Искал цели и прорубал пути
Во Львове представили творчество Корнила Устияновича (1839 - 1903)
Украинский художник, представитель классицизма и академизма в Галичине, писатель и публицист... Именно так говорили о Корниле Устияновиче в Национальном музее им. Андрея Шептицкого, где вчера открылась выставка по случаю 180-летия мастера.
В показе - более семидесяти живописных и графических произведений художника, и это коллективный показ, потому что экспонаты - из сборников Национального музея во Львове, а также - Музея искусств Прикарпатья, Ивано-Франковского краеведческого музея, Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья имени Иосафата Кобринского (г.Коломыя), Денисовского краеведческого музея (Тернопольская область), церквей Преображения Господня во Львове и Святого Архистратига Михаила в селе Саджава Ивано-Франковской области, а также из частной коллекции (полотно «Бойко на фоне гор»).
Произведения Устияновича дополняют подобранные по тематике картины его современников - «Портрет Тараса Шевченко» (1853) Бронислава Залесского, «Портрет жены в гуцульской одежде» (1884) и «Гуцул из Липовицы» (1884) Теофила Копистинского из коллекции Львовской научной библиотеки Украины им. Василия Стефаника и «Богородица с Младенцем» (1892) Юлиана Панькевича.
Куратор показа - заведующая отделом «Украинское искусство XIX - начала XX вв.» НМЛ Оксана Жеплинская.
«Каждый год 13 декабря, а это день, который мы считаем днем рождения музея, готовим нашу фондовую выставку», - отметил на открытии экспозиции генеральный директор Национального музея во Львове Игорь Кожан. И добавил, что экспозиция призвана глубже познакомить с многогранной деятельностью Корнила Устияновича как художника, который работал в различных видах и жанрах изобразительного искусства, с его новаторскими поисками и начинаниями в национальном искусстве. «Также важно, что в рамках этого проекта впервые широко представлена церковная живопись, а это - одна из важных страниц творчества Устияновича», - сказал Игорь Кожан.
На открытии выставки говорилось и о том, что Устиянович был разнопланово одаренным человеком. Проявил себя не только как художник-монументалист и живописец различных жанров, график-иллюстратор и карикатурист, но и как писатель, поэт, драматург, публицист, юморист и общественный деятель. Однако ценной является деятельность Устияновича в области изобразительного искусства - именно здесь наиболее полно проявился его талант, именно здесь его наибольшие заслуги в развитии украинской культуры.
Попутно стоит добавить, что, анонсируя выставку, ее организаторы цитировали и известного критика искусства, историка и архивариуса Николая Голубца, который в 1917 году так писал об Устияновиче: «То, что с первого взгляда поражает нас в личности Устияновича, это - многосторонность его таланта. Она не была всесторонностью Леонардо да Винчи, а больше напоминает нашего Франко, который бросался туда, где того требовала необходимость, делал то, что еще не было сделано. Устиянович писал стихи, драмы, фейлетоны и статьи на общественные темы, работал над конструкциями самолетов, вырезал, был оратором и декламатором, но, прежде всего, был и чувствовал себя художником. И если бы он направил всю свою энергию и талант в этом направлении, он бы продвинул украинскую живопись на десятки, если не сотни лет... Место Устияновича в истории нашего искусства в Галичине, это место первого артиста, который искал цели и прорубал пути, сам творил и учил общественность понимать искусство...». Центральный экспонат выставки «Корнило Устиянович. Художник украинского возрождения в Галичине» - полотно «Моисей» (1887). Эту картину организаторы одолжили у Преображенской церкви на ул. Краковской, 21. По словам куратора выставки, Устиянович работал над этим произведением восемь месяцев в Вене. «Художник был увлечен идеей, создать такой образ, который был бы переходным, обратным пунктом вообще в истории украинского искусства в Галичине, - говорит Оксана Жеплинская. - Моисей на его полотне изображен не просто как пророк, а как проводник каждой нации». Пани Оксана отмечает, что и себя Устиянович считал проводником нации. И не зря. Ведь именно он во второй половине XIX века положил начало возрождению национального искусства в Галичине.
Не меньше поразит посетителей и полотно «Христос перед Пилатом». «Сознавая свое призвание, Корнило Устиянович понимал необходимость решения проблемы духовного руководства украинцев, которая назрела в Галичском обществе. Поэтому образы Христа и ветхозаветного пророка Моисея стали центральными во всем наследии художника. Здесь Устиянович затронул совершенно новую тему отношений художника и тогдашней общественности, которая еще не была готова к восприятию искусства, - говорится в аннотации к полотну. - «В произведении «Христос перед Пилатом» художник не следует общепринятой традиции в изображении Христа, а демонстрирует свое понимание образа. В письме к «Gazety Narodowej» в августе 1880 года он объяснил, что пытался создать образ Христа как «мощного разрушителя старой церкви», «создателя новой религии и новой эры».
Выставка «Корнило Устиянович. Художник украинского возрождения в Галичине» - интерактивная. Оцифрованы документальные материалы, в частности - записные книжки, где художник делал эскизы, записывал стихи и не только. Информация представлена на планшетах, так что все желающие могут постранично ознакомиться с заметками художника.
Есть на электронном устройстве и изображение иконостаса в церкви Архистратига Михаила (село Саджава, что в Богородчанском районе Ивано-Франковской области), то есть, предоставлена возможность увидеть, как он выглядит в храме, а из сопроводительного текста можно подробнее узнать о достопримечательности.
Работы Корнила Устияновича в Национальном музее во Львове им. Андрея Шептицкого (проспект Свободы, 20) успеют осмотреть все желающие - показ действуюет до 23 февраля уже Нового, 2020, года.
И настройтесь на длительную экскурсию - показ масштабный, и это пять залов. Кроме того, все экспонаты имеют подробное текстовое сопровождение.
Респект организаторам показа!