Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Оксана БИЛОЗИР: «Теперь каждый министр — политик в своей сфере»

17 февраля, 19:31
ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

Наша встреча с министром культуры и искусств состоялась на восьмой день после назначения Оксаны Билозир на эту должность. По словам Оксаны Владимировны, «семерка — число божьей полноты, а восьмерка — число божьего начала». Сегодня, считает она, каждый из новых министров уже нарисовал для себя реальную картину своей отрасли и определился с системой реформ, в которых она нуждается.

«В КУЛЬТУРЕ ДЕНЕГ МНОГО!»

— Оксана Владимировна, какой основной круг первоочередных проблем вы для себя определили? И с помощью каких рычагов собираетесь их решать, ведь культура как финансировалась, так и продолжает финансироваться по остаточному принципу?

— Я начну с последнего вопроса о средствах. Вы знаете, у нас в Украине известные артисты прекрасно живут. Они суперобеспечены. Имеют шикарные дома, дачи, машины и другие блага. Чем ближе к первым лицам, тем богаче. Возникает вопрос: а почему никто тех денег не видит? Почему из тех денег никто никогда не платил налогов? Так вот, в культуре денег много! А Министерство культуры и искусств всегда было только бюджетным комитетом, который распределял средства для того, чтобы выполнить те или другие задачи в области культуры. И в основном на Минкульт возлагались сугубо регулятивные задачи. Часто лозунги бывших руководителей нашего государства были только политическими декларациями. А почему? Потому что не было системы, которая могла бы их реализовать. И не ставили никогда задач в области культуры. У нас культура никогда не была приоритетом. Она всегда финансировалась по остаточному принципу. И никто из руководителей не интересовался ею. Главное — чтобы меньше было претензий с ее стороны к власти. Как у нас говорят на Львовщине, «мастіть собі голову, як хочете». Чтобы было меньше проблем и предложений — справляйтесь сами.

Сейчас перед Министерством культуры и искусств и перед всей нынешней системой новой власти стоит задачи самоорганизации своей работы. Нужно изменить всю инфраструктуру. Кто и когда говорил, что в культуре существует инфраструктура? Говорили, что у нас есть виды искусств. Подождите, но ведь они как-то взаимодействуют между собой. Что такое инфраструктура? Это административно-территориальная реформа, бюджетная составляющая, если она будет выстроена по вертикали. Например, сегодня у нас существует единственный культурно-художественный центр на 48 миллионов, и это — Киев. Сегодня художнику, где бы он ни жил, чтобы себя реализовать, нужно ехать в столицу. Он должен вырваться из своей среды, семьи, друзей, дома, вырвать себя с корнями и ехать в Киев и в абсолютно неудобных и некомфортных условиях пробиваться, показывать, что ты талантлив, нужен обществу. А это неправильно. Свое стратегическое направление я вижу в построении единого культурного пространства в нашей стране.

Цель у нас одна — создание единой нации. Сейчас, кроме географических границ, у нас нет культурно-художественного пространства. Существует отчужденность регионов. Донбасс живет своей жизнью, Галичина — своей, а Центральная Украина — своей. В Киеве мы никого не видим — темное пятно. А что там за окраиной столицы? Нужна децентрализация. Мы создадим культурно-художественные регионы по всей Украине, которые появятся не по областям, а по своей исключительной и своеобразной специфике. Например, у Галичины свой менталитет, характер, и она провоцирует другую творческую силу. Закарпатье — совсем другой мелос, костюм, темперамент, своя уникальность. У Донбасса также своя культура. Ею живут, творят, и темперамент в том крае совсем другой. А Слобожанщина? Это вообще уникальный край! Какая поразительная история! Может, не все знают, что три с половиной тысячи лет назад на Слобожанщине жили воинственные племена амазонок. А мы, когда говорим об этом крае, в лучшем случае вспоминаем о курганах, сегодня распаханных тракторами…

То есть проблем в области культуры существует немало. Мы перенесем работу в регионы и создадим опорные пункты. Они будут базироваться на гастрольно-концертных объединениях, а это даст возможность создать культурное пространство. Мне, например, было очень больно смотреть на так называемые отчеты областей. Какой же это примитивизм! Мы должны не в Киев везти коллективы, а создавать программы, приглашая ведущих мастеров из разных областей и выступать в разных регионах страны. Это нужно, чтобы не было вопросов наподобие — что же такое украинская культура? Украина имеет свою специфику — она полиэтнична, она поликонфессиональна. Не нужно из этого делать проблему: как от этого избавиться? Наоборот, нужно показать всю ее многообразную красоту, ведь она — наша общая национальная культура.

— Есть ли у вас в Минкульте своя команда? Будете ли реорганизовывать министерство, менять штат, структуру?

— Реорганизации нужно проводить постепенно. Я не настроена полностью менять сотрудников министерства. Хочу их научить, как лучше работать. Они имеют право совершенствовать себя в новой системе. Есть специальные программы, гранты. Моя главная цель — дать людям шанс раскрыть свои возможности, работать с радостью.

— Вы колебались, когда вам предложили должность министра культуры и искусств?

— Конечно колебалась. Ведь у меня уже была прекрасная карьера, которую я сделала сама. Что мне еще нужно? Народная артистка Украины, депутат Верховной Рады, народный посол (занималась вопросами трудовой миграции), мое имя как певицы известно во многих странах мира, я член Парламентской ассамблеи Совета Европы. То, что пошла на министерскую должность, заставляет меня в десять раз ответственнее относиться к работе. Я не имею права опуститься ниже того уровня, который имела. Поэтому руководить Министерством культуры и искусств стало для меня чрезвычайно проблематичным решением. Вы знаете, после Майдана я поняла, какой прекрасный наш народ и какие появились уникальные возможности добиться сдвигов во многих сферах нашей жизни. На одном из митингов во время оранжевой революции я сказала: «Именно с этого места (Майдана) князь Владимир Великий сказал, что такой народ нельзя купить ни за какие деньги мира, но с таким народом можно завоевать все сокровища мира».

А когда встал вопрос о Минкульте, подумала: кто, если не я? Если бы увидела, что кто-то из претендентов на министерскую должность может сделать это лучше меня, я бы перекрестилась...

«У НАС ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА — СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ, СВОБОДА СОВЕСТИ, СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА»

— В нашей стране есть немало коллективов, которые носят высокое звание «национальный», но, кроме украинской классики, национальный репертуар они почти не исполняют. Будет ли поощрять министерство художников для написания и исполнения произведений на украинскую тематику?

— Вот мы и вернулись к первому вопросу нашего разговора. Раньше перед Минкультом не ставилась политическая цель. Сфера культуры и само министерство были просто бюджетным комитетом. А теперь у нас есть национальные приоритеты. Мы должны сформировать единую творческую нацию. Поэтому теперь мы переосмыслим программы, отбор произведений, написанных художниками, композиторами, писателями. Считаю, что украинские произведения современных авторов должны идти на сценах наших театров, звучать на концертах. Но я думаю, что у нас еще будут проблемы с руководителями многих ведущих коллективов. В большинстве своем эти люди привыкли работать в старой системе. Они давно нашли удобные для себя механизмы, которые обеспечивают их финансовую самодостаточность, научились отмежевываться от проблем. У нас более сотни государственных театров. Мы ничего не будем закрывать. Теперь театры будут подчинены муниципальной власти, а не будут содержаться за средства Минкульта. Кстати, так во всех развитых странах.

Теперь каждый министр, каждое ведомство являются политическими. То есть министр должен быть политиком в своей сфере. Он ее создает, и он за нее конкретно отвечает. Раньше у нас была только политическая воля президента, и все выполняли его приказы (в основном после телефонного звонка).

Но пока у нас отсутствует система самоуправления, новообразованные культурно- художественные центры будут центрами, которые поддержит государство. Потом, когда создастся рынок, начнут действовать коммерческие структуры, тогда не понадобится делать эти государственные вложения.

— Но ведь по указке сверху рынок не возникает. У нас нет законов о меценатстве, спонсорстве, о льготном налогообложении кинопроизводства, книгоиздания, о деятельности неприбыльных организаций. Что для этого нужно сделать и как вы будете лоббировать такие важные для культурной сферы законы?

— Не думаю, что сегодня принятие таких важных законов станет проблемой. Пришла новая власть, и хотя парламент этот старый, но изменилась психология депутатов. Сегодня общество выдвигает новые требования. Посмотрите на программу действий правительства и Президента Украины В. Ющенко — европейская интеграция. Это не означает, что мы куда-то идем: то ли к России, то ли к Европе. Украина не идет путем вхождения, а путем возвращения к тому месту и тем культурным ценностям, где много веков была. Именно в этом принципиальная разница. Мы перенимаем европейские стандарты. А они заключаются в моральных ценностях, когда человек является центром внимания. Должно существовать верховенство права — свобода информации, свобода совести, свобода творчества.

— Теперь министерство будет создавать культурную политику, а кто будет заниматься таким прозаичным делом, как банальное распределение средств?

— Закончится практика, когда сверху кто-то спускает деньги. Когда начнут работать культурно-художественные центры, работать станет легче. К марту нам нужно внести изменения в бюджет. Мы соберем предложения от представителей всех видов искусств. Они лучше знают, куда, на что и сколько средств нужно. Я как министр только исполнитель их воли. Моя задача — не давать указания, что делать и как творить. Я как политик в культурной сфере должна отобрать лучшие инициативы и дать возможность реализоваться художникам. Когда мы все предложения сведем вместе, тогда и увидим, сколько нам нужно средств на эти программы. Где деньги можно взять? Мы готовим законодательное поле для разрешения проблем в сфере культуры и искусства. В частности, законы о меценатстве, спонсорстве, неприбыльных организациях, фондах содействия культуре; о том, как можно использовать гранты и тому подобное. И раньше были возможности принять такие законы, но никто не хотел этим заниматься, потому что перед руководителями министерства не ставились политические задачи по улучшению работы в культурной сфере.

— В некоторых странах культура и туризм объединены под одной министерской крышей. Это, в частности, решает вопрос финансирования музеев. Как вы относитесь к таким проектам?

— Очень положительно. Хотя сейчас, по решению Кабинета Министров, Гостурадминистрация принадлежит к Министерству экономики. Не думаю, что это навсегда. Но сегодня, когда в стране существует огромный дефицит бюджета, не решены многие социальные программы, поэтому на первом этапе, по-видимому, правильно международный бизнес (туризм) подчинить Министерству экономики, чтобы накопить ресурсы, которые так нужны для решения неотложных проблем. А в перспективе, я убеждена, туристический бизнес подчинят Минкульту. Думаю, что года через два наше министерство будет иметь уже другой вид. Когда заработает местное самоуправление — не придется ездить в Киев и просить средства. На местах будут зарабатывать деньги и сами ими будут распоряжаться. От нас как министерства многие функции отпадут. Начнется абсолютно гибкий процесс.

«МОЯ ЗАДАЧА — УСЛЫШАТЬ ВСЕХ»

— Еще в 1998 году у нас приняли закон о кинематографе, в котором в статье 22 говорится о 30-процентной квоте национальных фильмов в кинопоказах и на ТВ, однако он до сих пор не действует. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

— А разве у нас только этот один закон не работает? Думаю, что очень скоро мы наведем порядок в информационном пространстве, а также в системе общественной коммуникации (куда входит кино). Этим вопросом очень серьезно занимается вице-премьер Николай Томенко. Нужно в первую очередь запустить в действие законы и чтобы их действие было необратимым. А потом увидим, где есть проблемы и почему законы не выполняют? Сейчас нужно расчистить поле и увидеть, что же мы имеем, а что еще предстоит сделать. Например, было предложение вычленить из Минкульта кинематограф и создать Государственный комитет по вопросам кинематографии. Я — «за». Но пока что кино решили оставить в нашем министерстве. Думаю, что впоследствии кино будет самостоятельной единицей. А сейчас мы не можем из коррумпированной системы, теневого капитала что-то вычленять, пока не вычистим поле, не увидим фундамент, поскольку иначе новое здание обрушится — и проблему снова не решим. За полгода я внимательно изучу вопрос о кинопроцессе: кто есть кто, документацию, на каких основаниях действует аренда, выданы лицензии, как функционирует система кинопроката, механизмы обращения средств и тому подобное. Если бы я была легкомысленной или мне было бы безразлично, тогда сказала бы: «Господи, заберите от меня Департамент кино». Но так поступить я не имею права. Сначала наведу порядок в этой сфере, а потом с большим удовольствием отдам в другую структуру. Вы знаете, меня удивляет: у нас в Украине три киностудии, а они фактически не работают. Это аморально. Чтобы студии начали нормально работать, им нужна свобода творчества. На 2005 год уже составлена программа, бюджет. Честно говоря, маневров у нас очень мало. Но где-то с августа-сентября мы наработаем новые конкретные программы, план действий по реформированию и тогда я расскажу о сдвигах в киноотрасли.

— У вас есть консультанты или люди, на мнение которых вы можете полагаться?

— Моя задача — услышать всех, но не выбрать кого-то одного, кто будет советником. Поэтому мы будем проводить «круглые столы». Для этого у нас начнет работать общественная коллегия. Туда будут приходить новые люди, специалисты по разным отраслям. Все смогут высказать свое мнение, а потом Минкульт примет консенсусное решение, чтобы с ним согласились даже те, кто был в начале обсуждения проблемы категорически против. Я понимаю, что творческие люди амбициозны. Каждый считает, что сцена слишком маленькая, и как только один вышел, то другому уже нет места. Именно поэтому возникают обиды. Но когда проблемы начнем совместно обсуждать, а не под коврами и за рюмкой решать вопрос, тогда все станет на свои места. Ко мне уже приходят некоторые мастера искусств, начинают что-то нашептывать, а я сразу останавливаю. Все предложения мы обсудим открыто на «круглом столе» при всех заинтересованных в этом вопросе лицах.

«ГАСТРОЛЬНО-КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАКОЙ ЖЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ, КАК НЕФТЬ, САХАР, ХЛЕБ»

— Президент Украины Виктор Ющенко предложил создать «Украинский Эрмитаж», а почему не «Украинский Лувр»? Вы можете конкретно рассказать об этом новом проекте?

— Кстати, как мне известно, Виктор Андреевич имел в виду собственно Лувр, а Юлия Владимировна Тимошенко поняла, что это Эрмитаж. Может, появится еще и третье название. Я расскажу только о предложениях, которые мы подготовили для рассмотрения В. Ющенко. Планируется создать Дискуссионный клуб, который может называться «Украинский Эрмитаж». Он будет создан наподобие Музея одной улицы. Давайте договоримся, что как только решение будет принято, читатели «Дня» первыми получат подробную информацию о новом музее.

Кстати, планируется еще один интересный проект: Донецкий симфонический оркестр проведет большую художественную акцию по всей Украине и странах Европы. Пройдут выставки украинских художников. Через две недели мы сможем вынести эти проекты на обсуждение. Есть интересная задумка возродить балет на льду. Создадим и новые цирковые коллективы, программы. Работы немало…

Вы знаете, я — член Парламентской Ассамблеи Совета Европы, работала в Комитете по вопросам народонаселения, миграции, трудовой эмиграции, а когда пришла в Комитет по вопросам культуры, науки и образования, чтобы познакомиться с программами, спросила: чем для них интересна Украина? И оказалось, что иностранцев в первую очередь интересуют наши музеи, архивы, памятники архитектуры. А у нас в этой сфере столько проблем! Когда мне предлагают сделать ремонт во всех домах культуры, я говорю, что после ремонта через полгода дома станут такими же, поскольку нет сути. Что мы предложим в тот дом культуры? Следует начать активную гастрольно-концертную деятельность. У нас есть много народных и заслуженных артистов, которые привыкли выступать на вечеринках и забыли, как нужно держать большую аудиторию. Вы отправьте их на гастроли по Украине, и мы увидим, покупают ли на их концерты билеты и сколько на самом деле стоит артист. Нужно прекратить практику конвертов (гонораров за выступления). Тогда произойдет естественный отбор художников.

— Вы собираетесь возродить что-то наподобие бывшего Укрконцерта?

— Нет, название Укрконцерт не подходит. Возможно, это будет «Нацiональна концертна агенція» или Национально-концертное агентство. Оно не будет координатором, а будет собирать информацию и отправлять артистов туда, где в них нуждаются. Где-то через две недели будет концепция этой новой организации. Ее работа будут состоять из двух частей — внешний импресарио и внутренний рынок. На этом агентстве будет сконцентрирована выдача лицензий. Сейчас у нас и двери, и окна открыты, кто что хочет, то и делает. Гастрольно-концертная деятельность — такой же стратегический продукт, как нефть, сахар, хлеб.

У нас есть столько театров, оркестров и других художественных коллективов, которые прекрасно выступают, имеют разнообразный репертуар. А сколько у нас звезд мирового уровня в разных видах искусства? Сейчас многие артисты сами занимаются продюсерской деятельностью. Ездят, договариваются, выступают, а дома просят, чтобы их табелировали и с работы не выгнали. Потом зарплату отдают дирекции, которая закрывает глаза на отсутствие артистов и музыкантов на рабочих местах. Так не должно быть. Нам нужно поднимать имидж государства.

Или еще одна проблема: билетное хозяйство. Сейчас любой Вася платит 500 долларов и заказывает 30 — 50 тысяч билетов, ставит на этой бумажке свою печать какой-то фирмочки. Расклеивает афиши о спектаклях или концертах, а цену на те действа устанавливает какую хочет. Этим он обманывает всех. Учет билетов должен быть сконцентрирован в одной структуре.

«МИНИСТР КУЛЬТУРЫ, КОТОРАЯ ПОЕТ»

— Сейчас у вас немало работы как у министра, а будет ли время заниматься творчеством, преподавать в Киевском национальном университете культуры и искусств?

— Преподавать буду. Я осталась на 0,25 ставки педагога. В университете учатся мои студенты, которых я хочу довести до диплома. Думаю, что на трех студентов найдется время для преподавания. А что касается пения, то я не могу совсем не петь, потому что иначе просто умру как творческая личность. Конечно, пение станет для меня не профессией, а хобби. Кстати, когда я стала народным депутатом ВР, у меня гастрольно- концертной деятельности уже не было. Но петь для души ничто мне не мешало и не будет мешать, если надумаю выступить на концерте. Я могу записывать диски, снимать клипы, то есть я не намерена терять контакты со своими поклонниками.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать