С деятельностью Семена Семеновича связан ряд проектов, без которых не невозможно себе представить современный Киев. Одно из самых больших достижений — Дом учителя, который возводился как Педагогический музей. На его строительство Могилевцев выделил полмиллиона рублей (!), чем поразил весь город невиданной щедростью (для сравнения: 2 коп., на то время, стоила буханка хлеба, а 5 рублей — корова). На эти средства архитектор Павел Алешин и построил по своему оригинальному архитектурному замыслу Педагогический музей.

Вообще, общественная работа Могилевцева была ориентирована на поддержку и развитие педагогики, повышения уровня воспитания и образования. Об эрудированности и высокой культуре первого хозяина «Шоколадного дома» свидетельствует и тот малоизвестный факт из истории Киева, что именно Семену Семеновичу пришла идея осветить, используя электричество, крест памятника святому Владимиру (на Владимирской горке) как символ света христианства. Задумку он и немедленно реализовал, профинансировав проект. Это, кстати, описал Михаил Булгаков в «Белой гвардии».

ВОЗВРАЩЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЛИЦА

Во времена деникинцев дом очень пострадал — мебель, библиотека (10 тыс. томов по истории искусств) шли на отопление или безжалостно уничтожались, тогда же и срезалась ценная обшивка стен в некоторых комнатах. Потом дом пережил переоборудования и ремонты, в результате чего потерялось его уникальная отделка. Например, в 1930-х здесь находилась резиденция Лазаря Кагановича. По его указанию часть дома — а именно ренессансный и византийский залы — была окрашена черным цветом, а окна прикрывали черные завесы!

В 1984 году «Шоколадный дом» перешел на баланс Кабинета министров. Здесь планировалось организовать дом приемов и вернуть постройке его первоначальное лицо.

— Когда мы приступили к реставрации, ни от живописи на стенах, ни от лепнины или позолоты не осталось и следа: под многими более поздними наслоениями нас встретила разруха и серо-голубые стены. Объем реставрационных работ был большим, однако после реставрации Мариинского дворца нам уже ничего было бояться, — смеется Виталий ШКЛЯР, получивший Шевченковскую премию за работу над дворцом. — После обмеров, фотофиксации и зондажей оказалось, что в залах в стилях модерн и византийском под наслоениями красок есть живопись и позолота.

Когда работа была в полном разгаре, пришло указание сверху — свернуть реставрацию. Дом передавался на баланс Дворца пионеров. И в «Шоколадном доме» появился шахматно-шашечный клуб. Тогда никто не считался с состоянием дома. Виталий Шкляр обратился к дирекции Дворца пионеров с предложением хотя бы локально продолжить реставрационные работы. Естественно, что у детской организации средств на такие потребности не было. А между тем крыша протекала, балки перекрытий нуждались в капитальном ремонте, подвал разъедал грибок. Поддержка нашлась в управлении культуры (Людмила Пономарева и Николай Безверхий похлопотали о передаче дома на баланс Управления культуры города Киева с переоформлением в Детскую картинную галерею), а реставрация дома заручилась государственной поддержкой.

— Тогда-то и закипела работа в доме. Объединение «Укрреставратор» во главе с Николаем Орленко и художницей Инной Дорофеенко направило сюда лучших специалистов. Первое, что было сделано — укрепление балок перекрытия дома по уникальной технологии. Под руководством конструктора Любови Шевчук уже прогнившие деревянные балки перекрытий были усилены железными балками. Именно тогда началось открытие первоначальной росписи дома. Приходилось постепенно сантиметр за сантиметром снимать до 20 слоев известки и красок. Обнаружили и следы сбитой лепнины, которую возобновляли по образцу открытого фрагмента. И сейчас могу заверить киевлян, что где-то на 90 % нам удалось воспроизвести росписи дома времен Могилевцева.

Домик был «шоколадным» еще со времен возведения. Как доказали многочисленные химические анализы, все наслоения красок были коричневыми со всевозможными оттенками. Нужно отдать должное архитектору за удачное цветовое решение, ведь именно цвет объединил перегруженный декор фасада в единство, а образованные объемными элементами светотени воспринимаются достаточно органично.

Чернобыльская катастрофа в 1986 году значительно урезала финансирование на реставрацию дома и, хотя незначительные работы по возобновлению еще проводились, постепенно и они прекратились. С того времени, и практически до этого года дом стоял в запустении.

ДЕТСКАЯ СКАЗКА

Вторую жизнь в дом вдохнул генеральный директор Киевского музея русского искусства Юрий Вакуленко. После перехода дома на баланс музея, он взял на себя смелость открыть галерею в не до конца отреставрированном помещении. И не прогадал, ведь только киевляне услышали об открытии любимого дома, как к «шоколадному» потянулись активисты — музыканты, общественные деятели и простые киевляне с желанием помочь дому ожить. На хрупкие плечи директора Детской картинной галереи Татьяны Скирды сегодня легла масса работы по поднятию дома из разрухи, причем без соответствующего финансирования.

Кроме постоянно действующей картинной галереи планируется проводить здесь лектории по истории искусства, а также устраивать творческие студии и мастер-классы по мультипликации. Работники галереи хотят посетить родину Могилевцева — Брянск, чтобы собрать больше информации о жизни Семена Семеновича. Вместе с тем, есть идея открыть небольшой музей истории «Шоколадного дома», с информацией о реставраторах и сподвижниках, приложивших усилия для восстановления дома. Им хочется, чтобы «Шоколадный дом» стал местом праздника, открытым для интересных предложений, идей. А впоследствии, чтобы превратился в Международный центр творчества.

В подтверждение этих слов, когда «День» находился в доме, произошла еще одна приятная неожиданность — пришла скрипачка, предложив на общественных началах давать концерты для восстановления «Шоколадного дома». И действительно — мелодия скрипки так естественно звучала в зале рококо, оживляя веселых ангелочков на его стенах.

СПРАВКА «Дня»

«Шоколадному дому» пришлось прочувствовать на себе все перипетии истории Украины. Семен Могилевцев умер в 1917 году. В течение 1917—1918 гг. здесь проживал министр внутренних дел Украинского государства Игорь Кистяковский — ученый-правовед из семьи выдающихся украинских законодателей и физиков. В 1925-м особняк был передан для научных работников ВУАН. Здесь в 1929—1930 годах жил Матвей Яворский, академик ВУАН, заведующий историческим отделом Института марксизма-ленинизма ВУАН. Позже — в 1927—1934 годах в особняке в квартире № 6 проживал известный украинский археолог, историк искусства и музеевед профессор Николай Макаренко, единственный из состава Всеукраинского археологического комитета выступивший против снесения Софийского собора. За что и поплатился жизнью в 1934 году. В этом же году дом реконструирован по проекту Павла Алешина и передан НКВД. О том, что в то время там происходило, и какие пытки использовались во время допросов, знают только стены дома.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать