Газ и будущее
«Спекулятивный элемент ожидания роста цены будет исчезать», — эксперт![](/sites/default/files/main/articles/10022017/14gaz.jpg)
В Украине сейчас обсуждается и критикуется как учеными и экспертами, так и практиками Энергетическая стратегия до 2035 года и реализуется Концепция развития газодобывающей отрасли, предусматривающая самообеспечение cтраны газом уже к 2020 году. Думается, эти важнейшие документы следует формировать и выполнять также с учетом мировых тенденций в энергетике. О них «День» узнал от известного специалиста по добыче углеводородов из американской компании Petroskills Искандера ДИЯШЕВА.
НЕФТЬ РЕАЛЬНАЯ И БУМАЖНАЯ
«До момента, когда мир начнет обходиться без нефти, — уверен ученый, — пройдет еще довольно много времени». Сколько? «Нефтегазовым компаниям и энергетическим агентствам, оценивающим добычу, потребление, цены, присущи элементы стандартного мышления. Нефть и газ, по их мнению, являются ограниченными ресурсами. К тому же мы находим эти ресурсы в труднодоступных областях, поэтому их (ресурсов) себестоимость разведки и добычи растет, следовательно, цена тоже должна расти». Это первый тезис, говорит Дияшев, а второй состоит в том, что общество должно быть готово платить, поскольку не имеет реальной альтернативы. При этом он отмечает, что предлагаемые сейчас альтернативные источники энергии слишком дороги и находятся на той стадии развития, что соответствующие технологические решения невозможно быстро масштабировать. Нефтегазовые компании, по его словам, предполагают, что такое масштабирование будет ограничено еще в течение 30—35 лет.
«Мы, как правило, прогнозируем линейно, — отмечает Дияшев, — а потом появляются факторы, которые опровергают эти прогнозы». В начале 70-х годов прошлого века, рассказывает он, Римский клуб опубликовал брошюру, или, скорее, памфлет, из которого следовало, что мир потребляет все больше ресурсов, и в какой-то момент мы исчерпаем возможности наращивания экономики за счет роста и потребления энергоресурсов, и наступит серьезный кризис — обрушение экономического развития. Этот памфлет очень интересно читать сейчас, потому что предсказания должны бы уже сбываться. А некоторые все-таки сбываются.
ВЫСВОБОДИШЕЙСЯ В США ЭНЕРГИИ БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ИНДИИ
Основы благосостояния нефтяников начала ХХІ века заложила книга Мэттью Сименса, советника по вопросам энергетики и геополитики президента США Джорджа Буша-младшего, рассказывает Дияшев. Буш уверял, что в Саудовской Аравии кончается нефть. «Он говорил об этом публично, широко и убедительно, — вспоминает эксперт. — Масс-медиа и инвестиционное сообщество прониклись этой идеей. В результате контракты на поставку нефти перестали быть договорами только о поставке. Они стали финансовыми инструментами, которые должны дорожать в будущем. И произошла удивительная вещь: реальной, или так называемой мокрой, нефти тогда торговали многократно меньше, чем бумажной. Соответственно, цены оторвались от фундаментального баланса спроса и предложения. И мы получили всплеск цен. А нефтяники заработали огромные деньги».
Их реинвестировали в разработку технологий, в частности, в добычу низкопроницаемых запасов, в шельфы морей, что обеспечило рост добычи, в том числе и в тех регионах, где она уже долгое время падала. Это был очень дорогостоящий эксперимент, в ходе которого сравнивались две теории — ограниченных ресурсов и треугольника, или пирамиды ресурсов. Последняя утверждала, что нефти и газа в недрах Земли бесконечное количество для практических целей. Вопрос только в технологиях и в ценах. «Для каждого уровня цены будут подбираться технологии, которые позволят извлекать все большее и большее количество запасов, — пересказывает Дияшев выводы американских коллег и добавляет: — Этот дорогостоящий эксперимент продолжался 15 лет и доказал свою состоятельность. В США выросли добыча нефти и газа из тех. запасов, которые были известны, но не разрабатывались».
ЭПОХА ВЕЛИКОГО СОРЕВНОВАНИЯ
Один из фундаментальных прогнозов, который всегда считался правдивым и служил основой всех прогнозов роста экономики, заключался, по словам ученого, в том, что мир будет потреблять все больше и больше энергии из ископаемого топлива. «Но на самом деле мы видим очень интересную тенденцию, — отмечает Дияшев, — в странах развитой экономики ее рост продолжается, несмотря на то, что потребление нефти, газа и угля, и потребление энергии в целом сокращается. В развивающихся странах есть цифра примерно в 25 тысяч долларов (по паритету покупательной способности) за тонну нефтяного эквивалента на душу населения. До этой цифры рост экономики очень хорошо коррелирует с ростом потребления энергии. После нее эти две тенденции расходятся: рост ВВП продолжается, но потребление энергии или стабилизируется, или падает».
«Так что, например, в Китае, — продолжает ученый, — будет наблюдаться, скорее всего, тенденция к замедлению роста спроса на энергоносители. В развитых странах — США, Франции, Германии, Великобритании — везде тенденция стабилизации и затем падения потребления электроэнергии. А ВВП продолжает расти. Высвободившейся в США энергией можно обеспечить экономический рост Индии. И это несмотря на то, что соотношение населения в этих странах 1:5».
Сегодня и в развивающихся, и в развитых странах наблюдается устойчивая тенденция к падению потребления энергии на доллар ВВП, рассказывает Дияшев. Таким образом, эффективность энергии растет. За последние 40 лет энергоэффективность выросла в мире примерно на порядок. «Мораль тут такая: наш стандартный взгляд на мир, заключающийся в том, что по мере роста мировой экономики будет расти и энергопотребление, не совсем правильный». «На мой взгляд, мы сейчас входим в эпоху великого соревнования между различными источниками энергии, — подчеркивает ученый, — и в эпоху обилия энергии. И самое главное, что итог этого соревнования известен: уже понятно, что должно произойти. Вопрос в том, когда это случится, и сколько будет длиться это соревнование».
ИНДЕКС АКТИВАЦИИ ДОБЫЧИ
«Оценки ресурсов нетрадиционных углеводородов в мире показывают, по сути, бесконечный объем ресурсов, — отмечает доктор наук. — Для нас нет большой разницы, осталось ли нам 150 или 300 лет потребления таких ресурсов, — для практических целей это одно и то же. Соответственно, в ценообразовании должен исчезнуть элемент ожидания роста цены за счет дефицита ресурсов. И главным в ценообразовании должна стать базовая стоимость, базовая ценность энергии. Когда мы изучаем эффективность вложения средств в те или иные проекты в энергетике, в нефте— и газодобыче, мы должны понимать, что в добыче нефти и газа будет исчезать спекулятивный элемент ожидания роста цены».
«Также очень важно, что произошел удивительный прогресс в технологии добычи нефти и газа — его обеспечили гидроразрыв пласта и горизонтальное бурение, — констатирует Дияшев. — Но для нетрадиционных ресурсов накопленная средняя добыча на одной скважине остается небольшой. А сколько денег потребуется для создания дополнительного потока добычи в один баррель в сутки? Статистика США показывает: индекс активации добычи на один баррель в сутки — на скважине, которая пробурена за миллион долларов и дала стартовый дебит в 100 баррелей в сутки. Индекс активации добычи тут будет равен 10 тысячам долларов на баррель в сутки. А если скважина дала не 100, а тысячу баррелей, то индекс уже составил только одну тысячу долларов на баррель в сутки. Имеем энергию, деленную на время, то есть мощность. Так у нас появляется механизм прямого сравнения капитальных вложений на создание единицы мощности. Получается, что скважина — это маленькая электростанция. И традиционные источники электричества можно сравнивать с нетрадиционными».
Это сравнение позволяет понимать перспективы нефтегазовой отрасли, объясняет ученый. Он уверен, что по мере роста цены и развития технологий можно будет все больше и больше наращивать коммерческую добычу нетрадиционных углеводородных запасов разных типов (низкопроницаемая нефть или газ, метан угольных пластов, сланцевый газ и т.д.). Причем, по словам Дияшева, резкие всплески цены, в том числе особенно в начале ХХІ века, приводят к качественным изменениям. Либо к созданию новой альтернативной индустрии, либо к серьезным изменениям тенденций, которые были раньше.
В США потребление энергии на душу населения росло, но после 70-х годов тенденция пошла на понижение и остается такой же более 40 лет, рассказывает доктор наук. Цена на газ, по его мнению, уже показывает наше будущее. Когда в США началась активная разработка нетрадиционных запасов газа и выработалась рыночная цена на газ, она оказалась существенно ниже, чем в других странах. По мере того, как нетрадиционная революция в добыче будет двигаться из США в остальные регионы мира и будет происходить революция в использовании альтернативных источников энергии, цена на газ и нефть будет иметь долговременную тенденцию к падению, прогнозирует Дияшев.
СПРАВКА
Искандер Дияшев работает инструктором в компании Petroskills с 2008 года. Он ведет курсы по основам нефтяного дела, а также по повышению уровня оценки запасов нефти и газа, анализу гидродинамических исследований скважин и разработки газовых месторождений.
Ранее работал на различных инженерных и руководящих должностях в компаниях S.A. Holditch and Associates, Schlumberger, Сибнефть, НРК-Технология.
Имеет степень доктора наук по нефтяному инженирингу Texas A&M University и степень бакалавра и мастера по физике МФТИ.
Выпуск газеты №:
№23-24, (2017)