«Драматический» Майдан
Первый сборник актуальных украинских пьес как тест для театров![](/sites/default/files/main/articles/06022016/maydan.do_i_pislya._obkladynka.jpg)
Антология называется «Майдан. До і після». Это второе издание из диптиха – проекта драматического отдела Центра Курбаса и издательства «Світ знань» при содействии Украинского Конгрессового Комитета Америки.
Наконец увидела мир первая антология украинской драмы, рожденная Майданом, – его предчувствием, переживанием, осознанием. В сборник входят тексты разных поколений (от 70- до 20-летних) и стилей (документальный, мистический, анималистический, исторический, виртуальный и даже новый вертеп).
Антология состоит из девяти пьес и трех частей: «Предтеча», «Майдан» и «Війна». Среди авторов сборников А.Витер, Я.Верещак, О.Миколайчук-Низовец, Н.Марчук, Н.Неждана, Н.Симчич, К.Скорик, Д.Терновый. Некоторые из пьес уже были победителями на престижных конкурсах, опубликованы и воплощены в чтениях и спектаклях за рубежом. В частности пьеса «Майдан Інферно» Н.Нежданой звучала на французском в Париже на фестивале «Европа театров». «Деталізація» Д.Тернового – победителя австрийского конкурса «Говоримо про кордони...» – уже издана и поставлена на немецком. «Нетудидитина» О.Миколайчука переведена на английский, «Лабіринт» А.Витра – на польский, сербский, французский и английский языки. А пьеса Н.Марчук «Вертеп-2014» уже поставлена в Чикаго (США). Некоторые оказались пророческими, а некоторые были написаны накануне. Но всех их объединяет одно – Современная Украина. События Революции Достоинства и войны стали знаковыми для нашего народа и изменили не только нас, но и весь мир. Понимание этого превращения в сознании чрезвычайно важно. И не только на документальном уровне, но и более сложном – художественного осмысления.
Ведь украинский театр, в отличие от других сфер искусства, проявил свою крайнюю консервативность – несколько спектаклей, да и те в основном документальные – это ничтожно мало. «Давайте подождем…», – советуют руководители театров. Чего? Пока об этом расскажут идеологи Кремля? Когда же театры распрощаются с самоцензурой и начнут говорить на важные и даже «раздражающие» для общества темы? Именно это является одним из признаков современного театра. И разочарование экспертов первого театрального «шоу-кейса» нашей «неинтересной» для них программой было очевидным (в частности так считает руководитель Свободного театра Николай Халезин). Ведь ждали «живого» театра, новой эстетики с осмыслением настоящего. Однако ни одного «революционного» спектакля не было. Поэтому антология «Майдан...» – уникальный шанс для театров быть актуальными в чрезвычайно драматичное для своего народа время.
Презентацию антологии «Майдан. До і після» планируют провести в феврале к годовщине победы Майдана со сценическими чтениями фрагментов и дискуссионным круглым столом о революционной современной драме. Ведь революция продолжается, и не только на улицах, а также в головах и душах. Думаю, особенность нашего времени, что в любом случае оказываешься по какую-то сторону баррикады. И даже в Киеве один новосозданный театр (PostPlayТеатр) выпускает спектакль «Ополченцы», а другой (Европейский Театральный Центр) организовывает мини-фест «Мій Майдан»… Так или иначе, и хуже всего – это безразличие. Когда-то Ф.-Г.Лорка писал, что театр, безразличный к бурной общественной жизни, к пульсу истории и трагедии народа, не достоен называться театром. Это «игровой дом», заведение, где «убивают время». Драматурги свое слово сказали, теперь очередь за театрами... Возможно, своеобразный тест.
Section
Культура