Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Золото от медного молотка...

Государственные драгоценности готовят к продаже
20 июля, 21:20

Кандидат технических наук Анатолий Швачка был довольно известным специалистом оборонной промышленности. Но когда она почти прекратила работать и, соответственно, уменьшила потребности в драгоценных металлах, ему предложили возглавить Государственное хранилище драгоценных металлов и драгоценных камней. Именно вчера, когда для «Дня» при любезной помощи Минфина была устроена экскурсия в это государственное учреждение, которому исполнилось семь лет. И если ранее хранилище пополнялось довольно безжизненно — приблизительно на 500 тысяч гривен в год, то с 2005 года, когда в государстве начали известную акцию под названием «Контрабанда — стоп!», объем годовых поступлений превысил десятки миллионов.

Выясняем, откуда берется в государстве Украина, которая пока не разрабатывает в большом масштабе собственных золотых месторождений и кимберлитовых трубок, такое богатство. Швачка называет главными источниками драгоценностей правоохранительные органы. На первом месте — СБУ, а далее таможенная служба, прокуратура, МВД... Кроме того, так называемый утиль золота и других драгоценных металлов поступает от промышленности. Директора Госхранилища радует, что в последнее время именно она и выявляет все больший спрос на ценную номенклатуру — следовательно украинский хай-тек становится на ноги. «Палладий, родий, платина очень привлекают предприятия химической промышленности, они дают государству даже больше доходов, чем золото. Рентабельность больше 30—40%, — говорит Швачка, — а нам в прошлом году удалось организовать изготовление соответствующих изделий на Приднепровском заводе цветных металлов. там рентабельность почти 100%». Потребителями тут являются космическая отрасль, черная металлургия, такие предприятия как «Турбоатом» и «Мотор-сич», выпускающие мощные двигатели и турбины. Но, конечно же, самым большим покупателем Госхранилища выступают четыре больших ювелирных предприятия Украины (их потребности удовлетворяются лишь частично и остальное им приходится покупать за границей), а также многочисленные субъекты предпринимательской деятельности, имеющие соответствующие разрешения.

За семь, а точнее шесть с половиной лет, поправляет себя Швачка, отмечая, что в первое время не было даже своего помещения. Украинский «Гохран» или же «Алмазный фонд» (на такие условные названия он совсем не претендует, потому что в России драгоценности собирались веками со всей империи, а мы начали практически с ноля) настолько окреп, что получил возможность устроить из части изделий, хранящихся тут, первый в нашей стране аукцион драгоценностей. (Соответствующую инициативу проявил министр финансов Виктор Пинзеник). Это, может, еще не всемирно известный Сотби, но кто знает, чем закончится знаменательное для нашего государства событие, которое должно состояться 15 сентября. (Возможно, подобный аукцион устроит и Нацбанк, который также собирает драгоценности). Тем более, что в результате аукциона хранилище, которое сейчас получает бюджетную поддержку на закупку всех своих богатств, может превратиться в самостоятельную прибыльную организацию... Швачка такой возможности не исключает, хотя ни он, ни его сотрудники с этим пока что не спешат: нужно посмотреть, как пройдет первый и последующие аукционы...

А правила там очень просты. Покупателями могут быть отечественные и иностранные юридические и физические лица. (Для первых условием является лицензия на работу с драгоценными металлами, которые в Украине выданы более двух тысяч, а остальным придется покупать через брокеров, список которых уже сегодня можно увидеть на сайте www.gold- auction.com). Будет управлять всем аукционный комитет, который уже определил цены лотов. «Стартовая цена, — объясняет Швачка, — определялась с учетом внутренних рыночных цен, но это — нижняя черта коридора. Это мы делаем для того, чтобы привлечь участников. А далее уже все будет определять спрос. Расчеты осуществляем на основании курса, который устанавливает на драгоценные металлы Национальный банк Украины, но подробно анализируем и состояние цен на Лондонской бирже. По нашим прогнозам международные рыночные цены на время аукциона будут в пределах, которые позволят нам успешно провести продажу».

За беседой в кабинете директора прошел почти час, и все это время автора непрерывно мучила мысль о том, чтобы увидеть наконец сокровища, которые вскоре пополнят частные коллекции или же украсят украинских и, не исключено, зарубежных красавиц.

И вот мы с директором у ярко освещенных витрин. То, что там выставлено, честно говоря, описанию не поддается. Думаю, даже постоянные посетители ювелирных магазинов должны быть готовыми к тому, что, увидев, потеряют сознание. Вот лот (всего их подготовлено 43) из четырех бриллиантов массой в один карат каждый. Стартовая цена — 54 тысячи гривен. Рядом (пока что в запакованном виде) бриллианты меньших размеров, пользующиеся спросом у производителей ювелирных изделий. А вот огромные, размером приблизительно с пятикопеечную монету, разноцветные топазы причудливых кристаллических форм. Как объяснила консультант хранилища Екатерина Яценко, один из них, который я назвал бы золотистым, а она — оранжевым, весит 200 каратов. Но рядом был и голубой — почти такого же веса. Следующий лот — зеленые изумруды. Тут же китайский и малайзийский жемчуг, а также довольно большие мусениты — искусственные бриллианты, которые по своим характеристикам мало чем отличаются от естественных, но намного дешевле... Поэтому, покупая бриллианты, советует Швачка, обязательно требуйте заключение гемологического центра. Чуть ниже — эксклюзивные изделия из отечественного (ровенского) янтаря. А на другой полке — изделия из золота, содержащие ценные камни: бриллианты, изумруды... А некоторые изделия комиссия решила выделить в эксклюзивные лоты. И действительно, таких не увидишь ни в одном ювелирном. «Их стартовая цена, — говорит Швачка, — от 10 тысяч гривен и выше, потому что они содержат много бриллиантов и сапфиров». А вот гарнитур, включающий колье, сережки и перстень. Он был конфискован при незаконном пересечении границы, а сделан в Италии. Рядом платиновый перстень, украшенный более чем сотней бриллиантов. Его стартовая цена 5 тысяч гривен. Цены, конечно же, учитывают и стоимость работы ювелиров. Как отмечает Швачка, ювелирным магазинам будет выгодно покупать эти изделия на аукционе. И тут же переходит к часам с корпусами из золота, которые были недавно конфискованы на Бориспольской таможне. У них старт — 25 тысяч у.е., у других — с платиновым корпусом и механизмом одной очень известной фирмы — 35 тысяч. Остальные — по 20 тысяч у.е. «Это эксклюзивные вещи, которые, — надеется Швачка, — легко найдут на аукционе своего хозяина».

А на прощанье «хозяин» Госхранилища заверил, что ни одно из изделий, выставляющихся на аукцион, никогда не сталкивалось с криминальной средой. По его словам, такие изделия он бы никогда не стал продавать, потому что сам видел, что с ними происходит во время термической обработки. А у тех, что будут выставлены, — хорошая аура, присущая тем или иным драгоценностям.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать