Богдан ТЫМКИВ: «Сегодня у нас сформировалось несколько мощных профессиональных школ»
Автор книги «Мистецтво України та діаспори: дереворізьба сакральна й ужиткова» выдвинут на Шевченковскую премию
Ее издало Ивано-Франковское издательство «Нова Зоря». Ценность работы Богдана Тымкива заключается в том, что впервые за времена независимости предпринята попытка провести сравнительный анализ сакральной и прикладной резьбы по дереву в нашей стране и диаспоре за последние несколько столетий.
Книжка напечатана на высоком полиграфическом уровне, насчитывает свыше трехсот страниц текста, около четырехсот уникальных фотоиллюстраций, сделанных самим автором, который известен в художественных кругах не только как научный теоретик, но и как практик в резьбе по дереву.
— Пан Богдан, начиная свой рассказ о сакральном церковном искусстве, вы приводите интересный факт. Оказывается, еще в начале ХХ в. на Галичине функционировало свыше ста школ, где учили резьбе по дереву.
— На начало ХХ в. в Галичине действительно насчитывалось 120 разных школ, мастерских и курсов. Прежде всего это такие известные учебные заведения, как художественно-промышленные школы деревообрабатывающего профиля в Рыманове, Закопаном, Львове, Станиславе (Ивано-Франковске), Черновцах, Коломые, Яворове, Вижнице, Ясине. Например, созданная в 1876 году Львовская промышленная школа рисунка и моделирования (в 1882 г. здесь было открыто отделение резьбы, художественного меблирования и токарного дела), прошла достаточно сложный путь становления, неоднократно меняя статус и название, а сегодня стала известным центром подготовки высокопрофессиональных художников-прикладников — колледжем декоративного и прикладного искусства им. И. Труша.
То же самое можно сказать и о Вижницком колледже прикладного искусства им. В.Ю. Шкрибляка, который ведет свой путь от созданной в 1905 году средней профессиональной школы под названием «Краевое научное учреждение для резьбы и металлической орнаментики».
Коломыйский политехнический колледж (нынешнее название) — одно из самых старых учреждений сферы образования в Украине. Об этом свидетельствуют архивные документы ремесленно-торгового справочника Королевства Галичины, где указано, что 15 ноября 1894 года в Коломые положила начало своей деятельности цесарско-королевская школа древесного промысла.
При содействии семьи митрополита Андрея Шептицкого в далеком 1896 году была создана Яворовская «забавкарская школа», которая послужила основой для современного учебного заведения — художественного профтехучилища № 14 пгт. Ивано-Франково (Яворовский р-н Львовской обл.).
Ряд учебных заведений, пройдя сложный путь становления, подвергнувшись переименованиям и своеобразным переориентациям учебного процесса, продолжают свою деятельность и в наше время. Эти образовательные центры известны не только в Украине, но и за ее пределами. Славу им приносят много талантливых выпускников, работающих для обогащения украинского искусства.
— Вследствие экономического кризиса в последние годы прекратили свою деятельность крупные деревообрабатывающие предприятия.
— Начиная с 1990-х, постепенно начали прекращать свою деятельность крупные как деревообрабатывающие предприятия, так и художественно-производственные комбинаты. Это прежде всего такие известные в Украине предприятия, как производственно-художественное объединение «Гуцульщина» (г. Косов) и Косовский художественно-производственный комбинат, Ивано-Франковский художественно-производственный комбинат, Львовская фабрика художественных изделий им. Леси Украинки, большое количество лесокомбинатов, при которых работали сувенирные цеха и которые существовали в большинстве областей нашей страны. Художники-прикладники и народные мастера, оставшиеся без постоянного места работы, вынуждены были или переквалифицироваться, или же начинать заниматься индивидуальным творчеством. На фоне общего упадка художественных промыслов Украины важным фактором стабильности стала деятельность Национального союза мастеров народного искусства Украины, направленная на возрождение и развитие народного декоративно-прикладного искусства, поддержку творчества большого количества талантливых художников. Под эгидой Союза на протяжении последних 20-ти лет был организован целый ряд всеукраинских групповых и персональных выставок при участии художников-прикладников, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее.
— Сколько церквей, расположенных как в Восточной, так и Западной Украине, построенных сто-двести-триста лет назад, сохранили до наших дней древние образцы резьбы по дереву, в чем их ценность?
— Если речь идет о Восточной Украине, то можно назвать Покровский собор — единственный храм Харькова ХVІІ в., который сохранился до наших дней. Это одна из немногих сохранившихся достопримечательностей Слобожанщины, построенных в стиле украинского барокко. Датой окончания строительства этого храма считают 1689 год. Уникальным памятником Харькова называют Успенский собор (1777 г.), причем он является последним из храмов, построенных в украинском стиле. Рядом древних храмов славится Изюмщина, в первую очередь это архитектурное сооружение ХVІІ в. — Свято-Преображенский собор. Он построен в 1682—1684 годах в стиле украинского барокко. Украшением г. Изюма также является Крестовоздвиженская (Николаевская) церковь (1821 г.), внутренние стены ее украшают фрески художников школы живописи Виктора Васнецова. Одним из лучших храмов в Украине считается Иосифо-Обручницкая церковь (1817 г., с. Мечебилово, Барвенковский район), построенная в стиле ампир. Жемчужиной Краснокутчины называют Спасскую церковь в с. Владимировцы (построена по проекту академика А.В. Щусева в 1911—1913 гг.), а также Архангело-Михайловскуь церковь конца ХІХ в. (построена в 1880 г.).
В Донецкой области известным архитектурным памятником является Никольская церковь Святогорской лавры, построенная в 1680-е годы и частично перестроенная в 1851 году. На Луганщине сохранился до наших дней храм Святой Троицы ХІХ ст., которая находится в смт Биловодск.
На землях Восточной Украины преимущественно уцелели каменные, а на западе страны даже деревянные храмы. Это церковь Святого Духа с. Потелич (1502 г.), церковь Воздвижения Честного Креста (1661 г.) и церковь св. Юрия (1678 г.) г. Дрогобыч Львовской области, Святодуховская церковь г. Рогатина (1598 г.), Благовещенская церковь г. Коломыи (1587 г.) Ивано-Франковской области, Успенская церковь г. Чортков (1635 г.) Тернопольской области и мн. др. Исключительно ценными являются настенные росписи, сохранившиеся в интерьере многих этих церквей, а также деревянные резные иконостасы, кивоты, престолы, кресты.
— В 1920-х — 1980-х Греко-католическая Церковь подверглась колоссальным притеснениям со стороны советского режима. Как, по вашему мнению, можно возобновить школу украинской иконописи, иконостасной резьбы и храмового строительства?
— С обретением Украиной независимости новое развитие получило и искусство сакральной резьбы по дереву. Начала возрождаться храмовая архитектура, а с ней и искусство изготовления предметов церковного назначения. Одновременно с этими явлениями появилась проблема подготовки специалистов иконописи, стенописи, сакральной резьбы по дереву с ориентацией на каноническое наследие художественных традиций и совершенных технологий.
На протяжении нескольких лет в Украине сформировалось несколько мощных профессиональных школ, которые проводят подготовку высококвалифицированных специалистов в отрасли сакрального искусства. На сегодня признанными школами является кафедра сакрального искусства Львовской национальной академии искусств (руководитель профессор Р. Василик) и мастерская живописи и храмовой культуры Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (руководитель профессор Н. Стороженко).
Кафедра сакрального искусства Львовской национальной академии искусств была основана в 1995 году. Ее целью было возрождение и популяризация украинского сакрального искусства и развитие его самобытной стилистики. Инициатором создания кафедры и автором концепции подготовки специалистов был Народный художник Украины, профессор Роман Василик, который возглавляет ее с первых дней основания.
В основу учебного процесса кафедры положены традиции сакрального искусства княжеских времен, галицкой школы иконописи ХІV—ХVІ вв., а также художественные достижения художников Галичины конца ХІХ — первой половины ХХ в. Кроме того, на кафедре проводится большая работа по возрождению традиционной резьбы по дереву, сакральной металлопластики, золотого шитья, священнической одежды, книги и т.п.
Выдающееся место в отрасли сакрального творчества занимает школа Николая Стороженко, которая в своей деятельности опирается на художественные традиции Византии, украинского казацкого барокко, Киево-Печерской школы ХVІІ—ХVІІІ вв., новации украинского искусства 20—30-х годов прошлого века.
Учебно-творческая мастерская живописи и храмовой культуры создана в 1994 году в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры. Целью мастерской стало возвращение утраченных за восемьдесят лет духовных ценностей сакральной культуры, возрождение художественных достижений лучших школ храмовой архитектуры, иконописи, резьбы по дереву прошлых веков.
— В каких музеях вы изучали редкие экспонаты?
— Наибольшую часть из проработанных источников, использованных в книге, составляют материалы из архивов Львова, Ивано-Франковска, Полтавы, Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, а также коллекции произведений из фондовых собраний музеев Львова, Ивано-Франковска, Черновцов, Коломыи, Киева, Полтавы, Москвы и частных коллекций.
На протяжении 1986—1990 годов, учась в аспирантуре отделения изобразительного и декоративно-прикладного искусства НИИ художественного воспитания АПН СССР, имел возможность поработать в лучших музеях Москвы и Санкт-Петербурга, библиотеках и архивах этих городов.
В следующие годы, находясь в Германии, Австрии, Италии, Польше, сотрудничество продолжалось с зарубежными научными учреждениями, художественными учебными заведениями, архивами и музеями. Как результат, были собраны уникальные библиографический, архивный и фотодокументальный материалы, которые и стали почвой для написания отмеченного труда.
Среди зарубежных музеев я побывал в Венском музее народного искусства, где хранится большое количество гуцульских художественных произведений (около 2000 экспонатов, среди которых есть также разнообразные предметы с Бойковщины). Здесь находятся изделия известных корифеев гуцульской резьбы, в частности Ю. Шкрибляка и его сыновей, М. Мегединюка и др. Хочу отметить, что после Коломыйского музея народного искусства Гуцульщины и Покутья и Львовского музея этнографии и художественного промысла, Венский музей занимает третье место среди коллекций произведений гуцульского искусства.
Большое количество материала собранно мной и в библиотеке украинистики, и уникальном архиве Украинского Свободного Университета в Мюнхене, где также имел возможность ознакомиться с произведениями Г. Крука, С. Гординского и других художников.
Посмотреть произведения известного лемковского резчика Г. Пецуха посчастливилось в его Галерее г. Закопане (Республика Польша). Конечно, находясь в непосредственной близости с произведениями украинских диаспорных художников за рубежом, переживаешь двойственные ощущения, в первую очередь, это гордость за наш талантливый народ, а уже потом становится грустно, что эти люди вынуждены были работать на чужбине.
— Вы описываете уникальное произведение современного сакрального искусства — четырехъярусный иконостас Церкви Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве. Можно ли этот храм считать одной из архитектурных жемчужин современной Украины?
— Собор в честь Воздвижения Честного и Животворящtго Креста Господнего — главного храма Полтавского Крестовоздвиженского монастыря — был построен в 1689—1709 годах (есть сведения об освящении в 1756 г.) и, соответственно, уже может считаться ценным архитектурным памятником Украины. В наше время он требовал значительных реставрационных работ. Величественный четырехъярусный барокковый иконостас, выполненный в середине ХVІІІ в., по некоторым данным, авторства известного резчика Сысоя Шалматова, был уничтожен в 1933 году. Поэтому встал вопрос об изготовлении нового иконостаса, который должен был соответствовать как архитектурной конструкции храма, так и его внутреннему оформлению. Художники Роман Ругалов и Виктор Бабенко на основе фотографий утраченного иконостаса и собранного материала по исследованиям уцелевших иконостасов периода казацкого барокко разработали проект нового иконостаса. Этот иконостас можно считать одним из уникальных творений современных художников сакрального искусства.
— Сейчас в Лувре впервые экспонируются уникальные работы Ивана Георга Пинзеля. Как специалист, скажите, каковы характерные детали деревянных скульптур этого выдающегося мастера?
— Имя скульптора ХVІІІ в. Иоанна Георга Пинзеля открыл миру известный искусствовед, директор Львовской галереи искусств, ныне уже покойный, Борис Возницкий. Именно он на протяжении многих лет собирал произведения этого гениального мастера, назвав его «украинским Микеланджело».
Происхождение Иоанна Пинзеля доныне вызывает заинтересованность и споры у исследователей. Впервые о нем заговорили в 1740-х годах как об уже сформированном скульпторе. Пинзель выполнил ансамбль алтарной скульптуры в костеле Непорочного Зачатия Девы Марии в Городенце (Ивано-Франковская область). Главный алтарь составляли четыре трехметровые фигуры из дерева: св. Анны, Елизаветы и Иосифа. К элементам интерьера принадлежали также и боковые алтари и амвон (кафедра для проповедей), который состоял из подножия и нависающего над ним балдахина, увенчанного скульптурой Доброго Пастыря.
Сошлюсь на мнение известного украинского искусствоведа Владимира Овсийчука, который, оценивая творческое наследие Пинзеля, в частности сказал, что «не найдется равного ему по виртуозности мастерства обработки дерева и камня, по стилевой полноте выражения и смелости, композиционной сложности тематических решений». Польский исследователь Тадеуш Маньковский называет Пинзеля выразителем своеобразного экспрессивно-динамического направления барокковой пластики. Среди оставленных Пинзелем произведений особенно выделяется «Распятие». В образе Христа воплощена тема страданий человека. Мастер сумел передать всю глубину мук Иисуса и то, как силы покидают его. Работы Пинзеля хранятся во Львовском музее скульптур Иоанна Пинзеля. Чрезвычайным событием сегодня, бесспорно, является факт выставки скульптур Пинзеля «Художники барокко в Украине в середине ХVІІІ столетия: Иоанн Георгий Пинзель» в Лувре. На выставке было представлено 27 произведений из музеев Львова, Ивано-Франковска и Тернополя. Среди экспонатов была и скульптура св. Анны из костела г. Монастырыська (Тернопольская область). Ее нашел Борис Возницкий на кладбище, поскольку после разрушения костела скульптура использовалась в качестве надмогильной фигуры.
СПРАВКА «Дня»
Богдан Михайлович ТЫМКИВ (1959 г.) — профессор, доктор философии, Заслуженный деятель искусств Украины, член Национального союза художников Украины, Национального союза мастеров народного искусства Украины. С 1993 года заведующий кафедрой декоративно-прикладного искусства Прикарпатского национального университета им. В. Стефаника. Автор свыше 60-ти научных трудов по искусствоведению и педагогике искусств. Среди них — три монографии, четыре учебника, шесть учебных пособий, научные статьи, экспериментальные программы и т.п.
Выпуск газеты №:
№224 (2012)Section
Культура