Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Глобальные проблемы в зеркале местных

Председатель Черниговской облгосадминистрации Владимир Хоменко: «Не будет школы — нет села»
27 ноября, 18:38

— В нынешнем году Черниговщина соберет наиболее весомый, во всяком случае за послевоенный период, урожай: ожидаем более двух миллионов 100 тысяч тонн зерна. Теперь бы с умом распорядиться таким добром.

По моему мнению, такой хороший урожай даст возможность предметно говорить с сельхозпроизводителем о переориентации на работу в условиях членства в ВТО, приобщать к глубокой переработке сырья на месте, в области. Должны не только зерном как сырьем торговать, а наращивать объемы производства. Считаю, дальновидный хозяин увидит здесь привлекательную собственную перспективу.

Неплохими были и итоги девяти месяцев, потому что все экономические показатели имеют позитивную динамику. Можно говорить о том, что и средняя заработная плата повысилась в сентябре, например, на 37 %, и средняя пенсия увеличилась до 785 гривен, но конкретного человека с его проблемами не утешат даже самые красивые цифры — его беспокоит личное.

«ПОНЯТИЕ «ПРОФИЛАКТИКА» ДЛЯ СЕЛЬСКОЙ ГЛУБИНКИ НЫНЧЕ НЕЗНАКОМО»

— Где, по вашему мнению, сегодня наиболее острые проблемы?

— Медицина и дети. Знаете, почему-то стесняемся признать: у нас на селе появился новый класс рабов. Это родители взрослых детей. Они по-настоящему никогда для себя не жили. Молодость отдали колхозам, без выходных и праздников. Вырастили, выучили детей, рвали жилы, чтобы купить им в городе хотя бы полквартиры. А здесь уже и внуки осваивают тот же обычный путь — нужно и им помочь, выучить, дать крышу над головой. Вот и тянут хозяйство неподъемное уже немолодые труженики. В больницу обращаются тогда, когда уже нет сил подняться, или совсем шаг сделать нельзя.

Стыдно об этом говорить, но понятие «профилактика» для сельской глубинки нынче незнакомо. Когда был на выездном приеме в Срибнянском районе, убедился: современная медицина больнее всего бьет того, кому она больше всего необходима. Спрашиваю фельдшера ФАП: «Сколько у вас на учете больных туберкулезом?» Отвечает — пятеро. — А когда проверяли? — Пять лет тому назад флюорограф приезжал. С тех пор ни разу специалист не осматривал! С отдельными врачами-специалистами не просто проблема, а беда — нет анестезиологов, урологов не только в Серебряном, а еще в трех районах. Какое будет здоровье у механизатора, животновода, водителя, если их уролог осматривал так давно, а точнее сказать, никогда?

Поэтому мы поставили перед собой цель — в 2008 году обеспечить все участковые больницы специализированным транспортом. Теперь имеем 55 новых авто, из которых 35, кстати, приобретены за счет областного бюджета. Всего израсходовано 3,7 миллиона гривен. Но это дает возможность перейти на новый механизм, когда не больной в критическом состоянии добирается к врачу, а врач ежеквартально планово осматривает, постоянно занимается профилактикой заболеваний.

Следующим логическим этапом будет внедрение медицинских округов или центров — назовите, как хотите. Например, разместить такой в Прилуках. Он будет обслуживать прилегающие Ичнянский, Срибнянский, Талалаевский, Варвинский, конечно, Прилуцкий районы. Еще несколько мощных учреждений оснастить современными технологиями и техникой можно на севере и в центре области. Должны создать там такие условия, чтобы больной знал: его осмотрят и пролечат специалисты всех направлений. Обустроить операционные, позаботиться о новом оборудовании, обеспечить комфортные условия для пациентов — вот конечная цель. Хорошо было бы создать таких три—четыре центра, ведь наша область большая, расстояния немалые. Таким образом мы приблизим к людям необходимые им специализированные разнопрофильные услуги.

Сейчас система первичной помощи, наиболее приближенная к людям, свой запас исчерпала. Например, содержим свыше семи сотен

ФАПов. По нормативам они должны функционировать в селах, где от 300 до 1000 жителей. Таким требованиям отвечает только незначительная часть пунктов медицинской помощи, потому что у нас малолюдные села, хутора. Сложно найти специалиста в глубинке, да еще и на полставки. ФАПы закроем, а что взамен?

Не секрет, что чем дальше от центра, тем более бедная медицина. 85,8 % расходов в районе приходится на заработную плату и энергоносители. А что остается на питание, покупку оборудования, например, в участковой больнице, сельской амбулатории? С лекарствами даже в районных медицинских заведениях не густо — ежедневно на больного приходится меньше трех гривен. Какая эффективность такого лечения? Хотелось, чтобы свое слово здесь сказали профессионалы-медики, высказали мнение руководители общин и территорий — как обеспечить пристойную и гарантированную медицинскую помощь.

НА ПЕРСПЕКТИВУ

— В нынешнем году в социальную сферу — на здравоохранение, образование, социальную защиту, физическую культуру и спорт местные бюджеты направили на треть больше средств, чем в прошлом. На поддержку культуры и искусства, например, расходы выросли наполовину. Кажется, существенные финансовые вливания. Но, по моему убеждению, без кардинального реформирования именно этих уязвимых сфер, заметных сдвигов не достигнем. Объясню на болезненном для Черниговщины примере так называемой оптимизации школьной сети — проще говоря, на закрытии малокомплектных школ.

У нас верно говорят — не будет школы, нет села. А если школа «с удобствами во дворе», без интернета и преподавателей иностранного, информатики? Какое будущее у ее выпускников? Как, кстати, и у того же села...

— Так много ли выиграем, когда будем свозить школьников автобусами в одну школу? Все равно в нынешнем году закрыли на Придесенье еще полтора десятка школ...

— Но впервые за последние годы две новые построили. И какие! На перспективу, с запасом. Но если откровенно, то не о деньгах нужно говорить, хотя и их не лишнее считать. Имеем три десятка школ, где меньше десятка учеников. Еще свыше 40 % — малокомплектные школы, в которых один учитель преподает три предмета и три класса могут сидеть вместе. Так вот, расходы на одного школьника в таких учебных заведениях достигают шести тысяч гривен, а в полномерной школе — втрое меньше.

Но, подчеркиваю, не только в арифметике проблема. Если бы в таких условиях удалось дать выпускникам конкурентное образование, то можно было бы и не говорить о деньгах. Считаю, мы выбрали наиболее приемлемый вариант — создать опорные учреждения. На Черниговщине определили 101 такую школу. Предусматривалось, что современные бытовые условия позволят детей не только учить, а и развивать, воспитывать, заботиться о здоровье. Столовая, спортзалы, электронные учебники и доступные библиотеки станут обычными не только для детей, а и для учителей.

Под такую программу Мировой банк предоставил солидный кредит. Наша область рассчитывала на 30 миллионов гривен, запланировали модернизировать три десятка школ. Министерство образования централизовано провело тендер (кстати, выиграла его какая-то ровенская фирма). Об опорных округах с базовыми школами говорили все чиновники от образования, писали газеты, но деньги так и не поступили.

Такие же непонятные преграды возникли на пути рекламированной компьютеризации. Но любой ценой планируем оборудовать в области 141 специализированный класс. И будем инициировать областную программу обеспечения лицензионным программным продуктом.

Сегодня на 95% потребность в школьных автобусах уже удовлетворили. В нынешнем году еще девять «Богданов» получим по государственной программе, десяток купим за местные деньги. Таким образом в каждом районе будет чем детей подвезти.

Конечно, на пути образовательных реформ широкое поле для приложения усилий. Например, говорим об опорных школах, внедряем тестирование, отменяем льготы или наоборот, вводим особые правила приема в вузы — а где законодательная база для новаций? Ни одним законом не предусмотрено. И таких «глухих углов», к сожалению, становится больше.

«В ПОЧЕТНОЙ ТРОЙКЕ»

— Вероятно, одна из них — коммунальная сфера. В осеннюю пору всегда говорим о подготовке к зиме, проблемах в ЖКХ и законодательных недочетах на пути к реформированию отрасли.

— Одно из самых главных заданий исполнительной власти — обеспечить людям нормальные условия жизни и труда. Все остальное они сами обустроят. Без преувеличения скажу: системные усилия власти дают позитивный результат. Чернигов остался в завидной почетной тройке городов, где сутками и в течение всего года подается горячая вода. Областной центр — в этом достойный пример для районов. Хотя, конечно, даются такие результаты нелегко, особенно там, где скромный бюджет. Например, в прошлом году приняли от Министерства обороны котельную в Гончаровском Черниговского района. Ее ремонт и подготовка к работе стоят свыше 10 миллионов гривен. Военные денег не нашли, котельную передали только с третьей частью нужных средств. В нынешнем году молят: возьмите от нас и сети! Чтобы их починить, отремонтировать, нужно еще 18 миллионов. Опять обычная уже просьба — правительство денег не дает, за счет местного бюджета придумайте что-нибудь. А у нас субвенцией на социально-экономическое развитие области всего 30 миллионов предусмотрено — взять дополнительные миллионы негде. И если в государстве запланировали на коммунальное хозяйство 6,5 миллиарда, а отдали сотую часть, то и соответствующий будем иметь результат.

— Если говорить о планомерной работе, так сказать, на перспективу, то удается ли ее наладить?

— Пытаемся, но не сразу все получается. Посмотрите: у нас существуют десятки региональных программ — от обеспечения лекарствами до поддержки местной прессы. Подробных, необходимых. Но ни разу советы, которые их принимали, системно эти документы не анализировали — что получилось, какой результат, где нужно внести коррективы? Все целевые программы базируются на возможностях бюджета области, который, как речка, наполняется бюджетами территорий. И вот здесь вижу серьезную проблему. Из 594 бюджетов области по итогам девяти месяцев к плановым показателям не приблизились 42. Налоговые долги в местные бюджеты, хоть и уменьшились, но достигают 11,2 миллиона гривен. Все это — наши нереализованные планы. Вместе с тем, причины невыполнения бюджетов сельскими советами, например, тоже вовремя не становятся предметом рассмотрения депутатов. Конечно, анализировать, искать пути выхода сложнее, чем констатировать факт. Но я убежден, тянуть тяжелый воз проблем области необходимо изо всех сил и всем вместе. Мест для приложения усилий хватает. При добросовестном отношении к собственным обязанностям, соблюдении законов и желании, могли бы работать эффективнее.

Понятно, что наши проблемы не глобальные, может, для кого-то и мелковатые, но людей именно они донимают больше всего. У нас огромные запасы торфа, а порядка в его использовании нет. Это — местное сырье, местный ресурс и беспокоиться о нем нужно местной общине. Не перекраивать субвенции в угоду политическим братьям и сестрам или искать инвесторов по заграницам в то время, когда они спешат к нам, а настойчиво работать в родной области.

— Владимир Николаевич, а на что вы как глава администрации никогда не жалеете денег?

— А их, наверно, никогда не бывает так много, чтобы на все хватило. Но старым и малым выделяем в первую очередь. А еще на помощь талантливым людям. Сколько одаренных детей, самобытных художников у нас на Придесенье! Вот недавно встречался с почетными гражданами Чернигова, народным художником Владимиром Емцем и заслуженным деятелем искусств Любомиром Боднаруком. Знаете, о чем шла речь? Владимир Владимирович создал галерею портретов известных земляков. Такой, я уверен, сегодня в Украине больше нет. Актеры и преподаватели, художники и подвижники культуры, одним словом, цвет интеллигенции нашего Сиверского края. А почему бы не найти помещение и не сделать отдельную галерею? Разве она не прославила бы Черниговщину, не стала бы достойным упоминанием и о людях, и о художнике, который их изобразил? Думаю, городской власти стоит подхватить интересную идею.

О будущем уникального хора говорили мы с Любомиром Боднаруком. Таким встречам рад, пытаюсь выкроить время. И болезненно воспринимаю, когда заезжие критики дают советы наподобие: «Кому нужны Батурин или Круты?». Нам, жителям Полесья, нашим детям! Черниговщине повезло, что к сохранению ее памятников приобщилось государство. Собственными силами немного могли бы сделать. Сегодня рано оценивать — нужно или не нужно реконструировать, восстанавливать исторические места. Давайте сбережем их — тогда будет хотя бы существовать предмет для исследования и дискуссий. Не забывайте: кто выстрелит в прошлое из пистолета, тому будущее ответит выстрелом из пушки.

Поэтому в следующем году буду добиваться, чтобы на реставрацию и партизанского «Лесограда» на Щорсовщине, и на завершение музея в Крутах, и на создание заповедника в Любече, что в Рипкинском районе, были запланированы средства. Это все наша история, которую не зачеркнешь и не забудешь.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать