Перейти к основному содержанию

«Корона «Дня» — волонтерам (сборный образ)

За эффективное воплощение формулы «нет ничего невозможного»
26 декабря, 10:27
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Большие и маленькие волонтерские инициативы собственными силами собирают миллионы гривен и тонны необходимых вещей для военных и вынужденных переселенцев — чем берут на себя функции государства, которое не справляется или не хочет справляться с новыми вызовами, появившимися перед ней вместе с началом аннексии Крыма и войны на Востоке...

Награждать кого-то одного было бы нечестно, поэтому «День» награждает символической «Короной» всех волонтеров, которые посвящают свою ежедневную жизнь поддержке военных и заботам о вынужденно перемещенных лицах. От больших волонтерских объединений, которые закупают тепловизоры, автомобили, реанимобили, прицелы, чинят и бронируют технику и т. п. до частных инициатив, когда люди собираются и плетут маскировочные сетки, вяжут носки или сушат «борщевые наборы» на передовую. Сегодня важно каждое действие, направленное на нашу победу. И военные не раз говорили в интервью «Дню», что без волонтеров Украина бы давно уже проиграла эту войну, не удержала бы Восток.

В социальной сети Facebook, кстати, «гуляет» шутка, которая не кажется такой уже и шуткой, если проанализировать масштабы проделанной волонтерами работы: «У нашей армии до сих пор нет атомной бомбы только потому, что военные до сих пор не попросили ее у волонтеров».

Кто-то регулярно перечисляет на карточки волонтеров средства, кто-то организовал Кулинарную сотню, Вязальную сотню и т. п. «День» писал, как активисты из Черкасчины делают буржуйки на фронт, и не единицами, а десятками. Есть истории о том, как мужчины ремонтируют военную технику на собственных СТО или переделывают старые грузовые контейнеры на «крыивки». Отдельная тема — дети, которые приобщаются к волонтерским инициативам или пытаются сделать что-нибудь своими руками: плетут маскировочные сетки, готовят рисунки и открытки. Наше издание тоже не остается в стороне. Уже больше месяца мы и сами, в редакции «Дня», проводим акцию «Теплая открытка + Теплая вещь», привлекая наших читателей к поддержке военных.

И таких историй за последнее время опубликовано на страницах «Дня» хорошая сотня: как простые украинцы заботятся о своих защитниках на уровне маленьких, одиночных инициатив или же мощных волонтерских групп, которые уже имеют имя и репутацию, за последние месяцы войны стали известными личностями, кое-кто из них даже занимает должности при комитетах в Министерстве обороны, как, например, Юрий Бирюков, Давид Арахамия, Татьяна Рычкова и другие. Самые влиятельные и сильные объединились в Ассоциацию волонтеров. Это — позитивные тенденции, которые дают надежду на ощутимые общественные перемены в недалекой перспективе.  На введение в чиновничьи кабинеты практики прозрачной и публичной работы, постоянной коммуникации с людьми.

«Фактически сегодня волонтеры во многом выполняют функции, которые должно было бы выполнять государство. Волонтеры появились стихийно — как реакция на кризис. Но люди хотят видеть, что государство о них заботится именно как государство, как стабильное образование. А волонтеры не могут быть постоянными, — говорит «Дню» координатор Фонда помощи стране «Сестри Перемоги» Юлия Джугастрянская. — Возможно, впоследствии будет практика вхождения волонтеров в государственные структуры. И тогда мы уже будем говорить о каких-то политических изменениях, — о готовности к внедрению реформ, например. И о самом внедрении реформ, как мы это сейчас видим на примере Минобороны, в которое вошли ряд волонтеров, которые постоянно отчитываются о своей работе максимально публично. Их заметки в Facebook размещают и на новостийных  сайтах, и можно видеть прозрачную работу конкретных людей в государственной структуре. Когда каждый из них показывает результаты, просит поддержки, благодарит за нее. Когда есть постоянная связь между теми, кто был отправлен выполнять государственные функции, регулировать какие-то процессы: перенаправлять средства, принимать решения, — и теми, кто их туда отправил. То есть, в будущем государственный аппарат либо будет перенимать прозрачный принцип работы волонтеров, либо волонтеры постепенно его будут замещать. Сегодня такие варианты кажутся утопическими, но, в конечном итоге, окончательный выбор делает украинский народ».

Волонтеры — это очень разные люди, но их объединяет готовность брать на себя ответственность, готовность действовать и временно отказаться от привычной жизни ради намеченной цели. При этом они не считают, что делают что-то особенное. Просто делают и все.

«Я не вижу в нашей работе чего-то экстраординарного, просто когда есть возможность что-то делать, то ты либо делаешь, либо нет. Если нет мотивации, то результата тоже не будет. С сентября три наши девушки получают официальную зарплату, на это согласился наш спонсор, поэтому они профессионально обязаны работать. У нескольких девушек на фронте мужья, им тоже ничего объяснять не нужно. Молоденькие девушки, когда к нам приходят военные, собственными глазами видят, что происходит, и действительно понимают важность того, что мы делаем, — рассказывает Виталий Дейнега, координатор волонтерской группы «Вернись живым». — Я не воспринимаю это как обычную работу. Главное — работать на результат, совершенствоваться, конкурировать с другими волонтерами. Самое важное — быстро перейти в профессионалы и начать заниматься этим профессионально по 8-12 часов в сутки. Нужно работать спокойно, взвешенно, без спешки, и не перерабатывать, чтобы не истощаться».

Еще месяц назад на счету «Вернись живым» было 13 миллионов гривен, сейчас — почти 20. Конечно, собрать миллионы выходит не у всех, потому что всем украинцы еще не верят. Хотя исключением из правила является, вероятно, Министерство обороны, на счет которого поступило более 152 миллионов гривен, и теперь граждане часто ставят вопрос — на что же пошли деньги? У волонтеров объяснение простое: чиновники не научились брать на себя ответственность так, как это делают активисты.

Анна Сандалова, руководитель фонда «Підтримай армію України», считает, что наши чиновники до сих пор не умеют давать слово и выполнять его: «Не бояться взять на себя ответственность — это то, что отличает волонтеров от других. Волонтерам нечего терять, они сначала берутся за взвод, потом за батальон. Они видят, что у них это получается, и продолжают двигаться дальше. Просто есть более храбрые, которые смогли потянуть большую ношу, а время такое, что нет возможности бояться что-либо делать. Вот если бы наши чиновники начали мыслить так же, как и волонтеры, например, взяли на себя участок работы и пообещали, что здесь наведут порядок, и сделали это... Когда мы ходим к ним на переговоры, невозможно вообще о чем-либо договориться. Например, мы спрашиваем о теплых  бушлатах, к какому числу обещают, какое количество и каким бригадам, но ответов на эти вопросы нет».

За эти месяцы волонтеры стали профессионалами своего дела, доказали, что украинцы умеют и могут помочь сами себе.  Волонтеры считают: еще не поздно государственным мужам перенять волонтерский опыт, было бы желание.

«После войны часть людей вернется к своим мирным делам. Но те, кто в волонтерстве нашел себя, бесспорно будут продолжать заниматься этим делом. Поэтому, думаю, мы увидим новые политические партии, новых общественных деятелей, новых госслужащих. Это будет прекрасно, если человек найдет свое место. Я бы назвала волонтерство психологическим взрослением нации. Человек, который взял на себя ответственность за то, что происходит с ним, его жизнью и с тем, что происходит вокруг него, уже почувствовала пределы своих возможностей. Это бесценный опыт. Человек, который почувствовал, что эта страна, — его,  становится заинтересованным в том, что здесь происходит. Мы говорим о совсем других формах коммуникации в обществе, о совсем других перспективах развития, потому что мы уже будем иметь дело с другим обществом. Изменения происходят в сознании каждого, а следовательно — и в обществе в целом», — подводит итог  Юлия Джугастрянская.

Инна ЛИХОВИД, Мария СЕМЕНЧЕНКО, «День»


 

«Фроловка». Эпицентр добра

 Склад гуманитарной помощи для переселенцев, что на улице Фроловской, 9/11, нельзя назвать собственно складом. Это, скорее, служба помощи, поддержки, а в некоторых случаях и спасения, может, поэтому и адрес такой символический у центра — как у службы спасения «911». «Фроловка» — это место, где переселенцам с востока можно согреться и попить теплый чай, одеться и надеть ботинки, взять домой вещи первой необходимости, найти работу, получить медицинскую помощь. Несмотря на будничные хлопоты и ежедневную суматоху, на Фроловской активно готовятся к новогодне-рождественским праздникам.

Особый режим работы склада начнется уже сегодня, 26 декабря. С этого дня на Фроловской, 9/11 начнут подготовку к новогодне-рождественским праздникам. Чтобы разместить всех, Новый год будут праздновать здесь четыре дня: 28-29 декабря и 3-4 января, приблизительно по 500 детей ежедневно, плюс — родители.

— У нас будет театр на ходулях, актеры сами нас нашли, сказали, что территория им подходит. Еще будет кукольный театр, фотографы с разными декорациями, которые будут делать новогодние открытки с фотографиями детей. И обязательно будет сладкий стол, — рассказывает координатор центра Леся Литвинова.

Сладостей уже собрали с избытком, поэтому планируют передать часть подарков в детские дома, которые находятся в зоне АТО. Часть оставят на Рождество. Потому что сейчас в центре зарегистрировано 12 тысяч переселенцев, часть из них — это семьи с детьми.

О том, чем живет и как работает «Фроловка», кто сюда обращается за помощью и  волонтерами, которые делают чудеса, — читайте в спецрепортаже на сайте «Дня».

Инна ЛИХОВИД, фото Артема СЛИПАЧУКА, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать