Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бал кинозолушки

900 аргументов «за» и ни одного «против»
15 декабря, 17:26
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В прошлое воскресенье в Украинском доме состоялась достаточно необычная — как для нашей территории — акция под названием «Украинское кино. 900 аргументов Киностудии Александра Довженко» (в рамках культурно-просветительского проекта «Благословенная Украина. Традиции и современность»). Целью проекта было привлечение внимания к Национальной киностудии художественных фильмов им. О. Довженко как символа украинского кино и гордости государства.

В рамках мероприятия открыли выставку коллажей актрисы Ларисы Кадочниковой на тему фильма «Тіні забутих предків». После этого состоялся  киноконцерт, который презентовал театрализованную ретроспективу шедевров киностудии Александра Довженко — «Тіні забутих предків», «За двома зайцями», «Богдан-Зіновій Хмельницький», «В бой идут одни старики» и «Владика Андрей».

Откровенно говоря, я ожидал очередной серии наших плачей по убиенному кино и студии им. А. Довженко студии, которую действительно бросили на произвол судьбы, — и умереть не дают, и дышать не позволяют. Потому что студия имеет статус национального заведения культуры и коридор самостоятельных действий здесь довольно узенький. Скажем, еще где-то в начале года студии позволили оставлять себе все деньги, полученные от аренды. Будто-бы хорошо. Однако арендаторы на студию идут неохотно, потому что размеры оплаты арендованных площадей определяет Фонд госимущества, выставляя такие цифры, которые отбивают любую охоту о чем-то говорить.

А главное — все понимают: студия оставаться в таком состоянии не может, нужны реформы. Гендиректор, кинорежиссер и продюсер Олесь Янчук вместе с коллегами предложил пакет реформ, однако, по его же свидетельству — реакции со стороны Министерства культуры пока что никакой.

4 сентября во время празднования 50-летия фильма «Тіні забутих предків» в столичном кинотеатре «Україна» поэт и сценарист Иван Драч ласковенько посоветовал Президенту Украины Петру Порошенко, чтобы он — по примеру Владимира Путина — «потряс олигархов», чтобі те «подбросили деньжат» на кино. Порошенко ответил, что уже пробовали и успеха не имели. Насколько я понимаю, он имел в виду подобные попытки Виктора Ющенко во времена его президентства. Хотя в действительности — не так! Сам Петр Алексеевич после Оранжевой революции вложил деньги в один из фильмов (успеха тот не имел, следовательно, деньги от Порошенко, насколько мне известно, в сторону кино больше не плавали).

А главное — кинорежиссер Роман Балаян вот уже два месяца разъясняет это всем желающим — Путин не олигархов «тряс», а государственную казну России. Миллиарды рублей текут себе и текут до сих пор. Превращаясь, кстати, время от времени в очень приличное кино; хотя много сетований на низкую эффективность используемых средств: ну так «воруют-с», по многовековому обычаю, распространенному и в наших краях. И существенно, что россияне раскрутили маховик телесериального кино, которое, собственно говоря, и завоевало пространство не только России, но и всего бывшего СССР. Украина «любезно» предоставила свое телевизионное пространство «в аренду» России — так стоит ли удивляться тому, что случилось на протяжении последнего времени: ни в Крыму, ни на Донбассе знать не знали, что они живут в Украине (не административной отдельности, а культурной).

Жлобство наших так называемых «верхов» рано или поздно должно было быть наказанным. Хочется надеяться, что наши власть предержащие стали понемногу прозревать. Сказал же Порошенко тогда, 4 сентября, что кино следует включить в сферу обороноспособности страны... А еще надежды на новый законопроект по государственной поддержке украинского кинематографа — он должен, в частности, создать условия для производства телесериального кино, аудитория которого составляет абсолютное большинство от общего количества потенциальной аудитории в Украине.

В этом контексте акция «900 аргументов» произвела хорошее впечатление. Простая, но эффектная и эффективная идея подать 5 фильмов в эдаком стереопакете — и фрагменты вышеназванных кинолент, и их саунд-треки в замечательном исполнении академического оркестра Вооруженных Сил Украины, и песни из фильмов (здесь была и специально приглашенная звезда, певец из Германии Константин Риттель-Кобылянский), и выходы к публике действительно легендарных актеров Ларисы Кадочниковой и Владимира Талашко, и комментарии людей, причастных к созданию картин (режиссер Олесь Янчук, кинооператор Сергей Борденюк, который приятно поразил изысканностью короткой речи, опровергнув древнюю сентенцию о том, что «оператор не оратор»). И изюминка акции — яркое костюмированное шоу, когда перед зрительскими глазами выходили актеры в костюмах из фильмов. Причем, это костюмы, которые сохранились со времен работы над фильмами! А выглядели как новенькие — виват художникам по костюмам, костюмерам, всем, кто так любовно хранит эту важную составляющую киносъемочного процесса. Это, кстати, говорит об одной простой вещи: киностудия может предоставлять услуги по костюмам, не нужно каждый раз шить еще и наряд, можно взять его напрокат. Вот сие и есть то, что называется киноиндустрия, точнее — фрагмент ее.

Словом, можно поздравить с удачей и довженковцев (они оставляли Украинский дом, чувствуя себя Золушкой, которую заметил принц), и непосредственных творцов акции — координатора проекта — Владу Литовченко, продюсеров — Оксану Старак и Игоря Соколовского, режиссера-постановщика Андрея Ковалика.

В конце, коротенькая речь, которую я произнес на том же действе (только немного расширю). Я говорил о фильме «За двома зайцями» Виктора Иванова. Последний принадлежал к близкому окружению Александра Довженко, который во многом подталкивал его к работе в комедийном жанре. Фильм по пьесе Ивана Нечуя-Левицкого и Михайла Старицкого. В его основе — шаржирование, высмеивание технологии социального лифта, начертаниями которого в конце ХІХ века начали овладевать выходцы из низов, до тех пор заблокированные в том же низу. А сейчас они получили возможность свободно двигаться по диагонали Андреевского спуска, туда, на Крещатик и Лаврские холмы. Исторически это попало в ритм с 1990-ми, которые до сих пор не закончились, — и, следовательно подавляющее большинство депутатских кресел в Верховной Раде занимают Прони Прокоповны и Голохвостые. Разве нет? А присмотритесь — и лексикончик почти тот же, и «образование», и легкость обещаний и построение иллюзорных конструкций, которыми замазывают наши глаза.

Смотрят они на нас с тех же Лаврских верховий, и видят: суетимся внизу, яко «крысы», яко что-то неподобное и биомассовое. А они — они идут: уперед и только уперед. Так давайте-ка вспомним финал картины Иванова: Голохвостого народ схватил за хвост и сбросил вниз, откуда он и пришел. Настало время сделать уже что-то подобное.

Да здравствует украинское кино! И, между прочим — за почти 90 лет существования студии фильмов Довженко там снято не 900, а не менее 1200 фильмов. Надеемся, счет этот продлится.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать