Перейти к основному содержанию

«Драматический» Майдан

Первый сборник актуальных украинских пьес как тест для театров
06 февраля, 09:50
«Майдан. До і після». Обложка

Антология  называется «Майдан. До і після». Это второе издание из диптиха – проекта драматического отдела Центра Курбаса и издательства «Світ знань» при содействии Украинского Конгрессового Комитета Америки.

Наконец увидела мир первая антология украинской драмы, рожденная Майданом, – его предчувствием, переживанием, осознанием.  В сборник входят тексты разных поколений (от 70- до 20-летних) и стилей (документальный, мистический, анималистический, исторический, виртуальный и даже новый вертеп).

Антология состоит из девяти пьес и трех частей: «Предтеча», «Майдан» и «Війна». Среди авторов сборников А.Витер, Я.Верещак, О.Миколайчук-Низовец, Н.Марчук, Н.Неждана, Н.Симчич, К.Скорик, Д.Терновый. Некоторые из пьес уже были победителями на престижных конкурсах, опубликованы и воплощены в чтениях и спектаклях за рубежом. В частности пьеса «Майдан Інферно» Н.Нежданой звучала на французском в Париже на фестивале «Европа театров». «Деталізація» Д.Тернового – победителя австрийского конкурса «Говоримо про кордони...» – уже издана и поставлена на немецком. «Нетудидитина» О.Миколайчука переведена на английский, «Лабіринт» А.Витра – на польский, сербский, французский и английский языки. А пьеса Н.Марчук «Вертеп-2014» уже поставлена в Чикаго (США). Некоторые оказались пророческими, а некоторые были написаны накануне. Но всех их объединяет одно – Современная Украина. События Революции Достоинства и войны стали знаковыми для нашего народа и изменили не только нас, но и весь мир. Понимание этого превращения в сознании чрезвычайно важно. И не только на документальном уровне, но и более сложном – художественного осмысления.

Ведь украинский театр, в отличие от других сфер искусства, проявил свою крайнюю консервативность – несколько спектаклей, да и те в основном документальные – это ничтожно мало. «Давайте подождем…», – советуют руководители театров. Чего? Пока об этом расскажут идеологи Кремля? Когда же театры распрощаются с самоцензурой и начнут говорить на важные и даже «раздражающие» для общества темы? Именно это является одним из признаков современного театра. И разочарование экспертов первого театрального «шоу-кейса» нашей «неинтересной» для них программой было очевидным (в частности так считает руководитель Свободного театра Николай Халезин). Ведь ждали «живого» театра, новой эстетики с осмыслением настоящего. Однако ни одного «революционного» спектакля не было. Поэтому антология «Майдан...» – уникальный шанс для театров быть актуальными в чрезвычайно драматичное для своего народа время.

Презентацию антологии «Майдан. До і після» планируют провести в феврале к годовщине победы Майдана со сценическими чтениями фрагментов и дискуссионным круглым столом о революционной современной драме. Ведь революция продолжается, и не только на улицах, а также в головах и душах. Думаю, особенность нашего времени, что в любом случае оказываешься по какую-то сторону баррикады. И даже в Киеве один новосозданный театр (PostPlayТеатр) выпускает спектакль «Ополченцы», а другой (Европейский Театральный Центр) организовывает мини-фест «Мій Майдан»… Так или иначе, и хуже всего – это безразличие. Когда-то Ф.-Г.Лорка писал, что театр, безразличный к бурной общественной жизни, к пульсу истории и трагедии народа, не достоен называться театром. Это «игровой дом», заведение, где «убивают время». Драматурги свое слово сказали, теперь очередь за театрами... Возможно, своеобразный тест.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать